EN|FR|RU
Социальные сети:

Вашингтон и Сеул договорились о расходах на размещение американских войск на Корейском полуострове

Константин Асмолов, 06 января 2025

После восьми раундов переговоров, продолжавшихся на протяжении последних пяти месяцев, Южная Корея договорилась с Соединёнными Штатами об увеличении своей доли расходов на содержание американских войск в стране в период с 2026 по 2030 годы.

The South Korean and American flags

По новому соглашению, выплаты в 2026 году увеличатся по сравнению с 2025 годом на 8,3 процента — с 1,4 трлн до 1,52 трлн вон ($1,13 млрд), а в последующие годы будут расти пропорционально индексу потребительских цен, но не более чем на 5 % в год.

История вопроса

Соглашение о специальных мерах (SMA) между РК и США определяет доли сторон в расходах на содержание 28,5 тысячи американских военнослужащих, размещённых на Корейском полуострове (USFK). В соответствии с Соглашением о статусе вооруженных сил (SOFA), Корея обязана предоставить базы для Вооруженных сил США, в то время как США несут ответственность за расходы, связанные с размещением своих войск в стране. Однако в 1991 году было сделано исключение, позволившее Корее покрывать определенные расходы, такие как заработная плата корейских служащих, работающих на американских базах. Хотя первоначальное распределение расходов было относительно скромным, в ходе переговоров оно начало значительно увеличиваться, превысив 1 трлн вон в 2019 году и достигнув 1,5 трлн вон всего за семь лет.

СМИ РК подчеркивают значительное непонимание нынешней оборонной политики Южной Кореи и её вклада в североатлантический союз

Во время своего первого срока Дональд Трамп призывал к значительному увеличению финансовых взносов Южной Кореи на содержание USFK, что привело к длительному тупику в переговорах и в какой-то момент корейский персонал USFK даже был вынужден уйти в отпуск.

В 2020 году бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон заявлял, что Трамп грозил вывести американские войска из Южной Кореи, если Сеул в соответствии с новым соглашением о военном сотрудничестве не выплатит 5 миллиардов долларов, что было примерно в пять раз больше прежнего.

В апреле 2024 г. во время интервью американскому новостному журналу TIME Трамп назвал Южную Корею «очень богатой» страной и предположил, что США могут вывести свои войска из Южной Кореи, если Сеул не сделает больше финансовых взносов для их поддержки. В другой предвыборной речи Трамп призывал страны — члены НАТО тратить не менее 3 % своего ВВП на оборону, назвав нынешнюю норму в 2% кражей века.

Заключение соглашения и его суть

Союзники начали переговоры раньше обычного — на фоне опасений, что, если Трамп вернется в Овальный кабинет, он может пойти на жесткую сделку, которая может вызвать напряженность в двустороннем альянсе.

4 октября, чуть более чем за месяц до президентских выборов в США, министр иностранных дел РК Чо Тхэ Ёль и посол США в РК Филип Голдберг поставили подпись под документом, вступившим в силу 29 ноября 2024г.

Стороны договорились ежегодно увеличивать размер южнокорейского взноса. В первый год действия соглашения он составит 1,52 трлн вон (1,13 млрд долл.), что на 8,3% больше, чем в предыдущем году. Далее взнос будет ежегодно увеличиваться на уровень инфляции, но не более чем на 5%. Это отличает условия от существующей сделки, которая связывает это увеличение с ежегодным увеличением оборонного бюджета Сеула. Предполагается, что эти деньги пойдут на покрытие таких расходов, как зарплата корейских рабочих, строительство военных объектов и материально-техническое обеспечение.

В свою очередь, 11 декабря Палата представителей Конгресса США одобрила проект Закона об ассигнованиях на национальную оборону (NDAA) на 2025 год, которые составят 895 млрд 200 млн долларов (на 1% больше, чем в текущем году). Документ предусматривает сохранение на Корейском полуострове не менее 28,5 тысячи американских военнослужащих. В нём подтверждены обязательства США по защите РК с использованием всего оборонного потенциала в соответствии с Договором о совместной обороне. Документ предусматривает требование к Пентагону до 1 марта 2025 года подготовить план укрепления расширенного сдерживания в отношении РК, а также подготовить отдельный отчёт о развитии оборонного сотрудничества США, РК и Японии. 18 декабря NDАA большинством голосов одобрил Сенат.

Министерство иностранных дел РК положительно оценило сделку, заявив, что сторонам удалось достичь желаемого и взаимоприемлемого соглашения.

А Трамп согласится?

11 октября посол РК в США Чо Хен Дон указал, что Дональд Трамп, возможно, потребует пересмотра нового соглашения, и оказался прав.

15 октября в ходе беседы с главным редактором Bloomberg Джоном Миклетвэйтом в экономическом клубе Чикаго Дональд Трамп заявил, что, если бы он оставался в Белом доме, РК платила бы за размещение американских войск на своей территории 10 млрд долларов в год. Таким образом, сумма, упомянутая Трампом, почти в 9 раз превышает текущий размер. Днем позже во время телевизионного мероприятия в ратуше, организованного телеканалом Fox News, Трамп указал, что «Америку больше нельзя использовать в своих интересах в торговле и в военной сфере»: «Южная Корея… У нас там 42 000 солдат. Они не платят», — сказал Трамп, позабыв их число, но заявив, что в свое время «заставил их заплатить».

Кроме того, Трамп также намекнул на введение более высоких тарифов на импортные товары, вызвав опасения, что он может увязать торговые проблемы с расходами на оборону.

В этом контексте 12 ноября советник президента РК по национальной безопасности Син Вон Сик заявил, что Южная Корея больше не является односторонним бенефициаром двустороннего альянса с Соединенными Штатами. «Как партнер, способный внести свой вклад в региональную и глобальную безопасность и процветание, Южная Корея продолжит защищать свои основные интересы». Южная Корея будет стремиться поддерживать сильную позицию в области безопасности с помощью интегрированной системы ядерного сдерживания в тесной координации с новой администрацией США, чтобы противостоять ядерным угрозам Северной Кореи: «Правительство установит тесные рамки сотрудничества со следующей администрацией США, чтобы твердо защищать свободу и мир в Южной Корее, и мы будем поддерживать цель полной денуклеаризации Северной Кореи».

Оценки экспертов и перспективы развития ситуации

«Скорейшее продление соглашения о специальных мерах обеспечивает стабильность Североатлантического союза, — сказал Патрик Кронин, руководитель отдела безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Вашингтонском институте Хадсона». Однако у Трампа нет возможности защитить альянс от политических потрясений. Если бывший президент победит на ноябрьских выборах, он, вероятно, попытается пересмотреть условия этой сделки», — добавил он.

Фрэнк Аум, старший эксперт по Северо-Восточной Азии в Институте мира США, ожидает, что Трамп может выйти из соглашения по СНВ, как он это делал с предыдущими соглашениями, такими как Договор по открытому небу, Парижское соглашение по климату и др.

Брюс Беннетт, старший военный аналитик RAND Corp., оценил вероятность того, что Трамп будет добиваться пересмотра соглашения о свободной торговле в случае переизбрания, в 50-60%. «Это будет зависеть от того, кого он выберет в качестве своего министра обороны, советника по национальной безопасности и госсекретаря, который будет консультировать его по вопросам, на которые ему необходимо обратить внимание».

Ученый отметил, что общие предполагаемые расходы на обучение персонала USFK, оборудование, заработную плату и льготы, а также расходы на повседневную деятельность в Южной Корее, вероятно, превысят 10 миллиардов долларов в год, ибо «американские войска, дислоцированные в Республике Корея, играют важную роль в сдерживании не только Северной Кореи, но и Китая и России. Если бы этот персонал вернулся в США, он внес бы гораздо меньший вклад в региональное сдерживание, которое чрезвычайно важно для США как с точки зрения безопасности, так и с экономической точки зрения».

ЦТАК опубликовало статью под заголовком «Нынешнее положение альянса США и РК в свете консультации по доле расходов на оборону». «Горькая участь марионеточной РК, которой при каждой смене хозяина Белого дома придется как угнетенной деревенской женщине за всё тревожиться, от начала вопроса по безопасности и экономике до вопроса по расходам на дислоцирование американских войск, во всей наготе показывает слабость альянса США и РК, который они выдают за «наиболее кровный альянс» и «истинные дружественные отношения».

СМИ РК подчеркивают значительное непонимание нынешней оборонной политики Южной Кореи и её вклада в североатлантический союз. Между тем, «чрезмерные требования со стороны США также могут ослабить двусторонний альянс, усилив антиамериканские настроения среди южнокорейской общественности».

Если подвести итог, то стороны успели заключить соглашение на условиях, выгодных Сеулу, но не исключено, что на фоне импичмента Юн Сок Ёля давление США на данном направлении вырастет. Вопрос, в какой мере новое руководство РК сможет обеспечить себе стратегическую автономию.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН

На эту тему
Новая американская мечта: навредить Китаю и России, разрушив корейский статус-кво
«Щит свободы» и другие события февраля-марта 2024 г. часть вторая: совместные учения США и РК
Заместители руководителей МИД США, Японии и Республики Корея встретились в Вашингтоне
Хроника межкорейской напряженности в четвертом квартале 2023 г. часть первая: действия Юга
Саммит в Кэмп-Дэвиде: Байден со своими марионетками