EN|FR|RU
Социальные сети:

Китайские космические успехи восхищают и пугают

Владимир Данилов, 09 декабря

CHIN2

Как подчеркнуло недавно американское издание The Hill, продемонстрированные Китаем успехи в исследовании и освоении естественного спутника Земли и восхищают, и пугают. В духе ставшей уже обычной агрессивности западной пропаганды издание заявляет, что «превращение тоталитарного Китая в господствующую космическую державу станет исторической трагедией» для стран «свободного мира». При этом The Hill явно готов петь любые дифирамбы в защиту космических войн США или притязаний Вашингтона на лунные ресурсы, создание НАТО в Германии центра для войны в космосе, которые почему-то не пугают все те же страны «свободного мира».

Для «наивных читателей» напомним, что не Китай, а Национальное управление по астронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) подписало в конце сентября меморандум с Министерством обороны США, который, по убеждению директора Плимутского института исследования проблем мира (PIPR) доктора Ти-Джей Коулза, наглядно свидетельствует о милитаризации космической сферы с целью обеспечения всеобъемлющего стратегического доминирования США.

Истинное агрессивное лицо США в освоении космического пространства весьма точно сформулировал теоретик космических войн профессор Эверетт Долман, преподающий военную стратегию в командном колледже ВВС США: «Тот, кто контролирует низкую околоземную орбиту, контролирует околоземное пространство. Тот, кто контролирует околоземное пространство, властвует на Земле. Тот, кто властвует на Земле, определяет судьбу человечества».

Что же касается Китая, то он достойно продолжает успехи мирного покорения космоса России — первооткрывателя космических ракетных программ с первым российским спутником Земли, первым российским космонавтом, первым открывателем скрытной для обозрения с Земли обратной стороны Луны, первым российским луноходом и первой выявившей воду на ней в 2009 году российским прибором LEND.

Подчас у читателей возникает вопрос: почему китайская космонавтика называется тайконавтикой? Ответ весьма прост: на китайском языке космос звучит как «тайконг», что в переводе значит «слишком пусто», отсюда и китайских космонавтов не только в этой стране подчас называют тайконавтами.

Дата рождения китайской космонавтики тесно связана с запуском СССР 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. Именно 16 ноября 1957 года был основан (Китайский НИИ по вопросам ракет-носителей). А первый китайский космодром был построен в октябре 1958 года в автономном округе Внутренняя Монголия около города Цзюцюань, от имени которого он и получил свое название Цзюцюаньский центр запуска спутников. С этого космодрома 5 ноября 1960 года была запущена первая китайская ракета, а затем 24 апреля 1970 года — первый мирный китайский спутник.

20 ноября 1999 года в китайской тайконавтике произошло новое эпохальное событие — был запущен первый беспилотный летательный аппарат «Небесная лодка-1». 15 октября 2003 года космос покорил первый китайский космонавт — Ян Ли Вэй, а 27 сентября 2008 года первый тайконавт Чжай Чжиган вышел в открытый космос. 18 июня 2012 года в космосе побывала первая женщина тайконавт — Лиу Ян, повторившая почти через пятьдесят лет первое в мире завоевание космоса женщиной-космонавтом СССР — Валентиной Терешковой 16 июня 1963 года.

Практическая реализация Китаем лунной программы началась 24 октября 2007 года с запуском первого китайского спутника Луны «Лунная фея-1». Затем 1 октября 2010 года был запущен второй спутник Луны.

В прошлом году Китай совершил посадку на обратной стороне Луны, которая с Земли не видна. И вот сегодня мы становимся свидетелями очередного успеха Китая в освоении лунной программы, в отработке лунных технологий, и в освоении дальнего космоса. 6 декабря модуль китайской миссии «Чанъэ-5» успешно состыковался с орбитальным модулем и возвращаемой капсулой космического аппарата, контейнер с образцами лунного грунта был перегружен в возвращаемый модуль. Эта миссия не имеет аналогов — её осуществляет робот на Луне: после того как зонд совершил посадку на Луне и сделал совершенно новые снимки её поверхности, он приступил к операции по доставке на Землю образцы лунного грунта.

Китай наглядно продемонстрировал свои успехи в космическом пространстве и показал, что он мировой лидер в освоении Луны. Стремительно догоняя США и Россию, Пекин планирует совершить пилотируемый полёт на Луну и отправлять миссии к Марсу. В следующем году Китай намеревается построить собственную космическую станцию с постоянным присутствием на околоземной орбите, а в ближайшие пять–шесть лет — построить постоянную лунную станцию. Поэтому изучение свойств грунта Луны имеет для КНР и прикладное значение.

Получив собственные образцы лунного грунта, Китай сможет обладать уникальной информацией о Луне благодаря новым аналитическим технологиям. Кроме того, нельзя забывать, что на Луне содержится полезное ископаемое – гелий-3, которое может служить возобновляемым источником энергии. Ведь одна тонна гелия-3 заменяет 20 млн тонн нефти, а сотня тонн гелия-3 может обеспечить весь земной шар энергией.

Поэтому в последнее время все чаще стали говорить, что китайская космическая программа имеет коммерческую направленность, в силу чего в новой космической гонке появится экономическое измерение, чего не было прежде. Китайский спускаемый аппарат на Луну и его роботизированная основа — это гигантский скачок, причем не только в науке. Китай сумел бросить очень серьезный вызов глобальному лидерству США. Поэтому нельзя исходить из того, что новая космическая гонка между Китаем и Америкой станет простым повторением старой советско-американской космической гонки.

Идя по следам богини Чанъэ, Китайское национальное космическое управление  отметило, что «китайская мечта поселиться в лунном дворце скоро станет реальностью» и она, по словам главного конструктора этого проекта У Вэйжень (Wu Weiren), может осуществится к 2030 году. Китайские добровольцы уже проводят тренировки внутри копии лунного дворца, возведенного на Земле.

Но у Китая еще более грандиозные устремления. Китайские инженеры с начала 1990-х годов думают о выработке солнечной энергии в космосе. Сегодня ученые из Китайской академии космических технологий уже говорят, что к 2035 году они построят солнечную электростанцию между Землей и Луной мощностью 100 мегаватт, которая будет по размерам в один километр, а ее вес составит 10 тысяч тонн (в 25 раз больше Международной космической станции, которая на сегодня является самым крупным искусственным объектом на орбите). В Китае полагают, что к 2050 году станция начнет работу, и это станет революцией в глобальной энергетике.

В советской космической программе мало что создавало такую угрозу стратегическими позициям США, как эти китайские планы, поэтому понятны оценки The Hill, что продемонстрированные Китаем успехи в исследовании и освоении спутника Земли и восхищают, и пугают Соединенные Штаты.

Но они вызывают чувство восхищения у друзей Китая!

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

More on this topic