EN|FR|RU
Социальные сети:

Продолжается борьба за влияние в Юго-Восточной Азии

Владимир Терехов, 25 августа

ASEA8342

В начале августа продолжилось взаимное маневрирование ведущих мировых держав в субрегионе Юго-Восточной Азии. Их основными участниками являются США и КНР, которые всё более плотно втягиваются в борьбу за “умы и сердца” проживающих в ЮВА народов, за превалирующее влияния как на отдельные страны, так и на образуемую последними региональную Ассоциацию государств ЮгоВоcточной Азии” (Association of Southeast Asia Nations) в целом.

Отметим, что изначальный облик АСЕАН слабо соответствует представлениям об экономическом объединении государств (не говоря уже о военно-политическом), связанных некими совместными обязательствами. Типа, например, ЕС, основной сферой деятельности которого является организация экономической кооперации входящих в данный Союз европейских стран. Претендующего, впрочем, и на политическое представительство европейцев на международной арене.

Обе эти компоненты присутствуют и в АСЕАН, но в гораздо менее выраженной (и даже просто “размытой”) форме. Достаточно сказать, что торговля внутри АСЕАН никак не может выйти (несмотря на принимавшиеся в прошлом амбициозные решения) за пределы трети её общего объёма. В ЕС этот показатель составляет порядка трёх четвертей. АСЕАН даже близко не располагает столь же масштабной бюрократической машиной, которая размещается в столице ЕС Брюсселе.

Что вовсе не означает второстепенной значимости в современных политических процессах данной региональной Ассоциации в целом, а также каждой из входящих в неё десяти стран ЮВА. Чему свидетельством являются участившиеся визиты в регион разного уровня государственных деятелей ведущих мировых игроков. Турне по странам ЮВА их представителей всё больше напоминают забеги наперегонки специфических атлетов. Впору открывать новую олимпийскую дисциплину “Бег с препятствиями на дорогах Юго-Восточной Азии”. И “бежать” есть зачем, ибо призом является, повторим, контроль над одним из ключевых участков мирового игрового стола.

Отметим, что сама данная региональная Ассоциация предоставляет обилие соревновательных площадок. В ежегодном режиме проводятся форумы с каждым из ведущих игроков. Существует формат “АСЕАН+3”, в котором собеседниками Ассоциации выступает трио ведущих азиатских стран в лице КНР, Японии и Республика Корея. Ряд стран-членов АСЕАН объединяет общая проблема использования вод Меконга, являющегося для них воистину рекой жизни.

Так что каждому из значимых мировых “спортсменов” есть, где проявить себя в ответ на призыв со стороны АСЕАН: “Дерзайте, господа-товарищи”. И “дерзают”. Как “господа”, так и “товарищи”.

Только что зондирование перспектив развития отношений с тремя важными членами АСЕАН (Сингапуром, Вьетнамом и Филиппинами) провёл министр обороны США Л. Остин. Спустя два дня после его отъезда из региона к работе в том же направлении подключился руководитель американского внешнеполитического ведомства, Э. Блинкен. Который в период 2-6 августа провёл целых 5 видеоконференций с коллегами из АСЕАН, использовав большую часть из предлагаемых Ассоциацией площадок.

Накануне проведения этих мероприятий госдепартамент распространил сообщение, в котором, во-первых, в очередной раз подтверждалась “центральная роль” АСЕАН в развитии отношений США со странами региона и, во-вторых, перечислялись основные темы предстоящих переговоров. К таковым были отнесены проблемы борьбы с пандемией “Ковид-19”, климатические изменения, обеспечение свободы морей и работоспособность существующих в этой области международных актов. Упомянута была, конечно, “Бирма” (член АСЕАН, которая уже давно называется Мьянмой), где в начале февраля с. г. произошёл военный переворот.

В сообщении госдепартамента о повестке дня министерской видеоконференции в формате “США+АСЕАН” обратило на себя внимание упоминание Э. Блинкеном программы (спонсируемой американским правительством и действующей с 2013 г.) подготовки молодых лидеров (Young Southeast Asian Leaders Initiative, YSEALI). Указанная программа реализуется во взаимодействии с Вьетнамским университетом Фулбрайта.

Расположенный в Хошимине упомянутый университет был создан в 2016 г. при поддержке правительств США и Вьетнама. Он является пока единственным учебным учреждением подобного уровня среди порядка 80-и прочих, функционирующих в рамках так называемой программы Фулбрайта за пределами США. Что лишний раз свидетельствует об особой роли, которая руководством США отводится как раз Вьетнаму среди других стран-членов АСЕАН.

6 августа Э. Блинкен принял участие в работе 28-й сессии Регионального форума АСЕАН (ASEAN Regional Forum, ARF), который представляет собой министерского уровня площадку, где обсуждаются различные аспекты проблематики обеспечения стратегической стабильности и безопасности. Действующий с 1994 г. ARF является одной из самых представительных площадок, созданных на базе АСЕАН. В настоящее время в работе данного форума принимают участие 26 стран плюс внешнеполитическое ведомство ЕС.

В ходе выступления на этой площадке Э. Блинкен, среди прочего, озвучил весь устоявшийся к настоящему времени в Вашингтоне набор претензий к основному геополитическому оппоненту в лице Пекина. Упоминались “провокационное поведение в Южно-Китайском море, […] нарушения прав человека в Тибете, Гонконге и Синьцзяне”.

Новацией оказалось выражение госсекретарём США “глубокой обеспокоенности в связи с быстрым ростом ядерного арсенала КНР”. Хотя годом ранее на эту тему уже высказывалось министерство обороны США в ежегодно обновляемом отчёте данного ведомства конгрессу на тему военного строительства КНР.

Выступивший на том же форуме руководитель китайского МИД Ван И, который тоже подтвердил “центральную роль АСЕАН” в регионе, воздержался (в отличие от американского коллеги) от прямой конкретики в обозначении источника проблем в ЮВА. Но, конечно, не вызывало сомнений, кто подразумевался, когда говорилось об “определённых внерегиональных державах”, которые пытаются вмешиваться во внутренние дела других стран, привносят в регион собственные стратегии и провоцируют здесь военную напряжённость. Так же ясно было, кому адресуется заявление о недопустимости вовлечения внешних игроков в события, разворачивающиеся в Мьянме.

Выступая на площадке “КНР+АСЕАН”, в числе важных достижений в двусторонних торгово-экономических отношениях Ван И указал на факт подписания в ноябре прошлого года “Всестороннего регионального экономического партнёрства” (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Это действительно важный инструмент КНР в процессе реализации собственного курса в ЮВА и во всём Индо-Тихоокеанском регионе. Факт участия в RCEP является также весомым преимуществом Пекина в конкуренции с “внерегиональным” Вашингтоном за влияние на ситуацию в ЮВА.

Не обошёл руководитель МИД КНР и едва ли не самую болезненную тему в отношениях с южными соседями, каковая обусловлена комплексом проблем, порождаемых территориальными спорами в ЮКМ. Почти два десятилетия стороны прикладывают усилия с целью разработки обязывающего документа (Code of Conduct, CoC) относительно такого их “поведения” в ЮКМ, которое бы предотвращало возникновение ненужных инцидентов. Как следует из слов Ван И, продолжатся “консультации по согласованию текста CoC”. Уже хорошо.

Не менее сложные задачи решались в ходе видеоконференции на упоминавшейся выше площадке “АСЕАН+3”. Проблемы в данном политическом “четырёхугольнике” обусловлены главным образом сложностями во всех (подчеркнём это) сторонах “треугольного” партнёра АСЕАН. Что, в частности, не позволяет реализовать давний проект создания трёхсторонней (с участием КНР, Японии и РК) Зоны свободной торговли.

Хотя, если судить по содержательной стороне выступлений Ван И и министра иностранных дел Японии Т. Мотэги, оценки складывающейся в регионе ситуации, а также подходы к решению возникающих проблем достаточно схожи. Естественно, что оба министра избегали полемики по достаточно неприятным аспектам двусторонних отношений. Например, тех, которые обусловлены спорами на тему принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао, различным отношением к Тайваньской проблематике, очевидной и всесторонней конкуренцией в том же ЮВА.

В целом же авторское впечатление самого общего плана от только что прошедших мероприятий с “центральным” участием АСЕАН можно выразить (почти) классикой: “Неспокойно Южно-Китайское море”. Что подтверждается возрастающей военной активностью в ЮКМ как США, так и КНР. К которым спешат присоединиться некоторые из европейских флибустьеров. Непонятно, впрочем, зачем.

Единственное, что в связи с этим можно сказать вполне определённо, относится к очередной констатации возрастающей значимости данного субрегиона на современном этапе “Большой мировой игры”. О чём, в частности, свидетельствуют всё более интенсивные забеги в регионе ЮВА главных мировых “спортсменов”.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Стремления Турции к БРИКС: террористическая атака на фоне растущей геополитической напряженности
Египет, Эритрея, Сомали: обращаясь к мотивам участников тройственного альянса
Саммит БРИКС в 2024 году доказал, что Путин не изолирован на международной арене
План “Победы” Вашингтона и Киева – война с Россией
Большая игра на Африканском Роге продолжается. Часть 4: Эфиопо-сомалийский конфликт в ракурсе других внешних игроков