20.06.2023 Автор: Виктор Михин

Ирак: внутренние проблемы и пути их решения

Ирак: внутренние проблемы и пути их решения

На протяжении двух десятилетий после наглого и ничем не спровоцированного вторжения США в 2003 году Ирак испытывает хаос, нестабильность и значительные проблемы, прежде всего связанные с уничтожением американцами государственной системы. Хотя в последние годы количество внутренних вооруженных конфликтов сократилось, страна по-прежнему сталкивается с многими сложными проблемами, которые необходимо решить на благо стабильности и безопасности страны. Все это явилось, и об этом постоянно пишет иракская пресса, следствием американской агрессии и той наглой политики в отношении Ирака, которую до сих пор проводят различные американские администрации.

Одной из сложных проблем, с которыми сталкивается Багдад, является безопасность страны, поскольку некоторые группы иракцев все еще могут использовать сектантскую повестку дня как средство для разделения нации и, в конечном счете, получения власти. Стоит отметить, что Ирак — это многоэтническое и многоконфессиональное общество, в которое входят арабы-шииты, арабы-сунниты, курды, туркмены, христиане, ассирийцы, езиды и армяне. В таком динамично развивающемся обществе для политического истеблишмента крайне важно продвигать такую систему правления, которая отвергает любой проект или план, основанный на сектантской повестке дня или философии «разделяй и властвуй». Но именно такую политику активно продвигал Вашингтон после своего наглого вторжения, используя свои значительные связи в иракском обществе.

Именно поэтому для иракского правительства важно продвигать программы, направленные на расширение межконфессионального диалога, чтобы помочь снизить напряженность и потенциал ряда внутренних конфликтов. Чем больше правительство пытается создать такие программы, тем больше мира и стабильности это, вероятно, принесет. Да, действительно, это трудная задача, но для того, чтобы вновь создать устойчивое гражданское общество и затем образовать сломанное США эффективное государственное управление, эту работу надо осуществлять каждый день и в каждой точке иракской территории.

В регионе есть несколько стран, у которых Багдада может извлечь уроки и повторить их проекты на своем внутреннем уровне. Одним из таких примеров является Саудовская Аравия, где за последние несколько лет наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд уделял значительное внимание межконфессиональному диалогу, играя ключевую роль в продвижении своей миссии. Под его руководством Королевство настойчиво и активно проводит разъяснительную работу с другими религиозными группами и конфессиями. Позитивным результатом этого является устойчивое внутреннее положение и все возрастающий успех на внешней арене, где Саудовская Аравия выходит на передовые позиции в регионе всего Ближнего Востока.

Например, в 2020 году Саудовская Аравия председательствовала на межконфессиональном форуме с участием мусульманских священнослужителей, еврейских раввинов, христианских священников и других религиозных лидеров. А в 2022 году в Эр-Рияде была проведена многоконфессиональная конференция под названием “Общие ценности среди последователей религий”. Конференция была первой в своем роде, и в ней приняли участие около 100 религиозных лидеров, в том числе более 15 раввинов.

Другим примером в регионе являются ОАЭ, которые в марте этого года открыли Дом семьи Авраамов в Абу-Даби, чтобы объединить три авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Правда, эмиратское правительство подвергается сильному давлению со стороны ряда других арабских стран за сближение с Израилем. Но факт остается фактом, и в то же время эмиратское руководство не изменяет своей позиции по справедливому решению проблемы арабского народа Палестины и в этом плане оказывает всяческую помощь и поддержку палестинцам.

В то же время, видимо, необходимо противостоять экстремистским идеологиям, которые стремятся посеять раскол и напряженность в Ираке, а также вербовать в свои сети молодежь. Иракское правительство может продвигать и создавать больше организаций для отслеживания деятельности экстремистов в Интернете, в том числе через платформы социальных сетей. Также крайне важно создать институты, которые будут продвигать альтернативную и умеренную идеологию, одновременно обучая людей и повышая осведомленность об экстремистских идеологиях.

Ирак опять же может пойти по стопам некоторых стран Персидского залива. Например, модель Саудовской Аравии доказала свою успешность в борьбе с экстремистскими идеологиями. С этой целью Королевство учредило несколько организаций, в том числе Центр идеологической войны, Обсерваторию цифрового экстремизма, Центр национального диалога имени короля Абдул Азиза и Глобальный центр по борьбе с экстремистской идеологией. Иракское правительство может бросить вызов заявлениям экстремистских групп, выдвинув аналогичные инициативы и принять соответствующие законодательные акты.

Следует отметить, что иракское правительство в этой связи недавно предприняло несколько важных шагов. Одним из шагов стал подписанный Министерством труда и социальных дел Ирака и ООН план действий, направленный на предотвращение вербовки и использования детей экстремистскими группами и вооруженными силами. Однако это наталкивается на подстрекательскую деятельность Пентагона, который под предлогом борьбы против ДАИШ (запрещена в РФ), всячески препятствует этой важной деятельности иракского правительства. Дело дошло до того, что в американской прессе появились статьи о том, что действия иракского правительства против экстремизма якобы нарушают демократические права человека. Как говорится, демагогические стенания из Вашингтона зашкаливают, и лучше бы администрация Джо Байдена боролась с проявлениями экстремизма в своей собственной стране.

В этой связи министр труда и социальных дел Ахмед Джассим Аль-Асади отметил: “Министерство труда и социальных дел, как представители правительства Ирака, вместе с Национальным комитетом по механизму мониторинга и отчетности хотели бы выразить свою приверженность осуществлению плана по оказанию помощи детям, подвергающимся вербовке в вооруженных конфликтах, с целью обеспечения соблюдения Ираком Конвенции о правах ребенка, а также протоколов, подписанных правительством Ирака. В то время как мы продолжаем работать над реализацией национальной политики защиты детей в рамках правительственной программы, мы также поддерживаем Закон о защите детей, ожидающий ратификации парламентом”. Лучше не скажешь, и можно посоветовать американским акулам пера, прежде чем писать о положении дел в Ираке, вначале узнать, где находится эта страна и посетить ее. Тогда может быть у них появится больше здравого смысла и информации при освещении иракских дел.

Также важно отметить, что стабильность и безопасность значительно зависят от здоровой и стабильной экономики. Ирак, второй по величине производитель нефти в ОПЕК после Саудовской Аравии, к сожалению, в значительной степени зависит от экспорта нефти в своих доходах. Экспорт нефти составляет почти 95 процентов доходов федерального бюджета страны. Такая зависимость от нефти подвергает страну большому риску, когда цены на нефть резко падают, как это произошло в 2020 году. По данным Международного валютного фонда, «Экономика Ирака остается во власти самосохраняющегося цикла нестабильности. Отсутствие значимых реформ, в свою очередь, сдерживает экономическое развитие и усиливает зависимость от нефти — критическую уязвимость в мире, который борется с изменением климата».

Ирак также в значительной степени зависит от импортного газа, особенно из Ирана, для удовлетворения потребностей своего населения. Например, Багдад в мае согласился погасить долг в размере 1,6 миллиарда долларов иранскому правительству, чтобы обеспечить стабильные поставки газа в течение лета. В самом Ираке хранится около 111 триллионов кубических футов доказанных запасов газа, что занимает 12-е место в мире. Однако годы конфликта и агрессии США помешали арабской стране инвестировать в свою газовую промышленность. Багдаду следует уделять приоритетное внимание привлечению иностранных инвестиций для переработки газа из своих запасов.

Вот почему иракскому правительству жизненно важно диверсифицировать свою экономику. Этого можно добиться путем укрепления частного сектора, инвестирования в инфраструктуру и другие отрасли промышленности, инвестирования в возобновляемые источники энергии и развития туризма. В двух словах, Ирак сталкивается с рядом проблем, но они могут быть частично решены путем диверсификации экономики страны, продвижения инклюзивной системы управления и дальнейшего сотрудничества со странами Персидского залива. И что немаловажно, прекратить ориентироваться в своей политике на США, которые преследуют только свои корыстные интересы за счет коренных интересов иракцев.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: