EN|FR|RU
Социальные сети:

Британские лорды разворовывают сокровища Египта

Виктор Михин, 06 ноября 2024

Большой египетский музей рядом с пирамидами Гизы, наконец-то открыл свои величественные двери.

Ramses Egyptian Museum

Знаменательное событие в культурной жизни Египта

Большой Египетский музей, или Музей Гизы — самый большой археологический музей в мире. Площадь музея — 500 тысяч квадратных метров. Строительство музея должно было завершиться в 2012 году и обошлось государству 1 миллиард долларов.
Британская империя в своей алчности была грабителем с широкими возможностями

Первое, что увидели многочисленные посетители, это колоссальная 3200-летняя статуя фараона Рамзеса II, одно из первых приобретений нового музея в 2018 году. С шестиэтажной парадной лестницы открывается вид на пирамиды, а также демонстрируются памятники и артефакты — от статуй фараонов до саркофагов и мумифицированных тел. Когда строительство музея будет завершено окончательно, в нём разместятся более 100 000 экспонатов, в том числе сокровища из гробницы Тутанхамона.

Однако не менее интересен длинный список египетских сокровищ, которые музей не сможет демонстрировать. Например, тщетно искать в стенах музея хоть какие-то упоминания о Розеттском камне — тёмной скале, на которой на древнеегипетском и древнегреческом языках высечен указ, изданный египетским царём Птолемеем V Эпифаном в 196 году до н. э. Как известно, одни и те же слова на разных языках дали учёным первый ключ к расшифровке египетских иероглифов. Однако, чтобы увидеть этот камень, придётся посетить Британский музей в Лондоне.

Также нельзя найти в окрестностях Каира гранитную статую Анхвы, строителя кораблей, из Саккары, вырезанную во времена Третьей династии Египта около 2650 года до н. э.: она тоже находится в Британском музее. Возможно, кто-то захочет увидеть знаменитую статую Амона в виде барана, защищающего царя Тахарку, 683 год до н. э., но и она находится в Британском музее. А если кто-то захочет взглянуть на три чёрные гранитные статуи богини Сехмет, датируемые 1400 годом до н. э., позолоченные внешние саркофаги из гробницы Хенутемет в Фивах, датируемые 1250 годом до н. э., или чёрный алебастровый обелиск царя Нектанеба II, датируемый 350 годом до н. э., то, надо поехать в Лондон и также посетить Британский музей.

Можно напомнить, что Британский музей был основан в 1753 году для хранения коллекций учёного и натуралиста сэра Ганса Слоуна, но с тех пор его содержимое претерпело значительные изменения — главным образом из-за 250 лет безжалостного британского колониального грабежа и разграбления. Только египетская коллекция музея насчитывает более 50 000 предметов — от крошечных амулетов до одежды и текстиля, а также монументальных скульптур, сворованных в Египте.

«Наивные» музейные работники просто объясняют, как все эти сокровища попали в свое время в Лондон. «Существует очень много способов, с помощью которых предметы попадали в Британский музей», — говорят они. Или же они были «подарками», не моргнув глазом объясняют они. Известно, что многие бесценные экспонаты были получены из Фонда исследования Египта, спонсором которого является музей. Другие экспонаты были получены от странствующего священника XIX века преподобного Гревилла Джона Честера, который «собрал множество древностей во время своих почти ежегодных путешествий, в том числе несколько крупных экспонатов», — говорится на сайте музея. Но всех в этих объяснениях переплюнул бывший куратор музея, который объяснил: «Коллекция не принадлежит ни правительству, ни Британскому музею. Она принадлежит общественности и находится в доверительном управлении попечителей Британского музея». Ага, конечно: когда кто-то тайком лезет в мой карман в очереди в супермаркете и вытаскивает мой кошелёк, он «держит его в своем доверительном управлении». Объяснение идиота и для идиотов.

Это правда, что до 1983 года Египет разрешал продажу и вывоз древностей, некоторые из которых покидали страну легально. Но законно ли это с моральной точки зрения? Бесспорным фактом является то, что по меньшей мере 60 процентов египетской коллекции Британского музея были украдены, присвоены, незаконно приобретены, получены преступным путём: если провести аналогию с арабскими сказками «Тысяча и одна ночь», то в музее хранится больше краденого, чем в пещере разбойников, которую посещал Аладдин.

Не всё это из Египта. Британская империя в своей алчности была грабителем с широкими возможностями. Самым известным приобретением музея, вероятно, является коллекция древнегреческих скульптур V века до н. э. из Парфенона и Акрополя, украденных из Афин 7-м графом Элджином в период с 1801 по 1812 год и известных как «мраморы Элджина». Музей оправдывает своё решение оставить их тем, что они были получены законным путём, с разрешения властей Греции «в то время». Но они не говорят, что Греция «в то время» находилась под контролем Османской империи, которая сама была оккупационной державой, мало интересовавшейся сохранением наследия своих вассалов.

Драгоценности, украшающие корону британской империи, — это, собственно, королевские регалии. Их центральным элементом является бриллиант «Кох-и-Нур», который весит целых 105,6 карата и является одним из крупнейших огранённых бриллиантов в мире. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в лондонском Тауэре. Несмотря на то, что он так ярко сияет, у него довольно тёмное прошлое. Впервые драгоценный камень был упомянут в связи с Павлиньим троном Великих Моголов, который Надир-шах из Ирана вывез из Дели в 1740-х годах. В конце концов он попал в руки одиннадцатилетнего Дулипа Сингха, махараджи империи сикхов. Мальчик делал всё, что ему говорила Британская Ост-Индская компания, которая аннексировала Пенджаб в 1849 году, и поэтому он «с радостью» передал бриллиант в качестве «подарка» королеве Виктории. Ныне Индия, Иран, Пакистан и Афганистан заявили о своих правах на бриллиант и потребовали его вернуть, но малахольный король не проявляет никаких признаков готовности передать его в ближайшее время.

Британский музей на протяжении многих лет также сталкивался с растущим давлением, требовавшим вернуть сокровища в страны, из которых они были нагло украдены, но британское правительство предвидело это ещё в 1963 году. Закон о Британском музее, который был одобрен парламентом в том же году, прямо запрещает вывозить любые предметы из музейных коллекций, кроме как для предоставления во временное пользование. Другими словами, «колыбель демократии» законно санкционировала незаконное присвоение ворованных и мошенническим путем доставленных в Лондон сокровищ и исторических раритетов многих стран мира. Вот Вам и суть самой западной демократии, можно воровать, похищать, убивать, но все это во имя высоких идеалов какой-то демократии.

Таким образом, чтобы увидеть все эти бесценные сокровища и многое другое, сворованное лордами, пэрами и сэрами — необходимо лететь в Лондон и добираться до Рассел-сквер в благородном районе Блумсбери в британской столице, где находится Британский музей. И именно там, а не Каире, Дели, Афинах местные гиды будут взахлеб рассказывать о бесценных сокровищах, выставленных в Британском музее. Но ни они и никто в Лондоне не расскажет истинную историю похищенных, сворованных исторических раритетов и сколько крови находиться на них и руках их похитителей. Такова суть западной «демократии» и ее сторонников, хорошо выучивших русскую пословицу: «что с воза упало, то пропало» — и попало в Британский музей.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Африка в поисках мира: преодоление наследия рабства и колониализма
Конфликт в Судане: текущая динамика противостояния
Грабеж, террор, доминирование: Франсафрика на испытании историей
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?
Момент для Африки нанести решающий удар по западным режимам