EN|FR|RU
Социальные сети:

Красное море: новый вектор во внешней политике Эфиопии?

Иван Копытцев, 25 октября 2023

Абий Ахмед

На протяжении многих веков доступ к морским торговым путям считался и, по сути, продолжает считаться одним из наиболее значимых факторов успешного экономического развития государств. К числу очевидных преимуществ морской торговли относится возможность кратно нарастить объем и темпы грузоперевозок, а также резко увеличить число торговых партнеров. К тому же, обладание хотя бы небольшим участком морского или океанического побережья позволяет избежать зависимости от транзита через соседние государства, а значит, способствует обретению политической самостоятельности.

В то же время, даже в наши дни далеко не все страны имеют прямой выход к мировому океану: на текущий момент 44 государства так или иначе отрезаны от побережья, обладая лишь сухопутными границами. Разумеется, подобная проблема может быть более или менее актуальна для различных стран в зависимости от целого ряда переменных, включая численность населения, отношения с соседями, политический курс и уровень экономического развития. В связи с этим, особого внимания заслуживает рассмотрение позиции правительства Эфиопии – наиболее населенного из всех «сухопутных» государств в мире – по проблеме «морских границ» в свете заявлений, сделанных премьер-министром Абий Ахмедом в середине октября 2023 года.

Историческая справка

Исторически правители Абиссинии (Эфиопии) имели доступ к Красному морю через территорию современной Эритреи, гавани которой привлекали греческих купцов еще в эпоху Античности. Хотя абиссинские негусы (цари), как правило, обладали лишь косвенным контролем над данным стратегически значимым районом, вплоть до прихода итальянских колонизаторов в конце XIX века «морские ворота» оставались открытыми. После краткого периода вхождения Эритреи в состав Эфиопии на условиях федеративного государственного устройства к концу 1960-х в стране вспыхнула борьба за независимость, завершившаяся провозглашением независимости от Эфиопии в 1994 году. Таким образом, правительство последней окончательно лишилось возможности свободно использовать порты Асэба и Массауа в торговых и военных целях. В результате, одно из наиболее динамично развивающихся государств Африки с населением, численность которого в последние годы превысила 120 млн. человек, оказалось «заперто», будучи отрезанным от морского побережья на севере территорией Эритреи, а на северо-востоке  – Джибути и Сомали. Война 1998-2000 гг. и последовавшие два десятилетия вражды с Асмэрой вынудили руководство Эфиопии использовать порт Джибути как единственную и безальтернативную торговую артерию страны: по оценкам Всемирного Банка, до 95% торгового оборота страны приходится на транзитный маршрут Аддис-Абеба – Джибути. Однако, достижение дипломатического урегулирования отношений с Эритреей в 2018 году и завершение боевых действий на севере Эфиопии в 2022, равно как и установление относительной стабильности на территории Сомалиленда создает предпосылки для поиска альтернативных транзитных маршрутов или же и вовсе – новых подходов к преодолению данной проблемы.

Заявление Абий Ахмеда

В первой половине октября 2023 года вопрос отсутствия прямого выхода Эфиопии к мировому океану получил неожиданное развитие на самом высоком уровне. В своем 45-минутном видеообращении к парламентариям премьер-министр страны (с 2018 года) Абий Ахмед всецело остановился на проблеме доступа к побережью Красного моря, не только подробно описав суть вопроса, но и сформулировав возможные выходы из сложившейся ситуации. Данное выступление тем более примечательно и, в некотором смысле, беспрецедентно, что с начала конфликта в Тиграе правительство Эфиопии вынужденно фактически всецело концентрироваться на решении наиболее острых внутренних проблем, а внешняя политика преимущественно ограничивалась диалогом с Египтом и Суданом по поводу запуска Дамбы Возрождения. В этих условиях публичное заявление премьер-министра о жизненной необходимости выхода к морю для Эфиопии может быть воспринято как официальная презентация крайне амбициозной внешнеполитической стратегии, которая, в то же время, сулит возникновение противоречий и даже конфликтов с соседями: Эритреей, Джибути и Сомали.

Итак, что же сказал Абий Ахмед? Прежде всего, эфиопский премьер-министр обозначил экзистенциальный характер проблемы: по его мнению, выход к морю жизненно важен для страны и, потенциально, реализация данного проекта позволила бы принести мир в раздираемый конфликтами регион Африканского Рога. Следующий, не менее важный с политической точки зрения, нарратив напрямую связан с легитимацией требований. Так, Абий Ахмед привел широкий перечень доводов, включая аргументы исторического, этнического и экономического характера, обуславливающие законность подобных амбиций. Вместе с тем, центральным, по крайней мере, с практической точки зрения, следует считать призыв к соседям «договориться» на взаимовыгодных условиях. Не уточняя, какая именно форма сотрудничества – аренда порта, его приобретение или же получение доли в активах – интересует Аддис-Абебу, Абий Ахмед указал на активную инвестиционную политику Турции и ОАЭ в регионе, что, таким образом, может считаться обычной практикой. При этом премьер-министр Эфиопии упомянул Дамбу Возрождения и Эфиопские Авиалинии как активы, доля в которых могла бы быть предложена соседним странам в обмен на их готовность обеспечить эфиопской стороне прямой выход к морю. В заключении, Абий Ахмед заявил о конфедерации с Эритреей как возможном решении проблемы, при условии добровольного согласия Асмэры на подобный шаг.

Потенциальное значение

По сути, выступление Абий Ахмеда, формально адресованное эфиопским законодателям, имеет совершенно иную целевую аудиторию. В целом, столь содержательное и, как может показаться, прямолинейное обращение является не только прямым указанием на принятие новой крайне амбициозной внешнеполитической стратегии или же, скорее, доктрины, но и попыткой «прощупать почву», то есть, получить, в том или ином виде, обратную связь от лидеров соседних государств и государственных образований: Сомали, Сомалиленда, Джибути и Эритреи. В этом списке, именно последняя вызывает особый интерес. Исторически выступавшая «морскими воротами» Эфиопии, эта страна в последние годы стала ключевым союзником Аддис-Абебы в решении внутриэфиопских проблем. Тем не менее, политические амбиции Исайяса Афеверки – президента Эритреи – и Абий Ахмеда далеко не всегда могут уживаться вместе. Принимая в расчет охлаждение в отношениях двух правительств на фоне завершения конфликта в Тиграе и начала боевых действий в штате Амхара, а также слухи о предварительных договоренностях о создании федеративного государства, якобы достигнутых еще в 2018 году, потенциальная роль Эритреи в решении «проблемы Красного моря» для Эфиопии в дальнейшем будет заслуживать особого внимания.

 

Копытцев Иван – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Конфликт в Судане: текущая динамика противостояния
Действия России в Африке затягивают экономическую петлю вокруг Европы
Грабеж, террор, доминирование: Франсафрика на испытании историей
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?