31.07.2023 Автор: Баир Данзанов

Монголия для США: публичный миф и непубличная реальность

Монголия для США

Монголия в официальных заявлениях высокопоставленных представителей Соединённых Штатов почти всегда фигурирует в сугубо дружественном и партнёрском ключе. Со времён госсекретаря Бейкера и его «Соединённые Штаты являются третьим большим соседом Монголии», Джо Байдена, назвавшего Монголию в ходе своего визита в эту страну в 2011 году «близким другом и партнёром Соединённых Штатов и восходящим лидером в мировом демократическом движении» публичная риторика в адрес этой азиатской страны демонстрировала завидную устойчивость и постоянство. В настоящее время Монголия, и вовсе, обозначается американцами в качестве «Важного партнёра в Индо-Пацифике». Однако редкие, но показательные свидетельства о реальном отношении Соединённых Штатов к Монголии создают несколько иное впечатление, развеивая пафос демократического и либерально-рыночного партнёрства и идеологической гармонии, декларируемой американскими политиками.

Яркой иллюстрацией двуличного отношения США к своим демократическим партнёрам на примере Монголии являются материалы дипломатической переписки американского посольства в Улан-Баторе (2006-2010), ставшие достоянием общественности в 2011 году после их публикации в Wikileaks.

В данных документах фигурирует достаточно широкий круг вопросов двусторонних отношений. Однако, в центре находится наиболее актуальный на тот момент сюжет с согласованием инвестиционного соглашения между англо-австралийской корпорацией Рио Тинто и правительством Монголии по шахте Оюу Толгой.

Из телеграмм становится ясным то, что американское посольство выступало посредником, поддерживающим хищнические устремления транснациональной компании в Монголии. Давление на правительство Монголии со стороны посольства США по вопросу подписания инвестиционного соглашения являлось актом стимулирования экспортных поставок американских производителей. В частности, в одной из телеграмм за февраль 2008 года говорится о том, что «Активное участие в монгольском горнодобывающем секторе таких компаний, как Rio Tinto и Peabody Energy  увеличивает долгосрочный экспортный потенциал американских производителей, а также способствует продвижению демократических и либерально-рыночных ценностей в Монголии» (30 июля 2009). Каким образом давление на правительство суверенной страны делает возможным второй пункт программы – остаётся загадкой.

При этом ограничения деятельности западных корпораций, вводимые монгольскими властями, рассматриваются в телеграмме как «убытки, понесённые американскими экспортёрами на 200 миллионов долларов».

Экономический диктат западных стран проявлялся и в других формах. В частности, британский посол сообщал о том, что «Если Монголия хочет поддерживать и развивать отношения с Великобританией, она должна делать всё необходимое для привлечения британских инвестиций». В этом контексте это означает, что Монголия должна идти на уступки западным бизнес агентам, если хочет иметь хорошие отношения со странами Запада. Вспоминается пункт про продвижение свободно-рыночных и демократических ценностей в Монголии, где свободный рынок оказывается особо привилегированным для отдельных партнёров.  (февраль 2008)

Представители бизнеса крупнейших стран Запада (Канада, Великобритания, Япония, США, Австралия и Германия) через сотрудников американского посольства уговаривали монгольское правительство «воздерживаться от активного участия в делах горной добычи»- в своей же стране. Чем является подобное заявление, если не вмешательством в дела суверенного государства? И где здесь «продвижение демократии», если степень участия властей в экономике страны определяет Посольство США и иностранный бизнес, а не народ? (февраль 2008)

В материалах посольства отмечается «отсутствие специалистов по экспертизе международного класса в Монголии», которым и поспешили воспользоваться Рио Тинто, занизив объём необходимых вложений в разработку шахты

Отдельно в материалах американского посольства прослеживается и стремление выдать агрессивное продвижение западных корпораций за необходимую меру, обеспечивающую балансирование Монголии между РФ и Китаем. В частности, в феврале 2008 года посольство предупреждало монгольскую сторону о том, что «без западных компаний Монголии неминуемо придётся сдать свою экономическую зависимость тому или иному соседу».

Из материалов Посольства становится очевидным весьма примечательное несовпадение – похвалы в адрес Монголии за её прогресс в области продвижения демократии сочетаются у американских чиновников с сожалением о том, что навязывать свою волю демократической Монголии сложнее, чем могло бы быть без демократии. Так, в телеграмме за 30 марта 2009 года отмечается то, что «Монголия стала действующей демократией, и полномочия парламентариев начали ограничивать способности постсоциалистических баронов принимать решения в одностороннем порядке». Всё это сообщалось в контексте того, что лоббировать западные экономические интересы через отдельные персоналии стало практически невозможно.

Комментарий о невозможности таргетирования тех или иных личностей для навязывания американских интересов Монголии, содержащийся в прошлой телеграмме, был учтён уже через несколько месяцев. В одной из телеграмм посольства за 30 июля 2009 года сообщается о том, что USAID – Агентство США по международному развитию, в настоящее время акцентирует своё внимание на «содействии достижения национального консенсуса в Монголии по разработке месторождений полезных ископаемых». Как иностранный агент может содействовать достижению консенсуса внутри страны, да ещё и сообщать об этом в шифрограммах представителям иностранного бизнеса со своими интересами в этом консенсусе, кажется, знает только сама USAID.

Таким образом, за миролюбивыми и дружественными официальными высказываниями представителей Соединённых Штатов скрывается активная и циничная работа над навязыванием интересов западных торговых, финансовых и промышленных гигантов небольшой, но богатой природными ресурсами развивающейся стране. Монгольская демократия, превозносимая американцами в публичных заявлениях, в конфиденциальных материалах представляется уже не достижением, а препятствием к продвижению корыстной повестки Запада в Монголии. Каждый служебный документ преисполнен заявлениями и пожеланиями, напрямую подрывающими не только демократические и свободно рыночные ценности, но и базовые принципы международных отношений. За словами о «свободном рынке» прячутся призывы создать эксклюзивные условия для работы тех или иных компаний, за «демократическими ценностями»- системные попытки навязать монгольскому народу интересы иностранного бизнеса. За «политическим партнёрством и балансированием» скрывается запугивание Монголии российским и китайским экономическим влиянием.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: