7 и 8 октября в Пхеньяне в Мансудэском дворце съездов прошла XI сессия Верховного Народного Собрания Корейской Народно-Демократической Республики четырнадцатого созыва.
Ожидания и прогнозы
В январе 2024 г. на сессии ВНС Ким Чен Ын призвал пересмотреть конституцию на следующем заседании парламента и поднял вопрос о необходимости устранения положений, связанных с объединением, и уточнения территориальных границ страны, включая морскую. Поэтому сессию ждали. Всех интересовало, будет ли Северная Корея зеркалить Южную, заявляя о том, что её территория распространяется на весь полуостров, либо установит текущие границы.
Второй важный момент касался спорной морской границы, так называемой Северной разделительной линии, проведенной после Корейской войны американцами и их союзниками в одностороннем порядке. Северная Корея не признавала её, считая, что граница должна проходить дальше от ее берегов.
Обычно сессия проходит летом. Когда она не состоялась, на Западе и в РК это стало поводом для рассуждений о проблемах режима. После известий о ее проведении в октябре, корееведы «замерли в предвкушении» – ждали обнародования поправок.
В преддверии сессии СМИ РК сделали много прогнозов о предполагаемой повестке дня:
Северная Корея отменит межкорейское соглашение 1991 года, противоречащее нынешней позиции КНДР о «двух враждебных государствах». В нем межкорейские связи определяются как «особые отношения», предварительно формирующиеся в процессе стремления к воссоединению, а не как отношения между государствами.
Северная Корея может в одностороннем порядке объявить новую морскую границу к югу от нынешней де-факто морской границы.
Северная Корея может провести организационную перестройку или кадровые перестановки, распустив все специальные ведомства, занимающиеся делами с Югом, передав управление межкорейскими делами МИДу.
Пересмотр конституции может привести к удалению упоминаний об объединении, общей этнической и рассовой принадлежности обитателей двух Корей, заменив их акцентом на насильственное поглощение Юга в случае конфликта.
На сессии снова подчеркнут ядерный статус страны как сигнал Вашингтону в преддверии президентских выборов в США в ноябре 2024г.
Масло в огонь подливали представители власти. 8 октября министр по делам воссоединения РК Ким Ён Хо заявил, что «напряжённость в регионе может обостриться, поскольку Пхеньян, скорее всего, внесёт изменения в Конституцию», назвав РК главным врагом. Министр пообещал принять «решительные меры против антинационального и враждебного поведения Северной Кореи».
«Неожиданные» итоги сессии
СМИ Северной Кореи хранили молчание по поводу того, проводилось ли парламентское заседание. Новости ЦТАК о прошедшей сессии, появились 9 октября и были краткими. По ним понятно следующее.
Ким Чен Ын на сессии не присутствовал и не выступал с программным заявлением. Не было и куратора партийных дел Чо Ен Вона, но остальные члены большой пятерки члены Президиума Политбюро ЦК ТПК Ким Док Хун (премьер), Чхве Рён Хэ (глава законодательной власти) и Ли Бён Чхор (куратор военного блока) были.
Поправки в конституцию внесли (с докладом выступал Чхве Рён Хэ), но какие именно, не сказано. Новостей об откликах на изменения в СМИ Севера тоже пока нет.
Как сообщало ЦТАК, в докладе Чхве отмечалось, что «для того, чтобы Социалистическая Конституция в полной мере выполнила свою миссию как мощного законного оружия для прославления новой эпохи великой державы … надо внести в нее выдающуюся идею ТПК о строительстве государства и практические программы, соответствующие требованиям изменяющейся и развивающейся революции, стремлениям и интересам народа». Поэтому в повестку дня вошел вопрос «по исправлению трудового возраста и избирательного возраста граждан КНДР в соответствии с тем, что с нынешнего года изменяется возраст выпускников полной средней школы после принятия Закона ВНС о введении системы всеобщего 12-летнего обязательного обучения». Предполагается, что возрасты для голосования (17) и права на труд (16) были подняты на год.
Были рассмотрены и приняты Закон о легкой промышленности, Закон КНДР о внешнеэкономических делах, обсуждались вопросы исполнения Закона КНДР об инспекции по качеству. По всем пунктам были прения.
Были и новые кадровые назначения. Но Гван Чхоль стал министром обороны КНДР, Ли Ман Су – министром государственного контроля над строительством, Ким Сон Бин – председателем Государственного комитета по науке и технике, Пан Ду Соб – председателем Комиссии законодательных предположений ВНС.
Обсуждение результатов
Одни эксперты заявили, что Северная Корея могла отложить принятие поправок до следующего заседания парламента после избрания нового состава ВНС в марте 2025 г. Другие, что «остается неясным, указывает ли отсутствие упоминания в отчете ЦТАК на то, что никаких поправок внесено не было, или же изменения были внесены, но не разглашались публично».
«Существует вероятность того, что Северная Корея может перенести сроки такого пересмотра на период после формирования 15-й Национальной ассамблеи в попытке максимально использовать результаты президентских выборов в США», — сказал, президент Университета северокорейских исследований Ян Му Чжин.
Хон Мин, старший научный сотрудник Корейского института национального объединения, тоже считает, что «принятие поправки об объединении было отложено на следующий год, чтобы свести к минимуму внутреннюю неразбериху. …Режим предпримет дальнейшие шаги, чтобы публично продемонстрировать, что он по-прежнему придерживается концепции «двух Корей».
Тхэ Ен Хо, генеральный секретарь Консультативного совета по мирному объединению и бывший заместитель посла Северной Кореи в Великобритании, полагает, что «Северная Корея, возможно, не включила позицию лидера Ким Чен Ына о двух враждебных государствах в пересмотренную конституцию, поскольку режим не смог в полной мере донести до людей его политику, направленную против объединения». Межкорейское объединение было давней государственной целью Северной Кореи со времен Ким Ир Сена, и радикальный поворот, по его мнению, осознается и поддерживается с трудом.
О чём это может говорить? Хотя на волне хайпа некоторые издания, даже респектабельные, утверждали, что им известно, какие именно поправки были внесены в Конституцию, их удалённость от северокорейских источников заставляет думать, что речь идёт о предположениях. Учёные должны ориентироваться на более валидные источники, поэтому ждем публикации официальных документов, помня, что договор между КНДР и РФ в ЦТАК опубликовало ранее российской стороны. В таком важном вопросе не стоит следовать примеру тех, кто разбирал северокорейский закон о борьбе с реакционной культурой, ТОЛЬКО по южнокорейским или западным источникам.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»