В свете продолжающегося противостояния Эфиопии, Египта и Сомали, внутриполитический конфликт на юге последнего создает еще большее пространство для торга действиями – одной из тактик невоенного разрешения конфликта вокруг Сомалиленда.
Федерализм в Сомали
После коллапса сомалийской государственности на фоне свержения Сиада Барре в 1991 году страна оказалась ввергнута в пучину непрекращающейся борьбы политических партий, религиозных групп, криминальных сообществ и различных кланов. В 2004-2012 гг. на территории большей части Сомали – за исключением Сомалиленда, провозгласившего в одностороннем порядке независимость в 1991 году – функционировало переходное правительство, опиравшееся на принципы федерализма, что и было отражено во Временной конституции 2012 года. На сегодняшний день власть федерального центра в Могадишо с теми или иными оговорками признается 5 автономными регионами – Пунтлендом («мать сомалийского федерализма»), Галмудугом, Хиршабелле, Юго-Западным Сомали и Джубалендом – хотя формально Сомалиленд все еще входит в состав Сомали.
Конфликт Могадишо и Джубаленда: причины и ход событий
В марте 2024 года парламент Сомали поддержал федеральное правительство во главе с президентом Хасаном Шейхом Махмудом, проголосовав за внесение поправок в Конституцию. В соответствии с изменениями, предполагался переход к системе прямого всеобщего голосования взамен существующей модели, когда глав региональных правительств и президента страны избирают парламентарии. Подобный шаг встретил острую критику со сторону части региональных элит: так, правительство Пунтленда немедленно заявило о бойкоте подобных инициатив.
В конце октября – начале ноября 2024 года в условиях приближавшихся выборов президента Джубаленда напряженность стала нарастать и в отношениях Могадишо с самым южным регионом страны – своего рода форт-постом борьбы с террористами из «Аш-Шабаб»( запрещённая в РФ исламистская группировка). В начале ноября в Кисмайо – столице Джубаленда – было принято решение о формировании избирательной комиссии для проведения выборов на основе непрямого голосования, что ни в коей мере не соответствовало позиции федерального центра. Уже 25 ноября, получив поддержку 55 из 75 депутатов региональной легислатуры, Ахмед Мохаммед Ислам «Мадобе» – один из ключевых политических тяжеловесов на юге Сомали – был переизбран на свой третий подряд срок в качестве президента Джубаленда. На следующий день федеральные войска были переброшены в город Рас-Камбони на границе с Кенией, однако отряды, лояльные Ахмеду Мадобе сумели блокировать город, а также другие стратегически важные населенные пункты на границах Джубаленда.
29 ноября 2024 года президент Джубаленда выдвинул Могадишо ультиматум: Ахмед Мадобе потребовал вывести федеральные войска из Рас-Камбони в течение 15 дней, пообещав, что в противном случае правительство Хасана Шейха Махмуда «заплатит высокую цену».
Перспективы конфликтной динамики и её влияние на общерегиональный баланс сил
Хотя федеральные силы и ополчение Джубаленда до сих пор не вступили в прямые столкновения, риск эскалации крайне велик. К тому же, помимо и без того острых внутрисомалийских противоречий, конфликт между Могадишо и Кисмайо подпитывается крайне нестабильной политической обстановкой на Африканском Роге в целом. Продолжающееся уже почти целый год противостояние по поводу сомалилендского порта Берберы между Эфиопией, с одной стороны, и Сомали, Египтом и Эритреей – с другой – обуславливает постоянное стремление региональных акторов ослабить оппонентов и/или заручиться поддержкой различных квазигосударственных образований.
Пожалуй, наиболее очевидным бенефициаром текущего конфликта выступает Эфиопия. Во-первых, для ограниченного в ресурсах правительства Сомали любое новое внутреннее столкновение становится существенным препятствием на пути к проведению более или менее акцентированного внешнеполитчисекого курса. Во-вторых, за долгие годы присутствия в Сомали в качестве ключевой силы в рамках борьбы с радикальными исламистами, Эфиопия заручилась дружественными отношениями с целым рядом сомалийских кланов и автономий. Неудивительно, что в начале декабря появились слухи о военной поддержке, которую Аддис-Абеба оказывает Джубаленду.
Иван Копытцев – политолог, младший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского рога ИАфр РАН; младший научный сотрудник Центра африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России