Если для железнодорожного транспорта Монголии годом качественного рывка и амбициозных начинаний стал нынешний 2023 год, то для автомобильного транспорта этой страны эпохальным моментом можно считать событие, состоявшееся в прошлом, 2022 году. Речь идёт о достижении транспортно-коммуникационной задачи эпохального масштаба – а именно об окончательном соединении асфальтированными автомобильными дорогами административных центров всех субъектов страны- 21 аймака, со столицей страны – городом Улан-Батором. Тем не менее, предварительные итоги 2023 года в области автомобильного транспорта не так сильно блекнут на фоне такого громкого для Монголии события. 2023 год стал прорывным в области транзитных международных автоперевозок через Монголию.
В области автотранспорта Монголия также ведёт самую активную работу – как внутри страны, так и на международном уровне. В частности, приоритетной сферой деятельности монгольских чиновников в этом вопросе стало заключение соглашений об автомобильном сообщении со странами, участвующими в континентальном транзите «Азия-Европа». Так, за последнее время такие соглашения были подписаны с 14 странами Восточной и Западной Европы, Закавказья, Средней и Восточной Азии. С учётом этого качественного сдвига в правовой среде монгольского автодорожного транзита в июне 2023 года было перезаключено аналогичное соглашение страны с Китаем. Развивается взаимодействие по вопросам автомобильного транзита и с Российской Федерацией – в ходе подписания протокола 18го заседания по вопросам транспорта в рамках межправительственной комиссии стороны согласовали увеличение транспортных квот на двусторонние и транзитные рейсы.
Говоря о масштабах автодорожного строительства в Монголии стоить отметить, что на 2023 год был запланирован ввод в эксплуатацию значительного числа автомобильных дорог международного и национального значения. Были завершены работы по созданию 745-километровой международной магистрали на западе страны, которая стала частью международного маршрута АН-4 (Новосибирск-Карачи из недавней статьи автора), а также произведена масштабная реконструкция основной автомобильной магистрали страны – АН-3, на участке между Улан-Батором и Дарханом (более 200 километров). В настоящая время ведётся модернизация оставшихся участков дороги суммарной протяжённостью более 800 километров. В результате данных работ, АН-3 станет четырёхполосной магистралью международного качества вместо двухполосной бетонной дороги, возведённой ещё в середине прошлого века.
Ведётся работа и по созданию автомобильных дорог, связывающих, как и упомянутые в прошлой статье железнодорожные магистрали, крупные месторождения Монголии с китайской границей. Речь идёт о строительстве автомобильных дорог Тавантолгой-Ханги (477 километров) и Тавантолгой-Гашунсухайт (250 километров). Несмотря на стремительное расширение пропускной способности железнодорожных магистралей, упомянутое в первых двух статьях «транспортного цикла», автомобильные перевозки по-прежнему не теряют актуальности и демонстрируют ежегодный рост объёмов.
Развитие международных автотранспортных коммуникаций в Монголии также привязано к реализации масштабной государственной программы «Годы посещения Монголии», которая предполагает достижение значительного прироста туристического потока в страну в 2023-2025 годы. Так, в привязке к данной программе в 2023 году Монголия наладила регулярное автобусное сообщение с китайскими городами Пекин, Тянцзинь и Хух-Хото.
Развитие автодорожной сети Монголии привязано и к ещё одной комплексной национальной программе — «Новая политика восстановления регионов», предусматривающая транспортно-инфраструктурное, экономическое и социальное развитие провинциальных районов страны. Активно модернизируются дороги регионального и местного значения.
К развитию автотранспортной инфраструктуры в Монголии активно привлекаются и международные организации – так, проработка проектов реконструкции и модернизации пограничных автодорожных пунктов уже сейчас привлекаются представители Всемирного Банка и Азиатско-Тихоокеанской экономико-социальной Комиссии ООН. По планам правительства Монголии, к концу 2024 года в стране появятся 5 новых автомобильных коридоров, которые станут частью автотранспортных маршрутов по направлению «Азия-Европа».
Реконструкция автомобильных пограничных пропускных пунктов сопровождается цифровизацией и автоматизацией процедур, обеспечивающих прохождение грузовыми и пассажирскими автомобилями монгольской границы. Такой подход способствует росту пропускной способности этих пунктов, а также большей прозрачности монгольского горнорудного экспорта, теневая составляющая которого стала причиной крупнейших политических протестов в стране, состоявшихся в декабре 2022 года.
Таким образом, в Монголии происходит параллельное развитие всех основных видов транспорта (за исключением не имеющего значительного потенциала в монгольских условиях водного транспорта). Масштабные проекты реализуются с беспрецедентным размахом в области железнодорожного, автомобильного транспорта… Но так ли всё с ещё одним – воздушным видом транспорта? Об этом читатель непременно узнает в следующей статье из «транспортного цикла».
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».