EN|FR|RU
Социальные сети:

Тучи над Мун Чжэ Ином. О коррупции в сфере энергетики

Константин Асмолов, 06 октября

В октябре 2022г. специально созданная прокурорская группа по финансовым преступлениям начала расследование обвинений в коррупции, связанных с правительственными проектами в области солнечной энергетики в правление Мун Чжэ Ина.

Мун Чжэ Ин

Этот шаг последовал за выводами управления при премьер-министре, которое в сентябре 2022 г. выявило 2267 случаев релевантных нарушений на сумму около 261,6 миллиарда вон. Но с того времени ситуация развивалась.

13 июня 2023 г. БАИ завершило интенсивную проверку энергетических проектов, в том числе связанных с солнечными панелями и другими возобновляемыми источниками энергии, запущенных за последние четыре-пять лет, на предмет возможных льгот и нарушений. После чего обратилось в прокуратуру с просьбой расследовать обвинения в коррупции, связанные с рядом энергетических проектов, реализуемых в правление Мун Чжэ Ина.

Прокуратуре были переданы 25 человек, связанных с частными энергетическими фирмами, и 13 чиновников, включая мэра Кунсана Кан Им Чжуна и двух бывших служащих министерства промышленности: наиболее громкие истории выглядели так:

Аудит впервые выявил предполагаемый сговор между частными фирмами и должностными лицами Министерства торговли, промышленности и энергетики при реализации проекта строительства солнечных панелей мощностью 300 мегаватт в округе Тэан примерно в 2018-2019 годах. Предполагается, что в процессе утверждения проекта стороны вступили в сговор с целью изменения цели землепользования, что привело к повышению стоимости земли, что в конечном итоге принесло пользу фирме.

Мэр Кан якобы оказал услугу выпускнику своей средней школы при выборе предпочтительного претендента на финансируемый правительством проект по установке солнечных панелей в его округе в 2020 году. Кан также организовал множество выгодных деловых услуг для компании. По оценкам БАИ, стараниями мэра город потерял более 11 миллиардов вон (8,6 миллиона долларов).

Некий правительственный чиновник среднего звена по просьбе своего коллеги в одностороннем порядке изменил назначение земельного участка для бизнеса по производству солнечной энергии. Его младший брат сфабриковал соответствующие документы, прежде чем присутствовать на парламентских слушаниях с разъяснением проекта. После того, как братья были отстранены от государственных должностей, оба чиновника стали генеральным директором и вице-президентом компании, которая получила права на строительство солнечной электростанции.

Глава муниципального правительства предложил компании, производящей солнечные панели, стать предпочтительным участником торгов, хотя она не соответствовала требованиям; причинило местному правительству убытки на сумму более 11 миллиардов вон (8,6 миллиона долларов).

Профессор государственного университета оказался фактическим владельцем компании, которую представлял его брат, и получил лицензию на управление ветроэнергетическим бизнесом в районе Сэмангым в провинции Северная Чолла. Получив разрешение, он продал компанию иностранной компании за 50 миллионов долларов, что в 600 раз превышает капитал компании, даже не начав строительство.

250 сотрудников из восьми государственных учреждений якобы не раскрыли личные интересы в связи с предприятиями, занимающимися солнечной энергетикой, в попытке получить незаконные выгоды или преимущества.

С 2019 по 2021 год 489,8 миллиарда вон государственных средств были незаконно выделены на проекты в области солнечной энергетики с помощью поддельных налоговых накладных и других методов. В некоторых случаях речь шла о незаконных займах, предоставленных для установки панелей солнечной энергии на сельскохозяйственных землях, где расположены объекты по разведению грибов или насекомых, которые могут быть построены без преобразования сельскохозяйственных угодий для других целей.

С 2018 по 2022 год 26,6 миллиарда вон были несправедливо использованы в 172 научно-исследовательских проектах в энергетическом секторе.

3 июля 2023 г. СМИ сообщили, что в расследования признано незаконным использование 582,4 млрд вон (443 млн долл.) государственных средств, которые были выделены на реализацию проектов солнечной энергетики во время правления президента Мун Чжэ Ина. За пять лет предыдущей администрации власти выявили уже 7626 случаев нарушений в данной сфере, которые привели к незаконному или неправомерному использованию денежных средств объёмом 844 млрд вон (в виде поддельных счетов, незаконного исполнения кредитов, выделения субсидий, ненадлежащее проведение научно-исследовательских работ и пр.). При этом консерваторы считают результаты проверки недостаточными, поскольку за период с 2018 по 2022 гг. в соответствующие проекты было инвестировано почти 12 трлн вон.

30 августа 2023 г.  правительство попросило прокуратуру провести расследование в отношении еще 375 человек, замешанных в 1937 случаях релевантной коррупции.

14 ноября 2023 г. БАИ сообщило, что в участии в бизнесе по производству солнечных панелей с целью зарабатывания денег в нарушение этических норм был уличен 251 чиновник предыдущей администрации. Официальные лица из восьми учреждений, включая государственную Korea Electric Power Corp. (KEPCO), управляли предприятиями по производству солнечных панелей либо под своими именами, либо под именами родственников. Один такой чиновник KEPCO, который управлял шестью солнечными электростанциями под именами родственников после использования инсайдерской информации, получив совокупную прибыль в размере 880 миллионов вон (662 000 долларов США).

Дело двух плотин 

В июле 2023 г. проверка БАИ показала, что «решение предыдущей администрации Мун Чжэ Ина демонтировать три плотины и оставить две открытыми на неопределенный срок на реках Кым и Енсан было принято иррациональным и предвзятым образом после предрешенного решения. С самого начала не было места для возможности управления плотиной или ее технического обслуживания».

БАИ пришло к выводу, что Министерство окружающей среды поспешно приняло решение разрушить дамбы, чтобы уложиться в срок, несмотря на критическое отсутствие доверия из-за большого разрыва в данных о затратах и выгодах — до 10 раз даже для одной и той же дамбы — в зависимости от методов расчета и дат сравнения.

Напомним, в мае 2017 года Министерство окружающей среды сформировало группу по оценке проекта «Четыре реки», так как Мун обещал снести или сохранить открытыми плотины на четырех крупных реках Кым, Енсан, Накдон и Хан, которые были построены по фирменному проекту бывшего президента-консерватора Ли Мен Бака. Правительство Ли завершило проект восстановления четырех рек стоимостью 22 трлн вон (17,3 млрд долларов США) в 2011 году в попытке бороться с дефицитом воды, улучшить качество воды и восстановить речные экосистемы. Но после своей инаугурации в 2017 году президент Мун раскритиковал дорогостоящий проект восстановления и 16 плотин, построенных поперек четырех рек, за ухудшение качества воды и распространение вредных зеленых приливов.

В рамках группы министерство составило список из 169 экспертов, рекомендованных соответствующими учреждениями, и передало его альянсу экологических групп, выступающих против проекта «Четыре реки».

Экологи пометили тех, кто поддерживал проект или оказывал ему содействие, после чего этих лиц внесли в черный список и отстранили от дискуссии. В результате 25 из 43 экспертов были рекомендованы гражданской группой, выступающей против проекта, после чего был принят вердикт, нужный экологам и Муну.

В результате 4 августа 2023 г. президентская комиссия по водным ресурсам решила отменить свое решение.

На взгляд автора, лименбаковский проект был слишком похож на «поворот сибирских рек» и о его эффективности и экологичности действительно было много споров, но решение вопроса через черный список экспертов хорошо говорит о том, как такие вопросы решались при Муне.

С одной стороны, как и в истории про статистику, вероятность того, что бывшего президента притянут к этим историям про коррупцию или злоупотребления, невелика. С другой, автор постоянно обращает внимание на «проблему белого пальто», на котором любая грязь куда заметнее. Казалось бы, если ты громко призываешь «не врать и не воровать», взывающему стоит самому придерживаться этих максим, но история правления Муна во многом о том, как победитель дракона стал драконом с еще большим числом голов.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Конец мифа о неприкасаемости планетарного меньшинства
Иран оказался в сложной ситуации
Внутрипартийный раскол в НФОТ: текущее положение дел, ч.2
К слухам о подготовке военного положения в Южной Корее
Ухудшение демократии в Соединенных Штатах