Ранее представлявшийся монолитным и сплоченным НФОТ сегодня переживает наиболее острый внутренний кризис в своей истории, рискуя стать легкой добычей внешних врагов.
Конфликт в Тиграе 2020-2022 гг.
Вместе с тем, исторический экскурс не мог бы претендовать на полноту с точки зрения понимания актуальных внутрипартийных процессов без учета драматических событий 2020-2022 гг. – времени, на которое пришлась вооруженная фаза конфликта федерального центра и НФОТ. Как и любой кризис – а в случае конфликта в Тиграе речь шла об экзистенциальной угрозе НФОТ, атакованному не только правительственными силами, но и его злейшими врагами в лице Эритреи и амхарских националистов – события 2020-2022 гг. обострили целый ряд противоречий, существовавших внутри партии. Хотя различные политические силы внутри тиграйского сообщества продемонстрировали способность сплотиться, в том числе, в рамках Сил обороны Тиграя (СОТ) – формально политически нейтральных вооруженных сил региона, созданных для защиты населения от экзистенциальной угрозы, – на практике именно НФОТ сохранил контроль над сферой принятия решений. Однако привлечение политически нейтральных или же, скорее, оппозиционных НФОТ военных и политических деятелей, равно как и необходимость постоянно вырабатывать оперативные и высокорискованные решения неминуемо осложнили отношения между ведущими функционерами. Поражение же и вынужденная необходимость «идти на поклон» к недавнему врагу – правительству Абий Ахмеда – поставили под сомнение авторитета Дебрициона Гебремикаэля, возглавившего НФОТ после смерти Мелеса Зенауи еще в 2012 году.
Тиграй: постконфликтный политический ландшафт
По условиям мирного соглашения, подписанного в южноафриканской Претории в начале ноября 2022 года, помимо прочего, предполагалось создание временной администрации штата Тиграй, процесс формирования которой вызвал критику ряда влиятельных тиграйских гражданских и военных деятелей. Администрацию, подотчетную федеральному правительству, возглавил Гетачу Реда – официальный представитель НФОТ в период конфликта в Тиграе и одна из центральных фигур в партии. В результате, в штате оказалось два ключевых политических института: НФОТ, избавленный от статуса террористической организации, но не получивший возможности легализоваться в своем прежнем виде и, по сути, оказавшийся в «подвешенном» положении, и временная администрация, выполняющая функции органа исполнительной власти и состоящая из представителей различных тиграйских политических сил при сохраняющемся преобладании выходцев из НФОТ. Иными словами, федеральное правительство отказалось от идеи выдвинуть одну из оппозиционных тиграйских партий в качестве новой партии власти в штате, вероятно, понимая отсутствие широкой политической легитимности у подобных групп, а также в силу неформальных соглашений в рамках мирного договора. В то же время, Аддис-Абеба отказалась и восстановить статус НФОТ в его прежнем виде: в случае регистрации как новое политическое объединение НФОТ окончательно утратит права на ряд экономических активов.
Несмотря на то, что обрывочные сведения о трениях между руководством НФОТ и временной администрацией, возглавляемой заместителем председателя фронта, появлялись и ранее, в последний месяц произошли события, позволяющие говорить об остром политическом кризисе в Тиграе в условиях раскола в рядах НФОТ. Наиболее ярким публичным проявлением конфликта между Гетачу Редой и Дебриционом Гебремикаелем стало одновременное проведение в августе 2024 года в Мекеле – столице Тиграя – двух политических мероприятий. Так, НФОТ, вопреки запрету федерального центра, принял решение о проведении шестидневного партийного конгресса, на котором Гетачу Реда и его сторонники, не присутствовавшие в зале, были исключены из партии. В их адрес прозвучали обвинения в тайных договоренностях с правительством Абий Ахмеда, которые, якобы, предполагают компромисс по вопросу территориальной целостности штата. С другой стороны, временная администрация провела собственную конференцию, на которой функционеров НФОТ, стоявших за организацией конгресса, обвинили в умышленной травле Гетачу Реды и нарушении условий мирного соглашения в Претории – иными словами, во втягивании региона в новую войну.
В целом, проведение двух альтернативных политических собраний в Тиграе продемонстрировало глубину противоречий – стороны не готовы прийти к компромиссу путем проведения традиционных внутрипартийных заседаний и поэтапного поиска консенсуса. Напротив, и НФОТ, и временная администрация апеллируют к сторонним акторам и силам, пытаясь заручиться поддержкой в условиях начавшейся открытой фазы борьбы. В случае НФОТ, речь идет об использовании обвинений в сотрудничестве с врагами Тиграя – то есть, в коллаборационизме – в адрес сторонников Гетачу Реды. Тот, в свою очередь, обвиняет Дебрициона Гебремикаеля в череде политических провалов, препятствовании деятельности администрации и, апеллируя к правительству Абий Ахмеда, в нарушении эфиопского законодательства и условий соглашений в Претории. При этом до сих нейтральными остаются СОТ, сохранившие значительную численность и часть вооружений. В то же время, в отличие от временной администрации, власть которой ощутима в Мекеле, сельские районы Тиграя остаются в руках партийных функционеров, а значит, полноценный успех сторонников временной администрации в этой политической схватке возможен лишь с помощью привлечения внешних игроков.
Иван Копытцев – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»