В Москве 10 мая состоялась ранее анонсированная встреча глав МИД участников «Астанинского формата» – России, Ирана, Турции и Сирии. Следует отметить, что данный саммит представителей четверки принял эстафету от руководителей оборонных ведомств. Последнее свидетельствует, что Россия, будучи инициатором ближневосточного диалога по урегулированию сирийского кризиса, демонстрирует системный подход с охватом всех важных сторон сохраняющихся противоречий между Дамаском и Анкарой.
Соответственно, встречи руководителей органов внешней разведки, оборонных и дипломатических ведомств России, Ирана, Турции и Сирии призваны обсудить и находить новые возможности по урегулированию сирийского кризиса, а также разработать предложения для подготовки саммита на высшем уровне. Не секрет, что главным предметом состоявшихся встреч четверки в названом формате стали вопросы восстановления турецко-сирийских отношений и разрешения острых противоречий.
Тот факт, что московский саммит глав МИД состоялся за три дня до всеобщих выборов в Турции, к которым приковано внимание ключевых региональных и глобальных игроков, говорит о том, что администрация президента Р. Эрдогана настроена позитивно к восстановлению отношений с Сирией при удовлетворении турецких интересов (прежде всего, в области безопасности).
Более того, более чем миллион сирийских беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшихся на территории соседней Турции, в настоящий период стали соучастником местных выборов. Тема сирийских беженцев (переселенцев) в предвыборных целях активно используется оппозицией для критики турецкой власти. В свою очередь главный оппонент Р. Эрдогана лидер Народной республиканской партии и блока «Народный альянс» Кемал Кылычдароглу уже обозначил одним из своих программных тезисов в случае успеха восстановление отношений с Сирией и возвращение сирийских беженцев на родину.
Помимо политического контекста тема сирийских беженцев имеет для Турции в ситуации разрушительного землетрясения и острого финансово-экономического кризиса важный социально-экономический аспект.
Поэтому и президент Р. Эрдоган вынужден проявить более гибкую позицию в части турецко-сирийских отношений, исключать новые конфликтные подходы и нацеливаться на конструктивный диалог с Сирией при взаимодействии с влиятельными региональными игроками в лице России и Ирана.
Мы, конечно, не знаем всего содержания состоявшихся в Москве переговоров и достигнутых если еще не соглашений, то, по крайней мере, пониманий и надежд. По итогам двух московских саммитов названой четверки и министр обороны Турции Хулуси Акар, и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу позитивно отозвались о состоявшихся переговорах, выразили удовлетворение и надежды на их продолжение.
В частности, М. Чавушоглу в беседе с журналистами дал следующую оценку московскому саммиту: «Встреча прошла конструктивно и эффективно. Будучи сторонами процесса, мы вновь заявили о приверженности территориальной целостности Сирии, есть единый подход по борьбе с терроризмом, подчеркнули важность политического процесса и совместной работы по гуманитарным вопросам».
Из этого короткого мнения главного турецкого дипломата исходит, что Турция признает территориальную целостность Сирийской Арабской Республики (САР) с исключением каких-либо новых квазиобразований в ее курдонаселенных провинциях. Иными словами, Анкара вместе с Москвой, Тегераном и Дамаском выступают против американского курса спекуляций на страданиях курдского населения Сирии. В этом подходе Турции и Сирии в общем-то нет ничего нового, ибо и ХХ в. все ближневосточные страны, где исторически проживает курдская община (в частности, Турция, Сирия, Ирак и Иран), несмотря на наличие тех или иных межгосударственных противоречий всегда находили понимание и общий подход применительно к угрозе этнического сепаратизма (в данном случае, к курдскому вопросу), подогреваемого извне.
Соответственно, за московским столом стороны нашли «единый подход по борьбе с терроризмом». В переводе с дипломатического на обычный язык это может означать, что Турция вместе с Сирией и остальными партнерами (РФ и ИРИ) рассматривает проамериканские курдские и иные боевые формирования в качестве террористических организаций, которые подлежат ликвидации и уничтожению.
Не случайно на встрече со своими коллегами из Ирана, Турции и Сирии глава МИД РФ С.В. Лавров отметил, что США активизировали работу по созданию в окрестностях Ракки так называемой Армии свободной Сирии с участием боевиков ИГ (запрещенная в России террористическая организация), представителей других террористических формирований и выходцев местных арабских племен. Цель Вашингтона сводится к дестабилизации обстановки в Сирии посредством использования боевиков против легитимных властей САР. Соответственно, перед лицом подобной угрозы Турция и Сирия, исходя из своих национальных интересов, находят единый подход против сил международного терроризма.
Вопросы же последующего вывода турецких войск из части северных территорий Сирии и возвращения сирийских беженцев из юго-восточных районов Турции потребуют, во-первых, время, во-вторых, продолжения политического процесса диалога и, в-третьих, гуманитарного сотрудничества. В итоге Турция и Сирия решили продолжить конструктивные переговоры.
В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров, выступающий в роли принимающей стороны, положительно оценив майскую встречу с коллегами, справедливо подчеркнул, что успех процесса восстановления турецко-сирийских отношений предоставит новые перспективы и возможности «Астанинскому формату» урегулирования сирийского кризиса и укрепления ближневосточной безопасности.
Урегулирование острых турецко-сирийских противоречий при содействии России и участии Ирана, безусловно, создаст новые реалии на Ближнем Востоке. Фактически США и их дипломатия потеряют опоры в регионе, где ключевые игроки проявят решимость собственными возможностями восстановить мир и порядок в Сирии. За этим для той же Турции может открыться новая страница успешной дипломатии по формированию устойчивой региональной безопасности в партнерстве с Россией, Ираном, Сирией (другими странами Арабского Востока) и Китаем. Чем не перспектива реального воплощения неоосманского тезиса Ахмета Давутоглу «Ноль проблем с соседями» ?..
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»