Арабский регион ныне по злой воле Запада сталкивается с беспрецедентными проблемами в своих усилиях по искоренению голода, всех форм недоедания и обеспечению того, чтобы каждый человек имел доступ к адекватному и недорогому здоровому питанию. Это связано с многочисленными проблемами и факторами, пока находящимися вне контроля арабских стран. И многие из этих причин исходят из колониального прошлого, когда арабы в той или иной мере находились в колониальной зависимости Великобритании, Франции и Испании. Однако последствия этих вызовов и факторов сильно повлияли на население и заставили национальные правительства обеспечивать минимальную продовольственную безопасность путем предоставления субсидий и других форм поддержки. Но из-за сложной обстановки хаоса, постоянно создаваемой западными странами во главе США, эта форма становится сложным инструментом политики из-за ограниченного финансового пространства.
В ближайшем будущем, похоже, не произойдет существенного улучшения текущей ситуации. Недавние кризисы, такие, как развязанная США и НАТО война Украины против России, рукотворный Covid-19 и продолжающиеся негативные последствия изменения Западом климата, оказали давление на агропродовольственные системы и нарушили цепочки поставок продовольствия по всему миру, в том числе в Арабском регионе. Фактически, это был один из наиболее пострадавших регионов в мире, в основном из-за его сильной зависимости от импорта продовольствия с мировых рынков и из региона Черного моря.
Страны Ближнего Востока и Северной Африки значительно разнятся по уровню обеспечения продовольственными ресурсами и их потреблению. Отдельные страны, такие как Турция, Марокко и Израиль, являются ключевыми экспортерами продуктов питания и в значительной степени могут самостоятельно обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией. В свою очередь, страны Персидского залива, где климат крайне засушлив и непригоден для сельского хозяйства, в высокой степени зависимы от импорта продовольствия, и правительства данных стран уделяют значительное внимание закупкам продукции на внешних рынках, а также расширению мощностей хранения продуктов питания внутри стран. Уровень достатка населения стран Ближнего Востока и Северной Африки также существенно разнится. Так, уровень ВВП на душу населения в паритете покупательской способности варьируется от $54,7 в ОАЭ до $2,5 в Йемене.
Недавно был опубликован доклад ООН «Региональный обзор продовольственной безопасности и питания на Ближнем Востоке и Северной Африке», подготовленный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций, где детально рассматривается сложная продовольственная ситуация в Арабском регионе. В нем приводятся данные, начиная с периода «Арабской весны» и кончая прошлым годом. Согласно докладу, на арабские страны приходилось 7,6% от общего объема импорта сельскохозяйственной продукции в мире в 2020 году. Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются одними из крупнейших в мире импортеров зерна, и более 50% потребностей ими удовлетворяются за счет импорта продовольствия. В Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Саудовской Аравии, Иордании и Йемене более 80% питания осуществляется за счет импортного продовольствия.
В докладе подчеркивается значительный кризис, с которым сталкивается регион из-за этой ситуации, когда число людей, страдающих от недоедания, достигало 54,3 миллиона в 2021 году, или 12,2% от общей численности населения. Это на 55% больше, чем в 2010 году, то есть до того, как регион пострадал от серьезных потрясений, вызванных волной привнесенных конфликтов и навязанных народных восстаний. Число людей, страдавших от острой нехватки продовольствия в 2021 году, оценивалось в 53,9 миллиона, что на 5 миллионов больше, чем в предыдущем году.
Умеренные или серьезные показатели отсутствия продовольственной безопасности также продолжали расти, и, по оценкам, составило 154,3 миллиона человек в 2021 году, увеличившись на 11,6 миллиона человек по сравнению с 2020 годом. Число людей, страдающих от отсутствия продовольственной безопасности, неуклонно растет с 2014 года, более половины арабского населения до сих пор не могут позволить себе здоровое питание.
Эти показатели и цифры свидетельствуют о том, что Арабский регион вряд ли достигнет цели устойчивого развития по ликвидации голода к 2030 году, в дополнение ко многим другим вызовам, включая изменение климата, конфликты, стихийные бедствия и структурные проблемы, такие как бедность и неравенство.
Однако, несмотря на эти тревожные цифры, все еще есть шанс с помощью таких стран как Россия и Китай переломить ситуацию. Все еще существует возможность преодолеть эти кризисы и вызовы путем преобразования продовольственной и сельскохозяйственной систем региона, чтобы сделать их более инклюзивными, устойчивыми и жизнестойкими. Некоторые страны региона начали осознавать это и стремятся подготовить свои продовольственные и сельскохозяйственные системы к этим преобразованиям с помощью различных стратегий устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов.
Первым шагом к этому изменению, по мнению экспертов, является расширение и распространение необходимых знаний и технологий, а также стимулирующих механизмов, таких как финансирование. Более того, усиление интеграции между странами и внутрирегиональной торговли помогло бы сократить расходы на импорт продовольствия при оптимальном использовании местных ресурсов в арабских странах. Это требует стратегических инвестиций во все эти области, наряду с высоким уровнем политической воли правящих элит и разработкой четкой и проверенной политики, направленной на нужды населения.
Вместе с тем, попытка сократить расходы на импорт продовольствия не должна пренебрегать важностью торговли в обеспечении достижения четырех аспектов продовольственной безопасности, а именно наличия, доступа, использования и стабильности. Торговля может увеличить количество и разнообразие продуктов питания и снизить цены на них в странах-импортерах продовольствия. Но одновременно, должна существовать разумная и хорошо продуманная политика отбора тех экспортеров, которые заинтересованы в заключении не сиюминутных контрактов, а поставлять продовольствие на долгосрочной основе по вполне разумным ценам.
Вместе с тем, страны Ближнего Востока и Северной Африки зачастую имеют сильную социальную поддержку населения за счет обширных и дорогостоящих субсидий для систем его социальной защиты. Политика проведения данных программ в ряде стран несколько усилилась после «Арабской весны», поскольку правительства стремились увеличить бюджетные расходы с целью предотвратить волнения среди населения. Однако на данный момент ряд государств сворачивает данные программы, так как они являются чересчур дорогостоящими. Значительная государственная социальная поддержка помогает странам региона остановить рост бедности населения. Однако в Йемене, который является беднейшей страной региона, за чертой бедности живет около 60% населения.
Среди сильных сторон региона стоит отметить прибыль ряда стран, получаемую от экспорта нефти, цены на которую являются достаточными, чтобы способствовать высоким доходам для стран-экспортеров и возможность выделять необходимые средства для выравнивания продовольственной ситуации.
Большую лепту в решении продовольственной проблемы региона по мере своих сил и возможностей играет Россия, у которой хорошие дружественные отношения со многими странами Азии, Африки, в том числе с Арабским регионом. Экспорт зерновых и зернобобовых из России в календарном 2022 году составил 45,5 млн тонн, сообщается в материалах итоговой коллегии Россельхознадзора. В целом, Россия в 2022 году поставляла продовольствие, включая зерновые, зернобобовые, масличные культуры и продукцию их переработки, в 126 стран мира. Наибольший объем импортировали 19 стран Ближнего Востока — 20,6 млн тонн, что на 1,9 млн тонн (+10%) больше уровня 2021 года. На втором месте по объемам ввоза российского продовольствия находятся 24 государства Азии — 16, 4 млн тонн, рост на 2,1 млн тонн (+15%). В то же время 7 стран Северной Африки в прошлом году нарастили ввоз из РФ на 1,7 млн тонн (+21%), до 10,1 млн тонн.
Это резко отличает российскую политику от политики грабежа Запада, который, используя свою монопольную власть в Украине, вывез всю ее сельскохозяйственную продукцию только в свои страны. Тем самым Запад нанес вред странам Ближнего Востока, куда ранее экспортировалась значительная доля украинского продовольствия. Этот резкий диссонанс с политикой России дает ей дополнительный шанс в установлении многополярного мира в интересах всех стран мира, в том числе и государств Арабского Востока. Вот почему Россия требует четкого выполнения положений ранее предложенной ООН зерновой сделки, чтобы не только зерно с Украины, но и российская сельхозпродукция, а также российские удобрения могли беспрепятственно поставляться на мировые рынки, особенно в беднейшие страны.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».