24 апреля с. г. в столице Индонезии Джакарте состоялось специальное заседание президентов и глав правительств стран-членов АСЕАН, посвящённое последним событиям в Мьянме, которая сама входит в данную Ассоциацию, объединяющую 10 стран региона Юго-Восточной Азии.
Поводом для того, чтобы указанным высоким персонам к заботам относительно проблем в собственных странах прибавить и некие внешние, послужили громкие международные последствия событий, случившихся в Мьянме 1 февраля с. г.
Вкратце напомним, о чём идёт речь. Нынешняя Мьянма (в недавнем прошлом Социалистическая Республика Бирманский Союз), богатая разнообразными естественными ресурсами и занимающая ныне крайне важное стратегическое положение, является весьма сложно устроенной страной. Её населяют порядка 100 народностей, различающихся по этно-религиозным признакам, нередко враждующих как друг с другом, так и с центральным правительством. В том числе с использованием оружия.
Не менее важным представляется напомнить, что со второй половины прошлого века труднодоступные горные районы Мьянмы являлись одним из основных элементов так называемого “Золотого наркотреугольника”, в гигантских масштабах поставлявшего опиаты на мировые рынки. В настоящее время мьянмский штат Шан (основной район сепаратистской антиправительственной вооружённой борьбы) является ведущим поставщиком на те же рынки матамфетаминов.
“Наркофактор”, как правило, тщательно обходится западными СМИ в комментариях последних событий в Мьянме. Между тем его значимость в “Большой мировой игре” в целом (по крайней мере последних полутора века) до сих пор представляется сильно недооценённой. В частности, это прямо касается афганской проблематики.
Как бы то ни было, но главным образом суммой указанных факторов объясняется то, что вплоть до самого последнего периода истории независимой Мьянмы ею руководят военные. Только это позволило сохранить целостность страны и провести позитивные социально-экономические преобразования.
Но то же обстоятельство всегда являлось главным поводом для негативных оценок (весьма условным) “Западом” государственного устройства Мьянмы. В особой резкой форме указанный негатив стал выражаться после того, как военные Мьянмы во главе с генералом Мин Аун Хлайном в очередной раз вышли “из-за спины” гражданского руководства страны.
Чаще всего причиной событий 1 февраля называют результаты всеобщих выборов, состоявшихся в ноябре 2020 г. По их итогам партия “Национальная лига за демократию” получила конституционное большинство мест в парламенте страны. Тем самым оказалась под угрозой законодательная база (сохраняющаяся пока в действующей конституции) осуществления военными фактического контроля ситуации в Мьянме.
Отметим немаловажное обстоятельство, связанное с тем, что НДЛ возглавляет Аун Сан Су Чжи, которая ещё относительно недавно являлась одной из главных икон мирового “правозащитного” движения. Это последнее резко изменило к ней отношение с того момента, как она де-факто возглавила гражданское правительство и начала проводить внутриполитический курс, мало отличающийся от политики Мин Аун Хлайна.
Но после того, как 1 февраля военные в очередной раз заперли госпожу Су Чжи “дома на ключ” (видимо, просто потому, что засомневались в её способности удержать ситуацию в стране под контролем), у патентованных “правозащитников” типа Amnesty International, а также их реальных кукловодов, что называется, “снесло крышу”.
Впрочем, когда сегодня Вашингтон и Брюссель (никем не избираемые чиновники этого второго почему-то позиционируют себя в качестве “голоса Европы”) раскручивают пропагандистскую истерию на тему “сотен мирных протестантов, погибших от рук военной хунты”, не упустим из виду тот самый фактор тлеющих или вполне активно ведущихся внутренних вооружённых конфликтов. Так, в конце апреля сообщалось о том, что вооружённый отряд карен (третья по численности этническая группа Мьянмы) захватил армейскую базу на границе с Таиландом.
Как бы то ни было, но на горизонте замаячила перспектива очередной “гуманитарной интервенции”. Её потенциальными участниками могут оказаться ряд стран (возможно, и все), недавно проводивших совместные военно-морские учения La Perouse в Бенгальском заливе, всё восточное побережье которого образуется как раз Мьянмой. Что, конечно, не осталось бы без ответа со стороны КНР.
Но никто не хочет появления в Индо-Тихоокеанском регионе новой, крайне опасной “горячей зоны”, и основные участники ведущейся здесь игры в последнее время призывают (прямо или в скрытой форме) как раз АСЕАН вмешаться в ситуацию, складывающуюся в Мьянме.
В частности, такое пожелание можно усмотреть в американо-японском Совместном заявлении, принятом по итогам прошедших 16 апреля в Вашингтоне переговоров премьер-министра Японии Ё. Суги и президента США Дж. Байдена. В указанном документе говорится о “центральной роли АСЕАН” в делах Юго-Восточной Азии и практически сразу после этого “жёстко осуждается насилие военных и полиции Мьянмы против граждан” страны.
Отметим, однако, важную особенность АСЕАН, принципиально отличающую данную Ассоциацию от европейского ЕС. В отличие от этого последнего, чиновники которого бесцеремонно влезают в дела всех стран Союза (и не только), руководящий аппарат АСЕАН до сих пор избегал вмешательства во внутренние дела стран-участниц. В этом плане инициатива провести специальный саммит Ассоциации по ситуации в Мьянме, с которой 19 марта выступил президент Индонезии Джоко Видодо, является уникальной. Видимо, главным её мотивом было избежать худших сценариев развития ситуации в регионе с участием ведущих мировых держав.
Обратим внимание на медийную возню (инициированную всё тем же “Западом”) накануне обсуждаемого мероприятия вокруг таких процедурных вопросов, как формат встречи и обращения к прибывающему на заседание лидеру нынешнего военного руководства Мьянмы генералу Мин Аун Хлайну. Звучали предложения вообще не приглашать делегацию этой страны, устроив над его руководством своего рода “выездной суд”.
Но, как видно из фотографий в аэропорту Джакарты, с прибывшим на саммит Мин Аун Хлайном обошлись вполне традиционно, благопристойно и, что важно отметить, с соблюдением рекомендуемых ВОЗ мер предосторожности, необходимых в наше опасное коронавирусное время.
Специальный саммит АСЕАН продолжался два часа, без присутствия прессы и, видимо, в обычном для АСЕАН “семейном” формате. То есть одному из членов “семьи” (оказавшемуся в затруднительном положении) в лице всё того же генерала Мин Аун Хлайна были высказаны как претензии, так и советы. По окончании заседания публично произнести некоторые резкости в адрес военного руководства Мьянмы позволил себе лишь президент Индонезии. Которые адресат, скорее всего, не услышал и тем более никак на них не отреагировал.
В связи с этим отметим, что в отличие от нынешних “правочеловечных” фарисеев, в Азии не утратили того, что принято называть совестью. Как может президент Филиппин Р. Дутерте осуждать военных Мьянмы, когда ему самому в борьбе с катастрофического характера внутренними проблемами (прежде всего в сфере наркобизнеса) приходится прибегать к средствам, которые никак не вписываются в “правила хорошего тона” от “правозащитников”.
Подчеркнём, что на использование подобных средств (ранее им же опробованных в бытность на посту губернатора одной из провинций страны) Р. Дутерте получил мандат доверия собственного народа в ходе всеобщих выборов 2016 г. В процессе данного акта демократии (без кавычек) он не прибегал к услугам “политтехнологического” жулья. Что является нормой в странах победившего фарисейства.
По итогам состоявшегося в Джакарте саммита было принято Заявление, состоящее из девяти пунктов, которое опубликовано от имени Секретариата АСЕАН. Представляется примечательным, что главному поводу проведения данного мероприятия посвящены только два последних пункта.
Комментаторы обратили также внимание на отсутствие в Заявлении требования (прописанного в предварительно подготовленном проекте документа) к нынешнему руководству Мьянмы немедленно освободить всех гражданских политических деятелей, задержанных после переворота. А это значит, что госпожа Аун Сан Су Чжи и далее будет наблюдать дома по телевизору (сидя в удобном кресле) за событиями в недавно руководимой стране.
Судя по всему, генерал Мин Аун Хлайн вежливо выслушал в Джакарте все семейно-дружеские (и не очень) советы и предложения. Но действовать он, видимо, продолжит в соответствии с собственным ответом на традиционный вопрос, “что хорошо и что плохо” для его страны.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».