EN|FR|RU
Социальные сети:

Сангаджи Тарбаев: «Большинство россиян хотели бы совершить турпоездку в какую-либо из стран БРИКС»

Юлия Новицкая, 24 октября

Накануне итогового саммита БРИКС на вопросы «Нового Восточного Обозрения» отвечает депутат Госдумы РФ, Председатель комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи ТАРБАЕВ.

Сангаджи Тарбаев

– Сангаджи Андреевич, насколько активно на сегодняшний день проходит взаимодействие между профильными комитетами парламентов стран БРИКС, в том числе и новичками? Какие актуальные вопросы обсуждаются?

– Общение происходит, как правило, в рамках двусторонних визитов парламентских делегаций. Например, последняя встреча состоялась буквально месяц назад в Каире, с депутатами Палаты Представителей Арабской Республики Египет. До этого имели место встречи с коллегами из КНР, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и др. С депутатами Национального конгресса Бразилии плотно общались в рамках Межпарламентской конференции Россия – Латинская Америка, где поднимались вопросы, касающиеся всех аспектов взаимодействия между нашими странами.

Условный BRICS ID существенно облегчил бы логистику в туристических целях внутри объединения

Отличительная черта БРИКС заключается в том, что это объединение государств в экономических интересах, а не интеграционный блок с фиксированным набором обязательств к определенному сроку. Поэтому вопросов, актуальных для всех без исключения стран БРИКС, не так много. Насущные вопросы в туризме – это облегчение визового режима вплоть до отмены виз, наличие прямого авиасообщения, туристическая привлекательность отдельных регионов, виды туризма, проблема сезонности, возможности размещения и качество сервиса и, конечно же, вопросы безопасности. Важно понимать: то, что актуально в туризме для одной страны БРИКС, в отношении другой или других может быть давно решено или не столь важно. Например, в отношении стран Латинской Америки не актуален визовый вопрос – практически во все страны континента россиянам разрешен безвизовый въезд на протяжении 30 или даже 90 дней. С Китаем и Индией такие переговоры еще ведутся.

– На недавнем первом туристическом форуме БРИКС говорилось о том, что долю туризма в экономиках стран БРИКС необходимо увеличить минимум в два раза. Какие конкретные шаги могут в этом помочь?

– Внутри БРИКС есть «тяжеловесы» в сфере туризма, например, Египет или ОАЭ, а есть страны, скажем так, продвинувшиеся на этой стезе не столь далеко. Практически у каждой страны БРИКС есть своя особенность, так сказать, фирменная фишка, благодаря которой она больше всего известна. С одной стороны, обычно это и есть основное направление развития туротрасли в стране, как карнавал в Бразилии или паломничества в Саудовской Аравии, а с другой – они задают стереотипные представления о стране, которые, порой, мешают разглядеть ее подлинный потенциал.

Поэтому задача № 1 – обмен актуальной информацией. Нашей стране совершенно необходимо качественное продвижение своего туристического потенциала на международной арене. Российские туристические компании и организации должны активнее продвигать свои услуги и привлекать внимание иностранных туристов, чтобы сделать туризм в России более конкурентоспособным на международном рынке. У нашей страны огромный туристический потенциал практически по всем направлениям – от предложений мегаполисов по деловым форматам до экотуризма в затерянных уголках природы, от услуг по лечению и оздоровлению до организации крупных международных фестивалей в мире культуры и спорта. Кстати, я хотел бы обратить внимание, что странам БРИКС не так часто доводится принимать у себя крупные международные соревнования, такие как чемпионаты мира по футболу или Олимпийские Игры. КНР и Бразилии удавалось чаще остальных заявить о себе на этом поприще, но в целом эти мероприятия, привлекающие к себе толпы туристов со всего мира, чаще проходят в странах Запада, чем в странах Глобального Юга.

Отсюда задача № 2 – альтернативные международные соревнования и новые крупномасштабные мероприятия, способные стать точками притяжения туристов.

Основными трудностями в привлечении иностранных туристов в Россию также продолжает оставаться визовый вопрос, так как оформление многократной и/или долгосрочной визы в Россию – процесс довольно длительный, зачастую требующий дополнительных документов, подтверждающих цели поездки. С 1 августа 2023 года граждане 55 стран получили возможность оформить электронную одноразовую визу в Россию для въезда с туристическими, деловыми, гуманитарными целями. За год этим форматом воспользовалось свыше 540 тысяч иностранцев. Однако нам бы хотелось видеть более внушительные показатели. Поэтому одним из предложений, прозвучавшим на Восточном Экономическом форуме, стало пожелание по увеличению срока действия визы и отмене оплаты за нее. Такое предложение я могу только поддержать.

– Два года назад в стенах Госдумы родилась инициатива по созданию новой международной туристической организации на базе БРИКС. В этом году на майском финансово-экономическом форме, приуроченном к году председательства России в объединении, Вы снова вынесли эту идею на обсуждение. Что из себя будет представлять организация БРИКС-туризм, какими Вы видите её цели и задачи?

– Новую туристическую организацию в рамках БРИКС я бы видел ежегодной конференцией с постоянно действующим секретариатом и возможностью быстро собраться для решения какой-то экстренной проблемы. Целями организации должны стать все перечисленные ранее вопросы – обеспечение безопасности в перемещении туристов по миру и их размещение, решение сложных визовых вопросов и транспортных проблем, обмен опытом и информацией, обсуждение и сопровождение организации крупных международных мероприятий. Это должен быть действующий инструмент, позволяющий оперативно предлагать помощь и разрешать складывающиеся трудные ситуации.

– Как бы Вы оценили перспективы введения облегчённого визового режима внутри стран участниц БРИКС? Может, нужно начать хотя бы с «карты бизнесмена» и «карты туриста»?

– Данный вопрос мог бы стать одним из первых решений будущей организации по туризму. Нашей целью является свободное перемещение между странами БРИКС как деловых кругов, так и обычных туристов. Примеры уже есть: внутри АСЕАН запущен механизм, позволяющий деловым партнерам легко перемещаться по странам блока, что, кстати, способствовало расцвету индустрии MICE – делового туризма, совмещенного с иными видами отдыха.

Идею создания «карты бизнесмена» в свое время поддержал Министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров. Я считаю, что «карта туриста» должна появиться следом за бизнес-картой. Бизнесмен, побывавший на деловой встрече, быстрей других окажется тем самым «возвратным туристом», решившим вернуться на отдых в проверенное место.

Мы могли бы воспользоваться опытом проведения Чемпионатов Мира и разработать формат облегченной визы. Условный BRICS ID существенно облегчил бы логистику в туристических целях внутри объединения.

– Можно ли на сегодняшний день говорить о сколько-нибудь значительном увеличении туристического потока между странами БРИКС?

– Да, статистика показывает кратное увеличение числа туристов в странах БРИКС буквально за последние год-два. Китай и тут впереди планеты всей, но приток туристов фиксируется и в Бразилии, и Египте, и др. Растет число въездных туристов и в России, минувший сезон стал тому подтверждением. Например, открытие Саудовской Аравией возможности оформления электронных виз для граждан России, как и годом ранее электронной российской визы для саудитов стало настоящим достижением – турпоток вырос в разы, причем в обоих направлениях. Опросы показывают, что большинство россиян (до 83%) хотели бы совершить туристическую поездку в какую-либо из стран БРИКС.

Если говорить о медицинском туризме в России, то это высокое качество услуг и низкие цены. А вот правила пребывания на территории страны не до конца отрегулированы. В контексте всего этого, каковы, на Ваш взгляд, перспективы въездного и выездного туризма в рамках БРИКС?

– Да, наши нейрохирургия, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия, лечение детской и взрослой онкологии, гинекология, ортопедия и диагностика пользуются заслуженным уважением. Другой вопрос, что они до сих пор мало раскручены. Мир мало знает о наших возможностях в этой области. Отсюда объективная потребность в качественном маркетинге, рекламе и продвижении подобных продуктов со стороны туроператоров и турагентов, которые должны ориентироваться на рынке и быть в состоянии предложить новые возможности для отдыха. Нужен реестр туроператоров, специализирующихся на оказании медуслуг и знающих этот рынок.

Ограничиваясь исключительно оказанием комплекса услуг, сложно привлечь активную часть туристического потока. Медики должны лечить, а продвижение –задача для туротрасли. В рамках обновленного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» появится отдельный федеральный проект, определяющий меры по продвижению российских услуг в сфере туризма за рубежом.

– В СМИ недавно промелькнула информация, что «у городов стран-членов БРИКС может появиться свое неформальное объединение, которое будет способствовать созданию общих туристических продуктов, цифровизации услуг и обмену опытом». Как Вы оцениваете необходимость создания Туристического клуба городов БРИКС?

– Летом по инициативе России была создана Ассоциация городов БРИКС. На туристическом форуме БРИКС в июне 2024 года с инициативой по обмену существующими практиками между городами и городскими агломерациями вышла Москва. Развитие цифровых платформ и экспорт технологических возможностей – отличный способ сокращения разрыва между нашими странами. Если эстафету начнут и подхватят города – это можно только приветствовать.

Насколько наша туристическая индустрия готова к возможному росту потока туристов из стран БРИКС? Как обстоят дела с инфраструктурой, с возможностью расплачиваться иностранными картами, с гидами со знанием иностранных языков?

– Вопрос осуществления безналичных платежей и оплат за товары и услуги на территории России из-за наложенных на нашу страну ограничений остается пока нерешенным. Существуют варианты решения этой проблемы, но пока ни один из них не зарекомендовал себя настолько, чтобы стать массовым.

Кадровый вопрос также остается одним из ключевых в туризме – не только для обеспечения въездного туризма, нам для внутренних нужд требуется не менее 400 тысяч специалистов среднего и высшего звена – 320 тысяч в гостиничном хозяйстве и 80 тысяч человек в сфере туристического сервиса – экскурсоводов, инструкторов-проводников, туроператоров, турагентов. Как я уже говорил, для запуска медицинского туризма необходима служба «консьерж» по формированию предложения и продвижения наших услуг за рубежом. В этом учебном году в вузах России было выделено более 73 тысяч бюджетных мест на направлениях, связанных с туризмом. Я уверен, в туризме каждый может найти свое место.

– Сангаджи Андреевич, благодарим Вас за обстоятельную интересную беседу.

 

Юлия НОВИЦКАЯ, писатель, журналист-интервьюер, корреспондент «Нового Восточного Обозрения»

На эту тему
16-й саммит БРИКС в Казани ознаменовал закат западной гегемонии
Об участии премьер- министра Индии Нарендры Моди в саммите БРИКС в Казани
Пересмотр мирового порядка: итоги 23-го саммита ШОС в Исламабаде
Казань 2024: саммит нового курса глобального управления
Саммит БРИКС в Казани: Конец гегемонии США. Часть 2