15.08.2023 Автор: Александр Сваранц

От «хаба» к «хабу» или галопом по Турции?..

Зерновая сделка

Тема «зерновой сделки» после выхода Москвы из стамбульских соглашений из-за игнорирования Западом российских интересов по-прежнему сохраняет актуальность в повестке Турции и ее союзников по НАТО. Как известно, президент Эрдоган перед поездкой по арабским странам Персидского залива, все же, выразил надежду на возвращение России к черноморской инициативе и анонсировал скорую встречу или телефонные переговоры с российским коллегой В. Путиным по данному вопросу включительно.

Турция (во всяком случае, официально) неоднократно отмечала свое понимание позиции России и неудовлетворенность отношением западных партнеров к достигнутым соглашениям ООН с РФ по обеспечению встречных интересов Москвы в аграрном секторе. Правда, данное понимание, не подкрепленное реальными делами по изменению ситуации в рамках стамбульских договоренностей 2022 г., мало чем могут порадовать российскую сторону.

Между тем, США в лице госсекретаря Энтони Блинкена и, как ни странно, НАТО в статусе генерального секретаря Йенса Столтенберга выразили надежду, что г-ну Эрдогану (видимо, с учетом его личной дружбы с г-ном Путиным), все же, удастся склонить Москву к положительному решению вопроса пролонгации «зерновой сделки» и вернуть Россию в стамбульский проект. Глава МИД Великобритании Джеймс Клеверли также выразил мнение, что при посредничестве Турции украинское зерно вновь начнет поступать на внешние рынки. Правда, о необходимости уважения российских интересов в этой связи никто из перечисленных и иных западных политиков не говорит ни слова.

Одновременно с этим еще в ходе встречи Р. Эрдогана и В. Зеленского в Стамбуле 7 июля с.г. украинская сторона обсуждала данную тему и заявила, что в случае выхода России из «зерновой сделки» Киев рассчитывает на альтернативные коридоры транзита своей сельскохозяйственной продукции. Это означает, что и Киев и Анкара осознавали вероятность подобного сценария в силу продолжения игнорирования интересов Москвы.

Вслед за выходом России из черноморской инициативы и заявления министерства обороны РФ о прекращении гарантий безопасности в зоне СВО и рассмотрении всех входящих в украинские порты (Одесса, Черноморск и Южное) кораблей объектами, возможно перевозящими военные грузы на Украину, Киев стал декларировать в качестве альтернативного маршрута транзита своего зерна территориальные воды причерноморских стран НАТО – Румынии, Болгарии и Турции. При этом украинская сторона обратилась к НАТО и Турции в частности на предмет поддержки предлагаемого маршрута и обеспечения безопасности путем патрулирования торговых судов.

В Анкаре прекрасно понимают, что в подобном случае никто туркам не гарантирует безопасность в черноморском бассейне, а вызывающее игнорирование русских интересов способно привести не только к разрыву российско-турецких партнерских отношений, но и к более острым негативным последствиям.

Переговоры глав МИД России и Турции Сергея Лаврова и Хакана Фидана по «зерновой сделке» пока что, кроме повторения причин выхода России и ее готовности вернуться к стамбульскому проекту при удовлетворении ранее обозначенных интересов, ничего не дали. При этом Москва и Анкара обсудили двусторонние возможности экспорта российской аграрной продукции, не зависящие от Украины и стран Запада.

На днях президент Эрдоган передал украинской стороне свои предложения по урегулированию конфликта с Россией и продлению «зерновой сделки». Правда, в чем конкретно заключается суть этих предложений, в публичном пространстве не отмечается, что не исключает некую утечку информации по каналам той же разведки. Ведь неслучайно же Эрдоган, касаясь темы «зерновой сделки», отмечал, что переговоры с русскими продолжаются не только по линии МИД, но и на уровне глав разведывательных органов.

Турция, получившая более 3,2 млн т украинского зерна и немалые финансовые дивиденды от транзита данной продукции через свои проливы, естественно, заинтересована в пролонгации сделки. Очевидными экономическими издержками от прекращения транзита украинского зерна для Турции, переживающей острый финансовый кризис, могут стать приостановка активной работы мукомольных фабрик и смежных производств по упаковке и распределению продукции.

Однако станет ли Турция, будучи членом НАТО, вновь (как в случае с той же Швецией) противиться консолидированному решению альянса во главе с США по поиску альтернативных маршрутов транзита украинского зерна под видом гуманитарной продукции и с использованием возможностей стран и сил НАТО?

Между тем, российский эксперт Лия Фаррахова уверенно полагает, что для Турции альтернативой украинскому зерну может стать российское зерно. В частности, за последние годы в России собран рекордный урожай, который более чем обеспечивает внутренний спрос и нуждается в экспорте. Однако Фаррахова со ссылкой на мнение главы Федерации мукомольной промышленности Турции Эрена Гюнхана Улусой считает, что в самой России нет достаточных складов для хранения и экспорта зерна, что создает серьезные проблемы для отечественных аграриев. В то же время в Турции имеются значительные возможности и соответствующий объем зернохранилищ, способных принять российский урожай, переработать его на своих мукомольных фабриках, упаковывать готовую продукцию и распределять по мировым рынкам уже с территории Турции.

Иными словами Лия Фаррахова предлагает России поддержать мнение турецких партнеров по созданию на территории Турции очередного, теперь уже «зернового хаба» с учетом производственных и транзитно-экспортных возможностей Анкары. Правда, при этом делается справедливая оговорка, что в таком случае одна из важнейших отраслей аграрного производства России неминуемо попадет в очередной раз в некую зависимость от члена НАТО Турции.

К тому же, Эрдоган в свойственной ему манере, конечно, вновь, как и в случае с газом, будет добиваться собственной выгоды. В частности, турки не первый год желают получить льготные цены на импорт русской пшеницы (так называемую «комиссию» за посреднические услуги). Поэтому та же Фаррахова заключает, что создание «зернового хаба» в Турции потребует новых уступок от России.

Что тут сказать? Россия еще не успела реализовать в Турции свою же инициативу по «газовому хабу», как ей предлагают «зерновой хаб». Получается галопом по Турции от «хаба» к «хабу», но в остатке «комиссии» для Турции и очередные потери для России с усилением зависимости от турецких торговых площадок. Такая же ситуация, кстати, на протяжении двух десятков лет складывается и в ситуации с массовым туризмом россиян на берега турецких курортов Средиземноморья (хотя давно уже пора развивать собственный туристический комплекс на русском побережье). Как-то не по-партнерски получается.

Наконец, а откажется ли НАТО от экспорта украинского зерна с использованием возможностей той же Турции, которой по условиям конвенции в Монтрё 1936 г. англичане вернули право контроля над Черноморскими проливами?

В одной из моих статей по «зерновой сделке» после выхода России из стамбульских договоренностей в июле с.г. я отмечал, что Турция скорее откажется от самостоятельного патрулирования торговых судов с украинским зерном по территориальным водам Румынии и Болгарии, чтобы не подставлять свои корабли под удар российской стороны в зоне СВО. Однако, на мой взгляд, Турция в данной ситуации может не выдержать натиска НАТО во главе с США и согласиться на сопровождение (патрулирование) торговых судов из украинских портов силами совместной эскадры боевых кораблей (Турции, Болгарии и Румынии) под флагом НАТО.

Между тем, бывший командующий войсками НАТО в Европе отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис в своей статье, размещенной 25 июля с.г. в агентстве Bloomberg, предложил использовать конвои НАТО для экспорта украинского зерна через международные и территориальные (Румыния, Болгария, Турция) воды черноморского бассейна. Американский адмирал напоминает удачный опыт морской операции ВМС США в Персидском заливе и Ормузском проливе в 1987–1988 гг. по вывозу нефти в обход позиции Ирана в заключительный период ирано-иракской войны. Тогда Вашингтон «изменил флаг» кувейтских нефтяных танкеров на американский, и торговые суда пошли в сопровождении боевых кораблей США.

В украинском случае Ставридис считает зерно в отличие от нефти гуманитарным грузом, потому сопровождение конвоя торговых кораблей оказывается под широкой защитой международного права и разрешается военное сопровождение гуманитарных перевозок в зонах конфликтов. Однако ООН в данной ситуации не сможет взять на себя подобную роль сопровождения (хотя ООН из-за действий США уже практически никому и ничего не может гарантировать в соответствии с формальными нормами международного права), ибо Россия, как постоянный член Совета Безопасности, может наложить вето.

Соответственно адмирал Ставридис предлагает НАТО, либо США во главе «коалиции желающих» взять на себя подобную миссию вывоза украинского зерна в обход России. В случае миссии НАТО речь пойдет о двух боевых морских группах (первая будет состоять из минных тральщиков, а вторая – из фрегатов и эсминцев с мощным огнем и ПВО) с авиационным прикрытием под общим руководством командующего Объединенными силами альянса в Европе генерала Кристофера Каволи. Миссия будет предполагать объединение в конвои 3–5 торговых судов, которые будут сопровождаться парой боевых кораблей с управляемыми ракетами и эскадрильей истребителей, переброшенные на военно-воздушные базы НАТО в Турции, Болгарии и Румынии.

Иными словами, американцы не исключают для себя либо коллективное в рамках НАТО, либо единоличное формирование коалиции боевых морских и воздушных кораблей для сопровождения конвоев сухогрузов с зерном из украинских портов Одесса, Черноморск и Южное через воды Румынии, Болгарии и Турции на внешние рынки. Удар же по кораблям НАТО со стороны России США будут расценивать как прямую конфронтацию с западными союзниками Украины.

Как видим, ставки в «зерновой сделке» повышаются, а роль Турции не снижается. Может ли Эрдоган отклонить подобный вариант предложений со стороны США и НАТО – это сложный вопрос. К тому же, проход русских боевых и торговых кораблей через зону Черноморских проливов крайне важен для Москвы. Изменение сложившихся правил способно повлечь интернационализацию конфликта и поставить мир перед фактом Третьей мировой войны.

 

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: