EN|FR|RU
Социальные сети:

В Индии руководители МИД ведущих стран мира пообщались на различных площадках

Владимир Терехов, 12 марта

Индия

В первые дни марта Индия оказалась центром международной политики. Формальным поводом для появления на её территории министров иностранных дел сорока стран стало одно из календарных мероприятий форума G20, то есть двадцати ведущих экономик мира, на которые в сумме приходится 85% мирового ВВП. Ещё 20 министров прибыли в Нью-Дели по приглашению руководства страны-организатора всех мероприятий указанного форума, каковой в нынешнем году является как раз Индия.

Напомним, что изначально “Большая двадцатка” создавалась для выработки мер противодействия кризисным явлениям в мировой экономике. Можно было бы сказать, что данью указанной “специфике” G20 стало проведение неделей ранее в Бангалоре первой встречи руководителей как правительственных ведомств, отвечающих за финансово-экономическую сферу деятельности, так и центральных банков (Finance Ministers and Central Bank Governors Meeting, FMCBG) стран-участниц G20. Тем более, что по ряду причин наличие тех самых кризисных явлений сегодня не вызывает сомнений.

Однако страны-участницы другой конфигурации G7, и прежде всего её лидер США, в последнее время используют календарную работу всех международные организаций и форумов для политических атак против обоих главных геополитических оппонентов, то есть “России, совершившей акт неспровоцированной агрессии против Украины, а также поддержавшего её Китая”. На данной теме Вашингтон с союзниками пытаются сосредоточить внимание ООН, ей же были посвящены последняя Мюнхенская конференция по безопасности, на полях которой состоялась встреча министров иностранных дел стран-участниц G7, а затем (в режиме онлайн) и саммит этой конфигурации. Последнее мероприятие было организовано премьер-министром Японии Ф. Кисидой по случаю годовщины начала упомянутой “агрессии”.

Со всем уже наработанным запасом желчи руководители МИД G7 и отправились в Нью-Дели. С очевидным намерением продолжить производство указанного продукта, а сам этот процесс зафиксировать в итоговых документах. Тем же занимались их коллеги из финансово-экономического блока и в Бангалоре. Но поскольку в состав участников обоих последних мероприятий входили уже не только единоверцы в “свободно-демократические ценности”, то указанные мероприятия прошли не так гладко, как в формате G7.

Так, в документе, принятом по итогам работы FMCBG в Бангалоре, говорится, что с пунктами 3 и 4 (посвящённых той самой “агрессии”, а также “неприемлемости угроз использования ядерного оружия”) согласились не все участники мероприятия. То есть не удалось добиться единогласия по одному из ключевых тезисов нынешних “доброжелателей” РФ и КНР о том, что едва ли ни все актуальные неурядицы в мире обусловлены Украинским конфликтом. Что же касается встречи министров иностранных дел G20, то по её окончании вообще не появилось никакого итогового документа.

Не удалась на этом последнем мероприятии и акция по изоляции министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, которая должна была вписаться в общий курс на сведение к минимуму формата участия РФ в работе всех международных площадок. На полях работы данного форума прошли встречи руководителя российского МИД с рядом коллег из других стран. Особую значимость имели переговоры, закончившиеся вполне позитивно, с министрами иностранных дел Индии и КНР. Более того, состоялся “контакт на ногах” С.В. Лаврова и с представителем страны-инициатора всего “изоляционного” балагана, то есть с госсекретарём США Э. Блинкеном. Причём по инициативе второго.

Похоже, что для разного рода дешёвых марионеток “постсоветского пространства”, приторговывающих на мировой политической ярмарке неприязнью к России (хотя внешне и чаще всего к “путинскому режиму”), на горизонте вырисовываются невесёлые времена. Приближение которых станет ещё более ощутимым, если удастся, наконец, заткнуть фонтан пропаганды кухонно-бабского уровня с её “походами на Варшаву-Берлин” и квази-религиозным кликушеством.

Ибо не менее определённо вырисовываются глобальные проблемы (обозначенные, кстати, и в итоговом документе FMCBG) беспрецедентных масштабов. По сравнению с которыми меркнут разногласия (нередко весьма значимые) между основными игроками. В этих условиях могут завершиться весьма печально интриги мелкой политической тусовки, околачивающейся рядом со столом, за которым ныне ведётся “Большая мировая игра”. Естественно, для интриганов, которые будут рассматриваться в качестве помехи в организации столь необходимого сегодня взаимодействия между ведущими игроками.

Между тем становятся всё более заметными нюансы в поведении различных компонент “обобщённого Запада” относительно как РФ и КНР вообще, так и украинского конфликта, в частности. Они проявились не только в ходе последних мероприятий в формате G20, но и на стартовавшем сразу по их окончании трёхдневном так называемом “Диалоге Раисина” (Raisina Dialogue). Который был создан в 2016 г. МИД Индии в качестве некоторого конкурента известного “Диалога Шангри-Ла”, ежегодно работающего в Сингапуре под эгидой Лондонского IISS (International Institute for Strategic Studies).

На площадку “Диалога Раисина” перекочевали многие министры из тех, которые только-что участвовали в работе G20. В их выступлениях на первой присутствовала гораздо большая раскованность, чем они же ранее позволяли себе на второй. Видимо, с этим связана реплика отнюдь не друга РФ Ж. Борреля о том, что он не против того, чтобы Индия покупала российскую нефть по выгодной для неё цене. Трудно поверить, но именно это он и сказал. Ибо слишком велик сегодня вес факта присутствия Индии за глобальным игровым столом, чтобы позволять себе грубое давление на неё в связи с тем же украинским конфликтом.

Чем до недавнего времени занимался Вашингтон, для которого в процессе обостряющегося противостояния с главным геополитическим оппонентом (КНР) возрастающую значимость приобретает фактор вовлечения Индии в (весьма рыхлый, но всё же) собственный антикитайский лагерь. Среди различных используемых в этих целях инструментов заметное место занимает накачка (что называется, “под завязку”) действующей американской администрации этническими индийцами. Сообщается также о лоббировании Вашингтоном американо-индуса на освобождающуюся должность главы Всемирного банка.

Что же касается Нью-Дели, то первоначальный по этому поводу позитивный интерес сменяется скептической улыбкой. Особенно после того, как год назад один из высоких чиновников администрации США индийского происхождения, пребывая на территории прародины, совсем уж откровенно-топорным образом агитировал за формирование антикитайского союза с Вашингтоном.

Вряд ли сколь-нибудь весомым образом отражается на характере отношений Индии и с бывшей метрополией факт того, что правительство второй уже почти полгода возглавляет индус по происхождению. Поскольку процесс их развития (в силу вполне объективных причин) был запущен ещё его предшественником Б. Джонсоном. А, вот, факт подготовки компанией BBC и запуска в медийное пространство (незадолго до обсуждаемых мероприятий) некоторого фильма, главной темой которого стало якобы участие нынешнего премьер-министра Индии Н. Моди в “Гуджаратском погроме” 2002 г., оказался крайне не кстати для нынешнего британского правительства. В ходе обсуждаемых мероприятий руководителю его внешнеполитического ведомства пришлось принять по данному поводу демарш от индийского коллеги С. Джайшанкара.

И всё же одним из немногих позитивных моментов работы в Индии всех упомянутых выше политических площадок стал упомянутый выше факт состоявшихся переговоров руководителя МИД Индии с коллегами из РФ и КНР. Пожалуй, в первую очередь это относится к переговорам С. Джайшанкар — Цинь Ган, ибо от состояния китайско-индийских отношений (впрочем, как и от китайско-японских) существенным образом зависит вектор развития ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе в целом.

Между тем в них есть серьёзные проблемы и в ходе работы “Диалога Раисина” на одну из главных обратил внимание С.В. Лавров.

Наконец, несколько слов о самом предмете всего переполоха последнего времени на “обобщённом Западе”, то есть о современном (видимо, заключительном) этапе эволюции Ukraine project. Только закрыв глаза можно не замечать его превращения из инструмента борьбы с одним из двух главных геополитических оппонентов в паразитарный нарыв на теле самого “Запада”.

Поэтому в порядке хоть какой-то компенсации издержек (весьма немалых), связанных с указанными трудами, следовало бы в Москву направлять тот денежный поток, который, пока и зачем-то, закачивается в Ukraine.

Как говорил мудрый Каа (впрочем, скорее это был его некий родственник): “Странный народ! Не понимают собственной выгоды”.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

На эту тему
Отношения между Ираном и ОАЭ, возможности и вызовы, перспективы
Модернизация ООН ‒ насущная проблема современности
В США состоялся саммит стран-членов Quad
Президент Ирана демонстрирует новаторский подход в дипломатии
Сасиват Вонгсинсават: «Таиланд подтверждает свою готовность и решимость стать полноправным членом БРИКС»