Американская торгово-экономическая стратегия в отношении Индии направлена в первую очередь на то, чтобы сделать Нью-Дели основным инструментом сдерживания КНР.
США на текущий момент являются основным торгово-экономическим партнером Индии, но при всей важности индийско-американских отношений для Нью-Дели назвать их безоблачными нельзя. Есть много вопросов, связанных с относительной закрытостью индийской экономики, которые поднимались еще администрациями Б. Обамы и Д. Трампа, они же сохраняются и в повестке администрации Дж. Байдена. У Индии также есть свои претензии к США в торгово-инвестиционной сфере, а в некоторых важных для Индии областях Нью-Дели предпочитает взаимодействовать с Европейским союзом, а не с Соединенными Штатами.
С другой стороны, товарооборот между Индией и Китаем быстро растет, равно как и китайские инвестиции в Индии. Конечно, объем экономических связей Индии с КНР несколько меньше, чем с США, но в целом можно сказать, что они вполне сопоставимы. По данным министерства торговли и промышленности Индии, «в 2021-2022 годах двуст9ронний товарооборот между США и Индией составил 119,42 млрд. долларов против 80,51 млрд. в 2020-2021 годах. В течение 2021-2022 годов объем двусторонней торговли Индии с Китаем составил 115,43 млрд. долларов по сравнению с 86,4 млрд. долларов в 2020-2021 годах».
Плюсом для Пекина является также тот факт, что он, в отличие от Вашингтона, не использует в качестве рычагов давления необоснованные ничем односторонние политические и экономические санкции.
Полное урегулирование индийско-китайских пограничных споров в обозримом будущем представляется маловероятным. Однако нельзя исключать возможности снижения напряженности и реализация целого комплекса мер укрепления доверия в военной области. Если это произойдет, то существующие сегодня стимулы для дальнейшего углубления индийскоамериканского военного сотрудничества будут неизбежно снижаться. Более того комплексная перезагрузка индийско-китайских отношений запустила бы процессы воссоединения евразийского континента, снижение напряженности в регионе, и т.д. Но эти процессы принесли бы выгоду только азиатским государствам. США, напротив, резко снизили бы свою роль внешнего арбитра и балансира в азиатских делах, а может и вообще остались бы не у дел в данной части мира.
Американцы уже не в состоянии заменить Китай в качестве главного экономического игрока в Южной и Юго-Восточной Азии, не· в силах обратить вспять расширение китайского военно-технического сотрудничества со многими странами региона. Поэтому основным инструментом сдерживания КНР назначена Индия. При этом, разрушить полностью и так не простые отношения между Дели и Пекином Белый дом хочет максимально дешево, абсолютно не потратившись.
Ряд индийских экспертов прямо отмечают, что нынешняя американская стратегия в отношении Индии не предусматривает никаких работающих альтернатив индийско-китайскому экономическому сотрудничеству. США не предлагают каких-либо программ модернизации индийской экономики. А чтобы эта стратегия работала, и Индия по минимуму выдвигала экономические требования, Вашингтон всеми возможными способами искусственно провоцирует напряженность между двумя странами. В частности, не скрывает антикитайской направленности формата QUAD, пытается подтянуть Нью-Дели к взаимодействию с AUКUS, НАТО и т.д.
Фернандо Гайярдо, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».