EN|FR|RU
Социальные сети:

Чем отметились главные праздники в КНР и на Тайване

Владимир Терехов, 20 октября

В КНР отметили 75 лет со дня образования страны, на Тайване 113-ю годовщину начала Синьхайской революции.

75 лет со дня образования Китая

Как подобает в таких случаях, подводился итог впечатляющих достижений страны за крайне короткий (по меркам китайской истории) промежуток времени. Их символом может быть гигантский (протяжённостью в 55 км) комплекс транспортных сооружений «Гонконг-Чжухай-Макао» через дельту Жемчужной реки, по которому ежегодно перемещаются десятки миллионов людей и миллионы транспортных средств. Но главное, это социально-экономические достижения, проявляющиеся в преодолении бедности страны с почти полуторамиллиардным населением.
Человечество живет на одной планете, и у людей всех стран общее будущее
Синь Цзинь Пин

Основное же внимание в проведенных торжествах было уделено решению новых национальных задач ближайшей и среднесрочной перспектив. Знаковой датой станет октябрь 2047 г. – столетие образования КНР. Обозначен и ряд промежуточных этапов, которые предполагается отметить важными достижениями в общем курсе на «модернизацию» страны. Так, на недавнем третьем пленуме ЦК КПК 20-го созыва были обозначены две такие промежуточные даты: октябрь 2029 г. (80-летие с момента образования КНР) и 2035 г.

Не менее значимым словом, характеризующим политический курс руководства страны, является «открытость». В одной из статей Global Times, посвящённых 75-летию образования КНР, приводятся слова китайского лидера: «Человечество живет на одной планете, и у людей всех стран общее будущее». (Синь Цзинь Пин). А «мировая экономика — это большой океан, из которого вы не можете выбраться». Нельзя не согласиться, правда, с оговоркой, что «мировая экономика» сегодня функционирует в условиях резкого ухудшения (по сравнению с предыдущим десятилетием) внешнеполитического фона. И это уже отражается на процессе реализации намеченных планов развития КНР.

В частности, курс на «открытость» отнюдь не встречает позитивной реакции со стороны ведущих западных держав, в сторону которых он существенным образом и обращён. Напротив, в США и Европе отмечается процесс возведения различного рода барьеров как на пути движения инвестиций и некоторых товаров из КНР, так и аналогичного встречного потока. И едва ли не целиком этот процесс обусловлен политическими мотивами, а именно попытками замедления экономического прогресса КНР. Прежде всего в области высоких технологий.

Та же «политика» лежит в основе интриг Вашингтона и идущей у него на поводу бюрократии Брюсселя в крайне болезненной для Пекина Тайваньской проблематике. Обращаясь к соотечественникам на мероприятии по случаю 75-летия КНР, Си Цзиньпин прямо причислял к ним жителей Тайваня. В частности, он сказал, что «Тайвань является священной территорией Китая и соотечественники, проживающие на обоих берегах Тайваньского пролива, связаны между собой кровным родством». В очередной раз было заявлено о намерении «решительно противостоять раскольнической деятельности, нацеленной на «независимость Тайваня». Эта фраза непосредственно была обращена в сторону руководства Тайваня, которое отреагировало на неё в ходе своих празднеств.

На Тайване прошёл «Праздник Двух Десяток»

Датой 10-го октября – десятого месяца по «европейскому» календарю (это важно!) на Тайване отсчитывают начало сложного процесса, получившего название «Синьхайская революция». На самом деле он начался задолго до октября 1911 г. и завершился позже «официальной» даты 12 февраля 1912 г. Но необходимо было обозначить дату начала рубежного события в длительной китайской истории, покончившего с 2500-летним периодом монархического государственного устройства и запустившего республиканский.

В факте празднования этого события заложена серьёзная смысловая мина, на которой может «подорваться» нынешнее тайваньское руководство, уже открыто взявшее курс на отделение Тайваня и тайванцев от Китая и китайцев. Ведь «Синьхайская революция» – это крайне важное событие в длительной истории Китая в целом, а не некоторой его провинции, открыто занимающейся сепаратистскими экзерсисами.

Немалая странность факта данных торжеств, проводимых нынешним руководством Тайваня, объясняется тем, что он унаследован от Чан Кайши и возглавляемой им партии Гоминдан, в послевоенный период непрерывно (вплоть до 2000 г. и затем в период 2008-2016 гг.) правивших на острове, и в мыслях, не державших возможность превращения Тайваня в отдельное государство.

В том числе поэтому правящая сегодня (третий срок) Демократическая прогрессивная партия реализует тайваньский вариант «борьбы с культом личности», когда имя Чан Кайши упоминается в комбинации с терминами «диктатура», «подавление демократии», «массовые репрессии». Но унаследованный от него праздник сохраняется, а в кабинете президента Тайваня висит портрет основателя Гоминьдана Сунь Ятсена – одного из лидеров «Синьхайской революции» и политического предшественника Чан Кайши, автора «Трёх народных принципов» по превращению Китая (не Тайваня) в современное государство.

Вашингтону, плотно вовлечённому в Тайваньскую проблематику, плевать на подобные «тонкости» исторического плана в позиционировании его нынешних главных контрагентов на острове в лице той же ДПП и президента Уильяма Лая. Для США достаточно того, что они последовательно реализуют курс на превращение Тайваня в де-факто независимое государство.

Впрочем, в последнее время этот процесс пытаются перевести в формат де-юре и данная тема особенно «разгонялась» накануне «Праздника Двух Десяток». Речь идёт об обсуждавшейся ранее в НВО так называемой «проблеме толкования» резолюции 2758, принятой ООН в октябре 1971 г. Сторонники «правильного толкования» данного документа утверждают, что передача в соответствии с ним КНР мест в ООН и Совете безопасности, которые ранее занимались Китайской Республикой (то есть пребывавшим на Тайване режимом Чан Кайши), не означал исключения острова из главной международной организации. А это значит, что нахождение сегодня Тайваня вне рамок ООН и аффилированных с данной организацией структур является чистым недоразумением, подлежащим исправлению.

Подобная точка зрения начинает распространяться среди ряда западных стран, в частности, США, Нидерландов, Австралии. В парламенте же Тайваня обсуждается проект обращения в ООН на предмет «исправления» того самого «недоразумения».

Если бы таковое случилось (при практически нулевой вероятности с учётом авторитета в ООН КНР), то это и стало бы актом превращения Тайваня в независимое государство де-юре.

Вопрос международного статуса Тайваня занял одно из центральных мест и в выступлении президента У. Лая на праздничной церемонии 10 сентября (кстати, перед выходом на трибуну он поклонился портрету Сунь Ятсена). В неоднократных же заявлениях накануне «Праздника Двух Десяток» тот же У. Лай фактически отвергал приводившиеся выше высказывания китайского лидера, не брезгуя при этом словесной казуистикой, типа «Китайская Народная Республика не может быть матерью Китайской Республики», поскольку первая младше второй.

Тем не менее комментаторы отмечают большее присутствие в праздничном выступлении У. Лая «элементов позитива» относительно КНР по сравнению с его же предшествующей официальной речью по случаю процедуры инаугурации на президентский пост, состоявшейся в мае с. г., а также с выступлениями его предшественницы Цай Инвэнь. Но подобные «пассы» в адрес Пекина вполне ожидаемо не встретили с его стороны позитивного отзыва, поскольку для него важны не слова, а всё та же проблема статуса Тайваня.

А в ней, как следует из праздничного выступления У. Лая, никаких изменений не наблюдается.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Сейчас мир многополярен, несмотря на то что говорят те, кто ностальгирует по необузданной однополярности
«Взаимосвязь времен и цивилизаций – основа мира и развития»
Зигзаги судьбы российской подданной в Африке
Доктрина Примакова и многополярный мир России
Два октября в Китае и Канаде