Два последних выезда за границу премьер-министра Индии Нарендры Моди, совершённых с интервалом в две недели в период со второй половины июня до середины июля, служат наглядной иллюстрацией возрастающей внешнеполитической активности лидера страны, которая всё более определённо заявляет о себе в качестве одной из ведущих участниц нынешнего этапа “Большой мировой игры”. Страны же посещения отражают проблемы и задачи, которые Индия сегодня стремится решить в том числе путём развития отношений с другими значимыми игроками.
В ходе первой из упомянутых поездок (19-23 июня) Н. Моди посетил США, а на обратном пути Египет. Большую часть времени второго турне (13-15 июля) заняло посещение Франции. По пути же домой из Парижа индийский премьер остановился в Объединённых Арабских Эмиратах. И нельзя сказать, что вторые части обоих этих заграничных поездок носили как бы “побочно-дополнительный” характер по отношению к первым частям. Ибо все без исключения ведущие мировые игроки вовлекаются в сложные процессы, которые разворачиваются в регионе Большого Ближнего Востока (ББВ). Причём всё более конкурентным по отношению друг к другу образом. За свою долю влияния в ББВ борется также Индия.
Отметим, что обе основные страны посещения, то есть США и Францию, со всё большей натяжкой можно относить к одной международно-политической команде, до сих пор обозначаемой каучуковым термином “Запад”. Различия в подходах Вашингтона и Парижа (а также некоторых других европейских столиц) к решению актуальных глобальных проблем становятся всё более заметными. Несмотря на то что подписи от имени обоих продолжают соседствовать под документами, которые принимаются, например, в рамках конфигурации G7. Поэтому визиты Н. Моди в каждую из этих стран интересны сами по себе.
Главная внешнеполитическая проблема Индии всё более определённо обуславливается поиском оптимальной стратегии поведения по отношению к великому соседу в лице КНР. Подчеркнём, независимо от того, произойдёт или нет в следующем году смена партийности правящей в Нью-Дели элиты в ходе предстоящих всеобщих выборов. Кстати, фактор обострения в связи с этим внутриполитической ситуации, и без того почти всегда пребывающей в состоянии разной степени (а также по многочисленным поводам) сложности, присутствует в мотивах всех последних внешнеполитических мероприятий правительства правящей (уже два срока подряд) Бхаратия Джаната парти.
Что же касается главного внешнего, то есть “китайского” фактора, то он тоже незримо (“как тень”) сопровождал премьер-министра страны в ходе обоих его последних выездов за границу. Без непосредственного упоминания, но очевидным образом тот же фактор просматривается и в документах, принятых по итогам состоявшихся переговоров.
В очередной раз подчеркнём, что в подобного рода документах нет лишних тезисов, фраз и даже отдельных слов. Что касается “Совместного заявления”, подписанного премьер-министром Индии и президентом США, то несмотря на то что важным в нём представляется всё, особое внимание автора настоящей статьи привлекли пункты 5, 13, 26, 29, 34, 37, 41, 54, 57. Прокомментируем некоторые из них и начнём с заключительного.
В пункте 57 (в документе он занимает предпоследнюю позицию) говорится об “ожидании” премьер-министром Индии приезда в Нью-Дели президента США на предстоящий в сентябре саммит G20. Напомним, что в текущем году Индия является хозяйкой и организатором данного международного форума, значимость которого (среди прочих) непрерывно возрастает. Если ничто не помешает приезду в Нью-Дели американского президента, то это будет уже третий (за менее, чем полугодовой отрезок времени) повод для его непосредственного контакта с премьер-министром Индии. Первый же случился не далее как в мае с. г. в Хиросиме на полях саммита G7. Согласимся, что сам по себе факт трёх в течение (продолжающегося) года встреч в непосредственном формате между лидерами Индии и США говорит о многом относительно как актуального состояния, так и перспектив развития отношений между данными странами.
Пунктом 34 констатируется их же стремление “укреплять долгосрочное сотрудничество” в рамках конфигурации, которая обозначается аббревиатурой I2U2 (по дважды встречающимся первым буквам четырёх участников: India, Israel, United Arab Emirates, United States). Образованная в конце 2021 г., она нередко обозначается как “Вторая Четвёрка” (QUAD-2). С тем чтобы отделить её от “Первой”, созданной годом ранее, в которую, наряду теми же Индией и США, входят также Япония и Австралия.
Формирование I2U2 стало важным событием во внешней политике каждой из четырёх стран-участниц, а также в процессе развития ситуации в регионе ББВ в целом. Представляется не случайным упоминание Hindustan Times данной конфигурации среди значимых аспектов посещения Н. Моди ОАЭ, которое случилось по пути его возвращения домой из поездки уже во Францию.
В пункте 5 обсуждаемого документа говорится о намерении Индии и США развивать взаимодействие едва ли не в ключевой сфере современного технологического прогресса, связанной с производством современных полупроводников. Отметим, что США стремятся исключить Китай из соответствующих международных “цепочек поставок”, заменив его Индией. В частности, в том же пункте упоминается намерение компании Micron Technology, Inc, на деятельность которой в КНР были введены определённые ограничения, организовать теперь производство своей продукции в Индии.
Также примечательной представляется запись в пункте 54 об “углублении взаимодействия” в сфере противодействия производству и распространению синтетических наркотиков, таких как фентанил. Данная запись носит безымянно-общий характер, однако тема “китайского участия” в деятельности мексиканских наркокартелей (в частности, производящих фентанил) в последнее время занимает всё более заметное место в пропагандистских атаках Вашингтона против Пекина.
В целом же в оценках СМИ итогов визита премьер-министра Индии в США преобладают эмоционально окрашенные обороты с нередким использованием слова “исторический”.
Такие же эмоции присутствуют и в комментариях поездки Н. Моди во Францию. Она действительно сопровождалась ярким действом, связанным с участием представителей всех трёх видов вооружённых сил Индии в военном параде по случаю национального праздника Франции “День взятия Бастилии”. В частности, над Елисейскими полями, по которым продефилировала рота бравых пенджабцев, пролетела четвёрка индийских истребителей Rafale, поставленных в своё время французской компанией Dassault. За всем этим действом, наряду с восторженными парижанами, наблюдали стоявшие рядом на почётной трибуне президент Э. Макрон и премьер-министр Н. Моди.
Насколько можно понять из комментариев итогов визита Н. Моди в Париж, одна из основных тем повестки дня прошедших переговоров сводилась к возможной закупке 26-и всё тех же Rafale, но выполненных в палубном варианте и предназначенных для оснащения (точнее, для замены группы истребителей Миг-29М) только-что введённого в состав ВМС Индии авианосца Vikrant собственной постройки. Сообщается также, что в настоящее время в Индии завершаются сравнительные испытания истребителей Rafale-M и F/A-18 Super Hornet американской компании Boeing. Причём вроде бы заказчик склоняется к “французскому варианту” решения данной проблемы.
Между прочим, во время прошедшего ранее посещения США стороны согласились всячески содействовать операциям именно компании Boeing на индийском рынке вооружений. Любопытно в связи этим, чем в итоге завершится (как ожидается, в конце текущего года) битва “союзников” за получения данного конкретного заказа. Кстати, и “цена вопроса” весьма привлекательна, поскольку встречаются цифры чуть ли не в 8 млрд долл.
Основные итоги прошедших в Париже переговоров по самому широкому кругу вопросов двусторонних отношений представлены в сжатом “Совместном коммюнике”, с которым можно ознакомиться здесь. В комментариях этого документа, прозвучавших перед журналистами от обоих государственных лидеров, среди комплекса обсуждавшихся вопросов Н. Моди особое внимание уделил “оборонной” компоненте, в то время как Э. Макрон скорее “гуманитарной”.
Наконец, сделаем обобщённую ремарку относительно того, что у Индии собственное видение ситуации в ИТР и свои же подходы к решению возникающих здесь проблем. И это необходимо принимать во внимание всем другим участникам игры, разворачивающейся в данном ключевом регионе мира.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».