23.09.2023 Автор: Виктор Михин

Как решить сложный конфликт в Йемене

Нынешние события в Йемене являются суровым напоминанием о взрывоопасной неустойчивости перемирия между правительством и повстанцами-хуситами. Хотя перемирие неофициально поддерживается с апреля 2022 года, оно находится на шаткой почве, поскольку ни правительство, ни хуситы до сих пор не смогли выполнить обязательства, взятые перед ООН в прошлом году. Насилие нарастает без какого-либо заметного продвижения к прекращению огня или политическому решению, в то время как экономика рушится, а гуманитарный кризис углубляется.

Неофициальное перемирие не переросло в официальное прекращение огня, не говоря уже о мирном соглашении, и нет никаких признаков того, что обе стороны сядут за стол переговоров в ближайшее время. Правительство Йемена под давлением Саудовской Аравии, которая играет одну из главных ролей в гражданской войне, выполнило обещания, данные в начале перемирия, открыть аэропорт Саны для прямых международных рейсов и увеличить поток товаров, включая топливо, через порт Ходейда. Однако этого, вполне естественно, недостаточно, чтобы коренным образом изменить обстановку в стране в позитивном плане. В тоже время идут ожесточенные бои вокруг Таиза, осада которого хуситами длится уже девятый год, и конца ей не видно, в то время как повстанцы продолжают усиливать военное давление на другие провинции.

Прежние надежды на то, что саудовско-иранский дипломатический прорыв приведет к позитивному движению в Йемене, пока не оправдались, поскольку обе стороны в последние недели усилили обоюдные атаки на нескольких фронтах. На своем июльском брифинге в Совете Безопасности ООН специальный посланник по Йемену Ханс Грундберг, полностью работающий по указке Вашингтона, заявил, что, хотя с начала перемирия боевые действия в целом пошли на убыль, линия фронта не безмолвствует. Вооруженные столкновения произошли в провинциях Дейл, Таиз, Ходейда, Мариб и Шабва. Он выразил опасение, что “эти продолжающиеся вспышки насилия наряду с публичными угрозами вернуться к крупномасштабным боевым действиям усиливают страхи и напряженность”. Но практически, как спецпосланник ООН, он мало что сделал для сближения сторон и выработки решения для урегулирования конфликта.

После июльского брифинга Грундберга произошли новые столкновения в нескольких районах, находящихся под контролем правительства. За последние несколько недель хуситы вновь активизировались в провинциях Мариб, Лахидж, Дейл и Таиз, идут постоянные бои, в ходе которых гибнут мирные жители, постоянно обстреливаются дома и лагеря для внутренне перемещенных лиц, включая три одновременных ракетных обстрела таких лагерей в Марибе 30 августа. Снайперы с обеих сторон, по рассказам местных жителей, также возобновили свои атаки вдоль линий разъединения.

Крупномасштабная осада Таиза, третьего по величине города Йемена, является одной из наиболее насущных гуманитарных проблем для жителей и международных агентств по оказанию им помощи. Европейско-Средиземноморская организация Human Rights Monitor недавно сообщила, что 3 миллиона жителей страдают от нехватки предметов первой необходимости, включая еду и медикаменты, находясь при этом в постоянной опасности быть убитыми или ранеными в результате обстрелов и снайперского огня. В нем осада описывается как “форма коллективного наказания гражданского населения, которая может быть приравнена к военному преступлению” по международному праву. Хуситы повысили свои требования и применили силу, чтобы оказать давление на правительство с целью выплаты заработной платы государственным служащим в районах, контролируемых повстанцами. Они также попросили долю доходов от продажи нефти, собираемых правительством, не делясь доходами, которые они собирают в районах, находящихся под их контролем.

Но обе стороны не предоставляют информацию о различных сборах, которые они взимают, включая личные и корпоративные налоги, таможенные, портовые сборы и доплаты за коммунальные услуги и телекоммуникационные компании. Правительство предложило объединить доходы и перечислять их в свой центральный банк, что, вполне естественно, хуситы пока отвергли.
Чтобы заставить правительство действовать, хуситы в октябре прошлого года обстреляли порты, находящиеся под контролем правительства, включая терминалы для экспорта нефти, тем самым перекрыв возможности экспорта нефти. Без доходов от продажи нефти правительство не смогло сбалансировать свои счета. Если бы не чрезвычайное финансирование Саудовской Аравии в размере 1,2 миллиарда долларов, объявленное в прошлом месяце, правительство не смогло бы выполнить свои основные обязательства. Это, конечно, временно и не может продолжаться долго, что делает необходимым возобновление экспорта нефти. В результате обстрелов со стороны хуситов также возникла острая нехватка топлива, что побудило Саудовскую Аравию срочно направить запасы топлива на электростанции, чтобы поддерживать освещение в домах, а больницы и школы — в рабочем состоянии.

Ограниченные возможности правительства ограничили его способность обеспечивать йеменцев предметами первой необходимости. Миллионы йеменцев сталкиваются с растущим гуманитарным кризисом, особенно в уязвимых общинах, таких как внутренне перемещенные лица, которых, по оценкам, по меньшей мере 2 миллиона в одном только Марибе. Гуманитарный кризис усугубился сокращением международной помощи, в том числе Всемирной продовольственной программой.

Экономическое развитие практически остановилось. Возможности правительства финансировать проекты развития были критически ограничены, а отсутствие прогресса в направлении политического решения обескуражило многих доноров, которые решили переждать конфликт вместо продолжения помощи в целях развития в условиях политической неопределенности и неопределенности в области безопасности. Большинство традиционных доноров Йемена либо заморозили свою помощь в целях развития, либо резко сократили ее, сосредоточившись вместо этого на немедленной помощи или перенаправив помощь в другие части мира, о чем многие йеменцы сожалеют.

Хуситы, похоже, используют военное давление на контролируемые правительством районы и усугубляющийся гуманитарный кризис, чтобы заставить правительство и международное сообщество принять решительные меры для урегулирования конфликта. Трудно себе представить, что ситуация улучшится в ближайшее время без давления, направленного на то, чтобы заставить хуситов пойти на деэскалацию, выполнить свои обязательства и двигаться к урегулированию путем переговоров.

Йеменцы рассчитывают на то, что ООН быстрее продвинется на политическом пути, но рассчитывают и на доноров, в том числе входящих в Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, которые помогут им пережить этот кризис. Сокращение международной помощи происходит в совершенно неподходящее время.

Движение к миру в Йемене потребует согласованных усилий по крайней мере на четырех фронтах. Во-первых, ООН необходимо быстро продвигаться по политическому пути и не увязать в растущих требованиях правительства и хуситов. Во-вторых, Йемену и его партнерам необходимо найти способ возобновить экспорт нефти, чтобы помочь восполнить дефицит финансирования правительства. В-третьих, международные финансовые институты, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк, должны активизировать свои усилия, чтобы помочь реформировать и увеличить государственные финансы. В-четвертых, учреждениям по оказанию помощи необходимо увеличить объем помощи Йемену для удовлетворения потребностей быстро растущего числа нуждающихся людей.

Но для достижения этих целей Йемену необходимо единство внутри правительственных фракций и более тесная координация между донорами и друзьями. Без этого единства и координации плюс договоренность между правительством и повстанцами-хуситами, как и в прошлом, будут продолжаться обоюдные обвинения и блокироваться любое движение к эффективному разрешению весьма сложного и затяжного конфликта в Йемене.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: