12.10.2023 Автор: Александр Сваранц

Вопрос Швеции завис между коррупционным скандалом в США и решением парламента Турции

Швеция НАТО

Как известно, в июле с.г. на саммите НАТО в Вильнюсе ключевой темой стал вопрос расширения альянса и решение турецкого парламента по членству Швеции. Президент Эрдоган тогда пообещал своим союзникам положительно отнестись к шведскому статусу в НАТО при условии поддержания Стокгольмом вступления Турции в состав ЕС.

Иными словами, турецкий лидер не стал в Вильнюсе напирать на проблему курдского сепаратизма, строго придерживаться списка выдачи Анкаре курдских экстремистов, нашедших убежище в Швеции. Для многих экспертов столь неожиданные перемены в позиции Эрдогана не были неожиданностью, а только подтвердили изощренность его дипломатической гибкости и торговых способностей.

Между тем, на полях литовского саммита Реджеп Эрдоган провел важные переговоры с американским коллегой Джозефом Байденом. Как отмечали некоторые СМИ, США пообещали Турции за положительное решение шведского вопроса изменить и свое отношение к Анкаре. В частности, Вашингтон заверил в военных поставках модернизированных истребителей F-16 и запчастей к ним, а также в выделении турецкой экономике дополнительно 13 млрд долл.

Правда, президент США, несмотря на свой статус, не может оказать военную помощь иностранному государству без соответствующего решения Комитета по международным делам Палаты представителей Сената. Руководитель же данного комитета демократ Роберт Менендес и после саммита НАТО в Вильнюсе выступил противником военных поставок Турции, увязав положительное решение данного вопроса с изменением поведения Анкары и прекращением турецких угроз в адрес своих соседей (в частности, Греции, Кипра, проамериканских курдов Сирии и Армении).

В ответ на подобную непримиримость Менендеса Эрдоган несколько поменял свою позицию по Швеции и заявил, что решение шведского вопроса является прерогативой парламента, которое по срокам откладывается на первую половину октября с.г. из-за скорых сезонных отпусков депутатского корпуса.

Понятно, что в Турции демократия добилась определенных достижений, хотя и сохраняет национальные особенности, где мнение главы государства, все же, имеет приоритетное значение (да и партия власти сохраняет большинство в ВНСТ). Эрдоган не носит «розовых очков» и лучше других понимает, что увязка членства Швеции в НАТО с членством Турции в ЕС вряд ли получит признание Брюсселя. Стало быть, Анкара подняла в Вильнюсе планку завышенных ожиданий, ибо сохраняет надежды на решение других актуальных вопросов в отношениях с западными партнерами. В их числе, военные поставки истребителей F-16 и запчастей к ним, получение внушительной финансовой помощи для переживающей серьезный кризис турецкой экономики, а также смягчение некоторых процедур со стороны ЕС (например, отмена визового режима для граждан Турции).

Между тем, с приближением октября в США неожиданно развернулся коррупционный скандал в отношении сенатора Роберта Менендеса и его супруги Нади Арсланян якобы за незаконное лоббирование интересов Египта и получение при этом крупных взяток. Так это или следственные органы пока разбираются с делом сенатора, но фактом является судебное решение об отстранении Менендеса от исполнения обязанностей председателя Комитета по международным делам Палаты представителей Сената.

Справедливости ради следует отметить, что подобного рода скандалы с обвинением в коррупции Бобу Менендесу предъявлялись и в прошлом, но затем обвинения опровергались последующим ходом разбирательств. Как будет на сей раз – покажет время, а время в данном случае играет определяющую роль. Просто США предоставляют Эрдогану в первой половине октября с.г. возможность определиться с решением по судьбе членства Швеции и связанным с этим вопросам, и в зависимости от решения ВНСТ Вашингтон может принять те или иные решения по самой Турции.

В Турции и особенно в Азербайджане названное судебное и кадровое решение в отношении Роберта Менендеса восприняли с особым энтузиазмом в надежде на прекращение политико-правовых препятствий со стороны парламента США и удовлетворение запросов Анкары и Баку по комплексу вопросов актуальной политики (включая военные поставки истребителей F-16 и льготные кредиты для Турции, а также исключение каких-либо санкций и давления на Азербайджан в связи с последними военными событиями в Нагорном Карабахе и проведением антиармянских этнических чисток).

Некоторые эксперты полагают, что «дело Менендеса» стало следствием давления якобы протурецких и проазербайджанских лоббистских структур еврейской диаспоры США. Однако при всей влиятельности еврейских организаций следует признать, что ключевой стороной в данном сюжете, все же, является сама администрация Белого дома. Дело в том, что президент Джозеф Байден желает ускорить затянувшийся процесс вступления Швеции в НАТО и продолжить политику давления на Турцию в связи с обходом Анкарой финансовых и иных санкций в адрес России.

В конце сентября с.г. издание Reuters распространило информацию, что высокопоставленные официальные лица Турции в беседе с американскими коллегами выразили уверенность, что в первой половине октября турецкий парламент положительно рассмотрит вопрос приема Швеции в НАТО. Вслед за Турцией ведомый Анкарой другой оппортунист в НАТО Венгрия последует тем же курсом.

Таким образом, после ухода Роберта Менендеса из Сената в Турции появляется больше шансов получить F-16 и финансовую поддержку США. Председатель Палаты Представителей по иностранным делам Майк Маккол в этой связи отметил: «Я думаю, что более вероятно, что это будет одобрено (т.е. поставки истребителей F-16 Турции – А.С.), но Швеция должна быть принята в НАТО. Мы говорим, что не собираемся рассматривать это, если вы собираетесь играть жестко против Швеции».

В Сенате и без Роберта Менендеса сохраняются ястребы, кто в любой момент способен перекрыть «военную и иную сделку» США с Турцией (типа республиканца Джима Риша, Грегори Микса и демократа Крис Ван Холлен). Ярые критики Турции продолжают настаивать, что помощь туркам возможна только при условии удовлетворения Анкарой условий США по части Швеции, уважения воздушного пространства Греции, противодействия «незаконным» российским финансовым потокам и прекращения агрессии в отношении курдских союзников Сирии.

Сенатор от штата Мэриленд демократ Бен Кардин, который заменит Роберта Менендеса на посту председателя Комитета по международным делам, пока воздержался от комментариев своего решения по турецкому вопросу и принял выжидательную тактику.

Таким образом, Вашингтон методами давления пытается склонить Турцию к принятию выгодных для себя решений, где антироссийский тезис выделяется рефреном. Менедес в этой связи лишь демон «кнута», если Анкара не согласится на «пряник» Байдена.

Как поведет себя президент Эрдоган на сей раз, будет зависеть и процесс тесного партнерства с Россией (включая амбициозные проекты «газового хаба» и «Зангезурского коридора»). Однако Турция вряд ли способна продолжительно тягаться с США, да и из НАТО турки не собираются уходить, коль пытаются демонстративно выделить свое мнение в организационных вопросах.

Эрдоган показал себя политиком, способным «усидеть» одновременно на нескольких стульях (включая Запада, России и Китая). Но подобный «дипломатический шпагат» может длиться не долго, просто политические связки способны не выдержать напряжения и разорваться. А это будет означать, что «сезонные романы» Турции вновь уступят постоянному выбору индекса внешнего ориентира. Будет ли это осознание до получения пространственной связи с Тураном или после, до завершения СВО ВС России на Украине или после – покажет недалекое время.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: