EN|FR|RU
Социальные сети:

Обсуждение системы общеевразийской безопасности и новые соглашения о сотрудничестве: итоги поездки Сергея Лаврова в Юго-Восточную Азию

Ксения Муратшина, 09 августа

Россия–АСЕАН

Последняя декада июля ознаменовалась важным визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Лаос и Малайзию. Именно там состоялись министерские переговоры Россия–АСЕАН, заседания министров иностранных дел стран-участниц Восточноазиатского саммита (ВАС, ежегодный формат диалога АСЕАН с внешними партнерами) и Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ, менее формальная площадка для обсуждения наиболее актуальных и острых проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе), ряд двусторонних встреч.

Что у нас на ВАС (а также АСЕАН и АРФ)

Главным результатом визита можно назвать обсуждение с партнерами из Юго-Восточной Азии (ЮВА) предложения Президента России В.В. Путина о создании новой системы общеевразийской безопасности. В ходе министерской встречи Россия–АСЕАН 26 июля и заседаний ВАС и АРФ 27 июля во Вьентьяне Сергей Лавров подробно ознакомил коллег с российской инициативой. Глава российского МИД подчеркнул, что речь идет о создании открытой и неделимой системы безопасности, основанной на равноправии, такой, чтобы «ни одна страна на континенте не укрепляла свою безопасность за счет безопасности других». В этом контексте С.В. Лавров довел до сведения наших асеановских партнеров информацию о все более заметном переносе в АТР инфраструктуры НАТО, опасности распространения ядерного оружия, которое ведут в АТР и других частях света США посредством передачи соответствующих вооружений своим союзникам, и новых американских попытках посеять конфронтацию в регионе.

Россия видит АСЕАН в качестве одного из ключевых участников построения новой международной системы коллективной безопасности, Большого Евразийского партнерства, и полностью поддерживает центральную роль Ассоциации в делах ЮВА и АТР, укрепление «асеаноцентричной архитектуры [региона], базирующейся на инклюзивности и равноправии, учете интересов всех участников и уважении их идентичности». Как отметил С.В. Лавров, у нас с АСЕАН – «схожее видение параметров формирования многополярного мироустройства на прочной основе принципов Устава ООН, других норм международного права и повышения роли государств Глобального Юга в многосторонних структурах сообразно их быстро растущему реальному “весу” в мировой экономике и политике».

Российский министр иностранных дел также обратил внимание партнеров из АСЕАН на перспективы взаимно полезного развития связей между Ассоциацией и такими региональными организациями Евразии, как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. По словам С.В. Лаврова, «центральными элементами» в контактах, устанавливаемых между ними, должны стать «экономический, социальный, транспортный, инфраструктурный аспекты».

Провели министры и обсуждение хода выполнения Комплексного плана действий по реализации российско-асеановского стратегического партнерства на 2021–2025 гг. Согласовано планирование нового аналогичного документа на следующий среднесрочный период. Стороны выразили желание укрепить практическое взаимодействие в сферах политики, безопасности, экономики, гуманитарного сотрудничества и запущенного в 2024 г. нового направления диалога РФ и Ассоциации – «цифрового партнерства». В АСЕАН высоко оценили сотрудничество с Россией в подготовке кадров. В будущем стороны планируют расширять взаимодействие в наукоемких отраслях.

По итогам переговоров Россия–АСЕАН было принято Совместное заявление, посвященное двадцатилетию присоединения России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийскому договору) – ключевому для АСЕАН международному документу, решающему задачи формирования стабильной региональной архитектуры безопасности. Сторонами отмечены сохраняющаяся краеугольная значимость Договора для мира и стабильности в ЮВА, важность следования его принципам (равенство, уважение суверенитета, территориальной целостности и национальной идентичности государств ЮВА, право всех стран на международные отношения, свободные от вмешательства во внутренние дела, принуждения и подрывной деятельности извне, приоритет сотрудничества и мирного разрешения споров), важность «центральной роли» АСЕАН и асеаноцентричных механизмов для архитектуры безопасности всего АТР, приверженность идеям многополярности и многосторонности, комплексный характер стратегического партнерства РФ и АСЕАН.

В рамках ВАС российская сторона продолжает продвижение инициатив по созданию общерегионального механизма противоэпидемического реагирования и по обеспечению экономического роста в АТР путем расширения сотрудничества в области туризма. Еще одно предложение, с которым выступила наша страна, – рассмотреть в качестве направления совместной работы на перспективу тематику развития удаленных территорий государств-участников. Потенциально эта сфера должна заинтересовать все страны АСЕАН.

На сессии АРФ были подведены итоги сопредседательства России и Индонезии в ходе межсессионных встреч по тематике обеспечения безопасности информационно-коммуникационных технологий в 2022–2024 гг. Сторонами был налажен механизм консультаций, предложены инициативы по расширению борьбы с кибер-преступностью. Учитывая, что в Форуме, как и в ВАС, принимают участие страны Запада, С.В. Лавровым была особо подчеркнута недопустимость их попыток переформатирования этого объединения в своих узких интересах, ограничения доступа к его деятельности отдельных государств, блокирования проектов многостороннего сотрудничества в области безопасности по политическим мотивам.

Встречи «на полях»

Помимо многосторонних переговоров, визит российского министра был отмечен большим количеством двусторонних встреч «на полях» заседаний. Они включали общение с представителями стран АСЕАН, в том числе, что примечательно, и Восточного Тимора, являющегося пока наблюдателем в Ассоциации. Так С.В. Лавровым были продемонстрированы уважение к относительно молодому независимому государству и готовность к развитию диалога с ним и внешних партнеров Ассоциации, в частности, министрами иностранных дел Китая, Индии, Турции, Республики Корея. С каждым состоялись обсуждение вопросов двусторонних отношений и обмен мнениями относительно международной либо региональной проблематики.

Отдельно и более подробно имеет смысл рассмотреть обстоятельные встречи С.В. Лаврова с представителями двух государств-председателей АСЕАН: нынешнего, на 2024 г., – Лаоса, – и будущего, на 2025 г., – Малайзии.

Лаос: по дороге к 65-летию дипотношений

Встречу с министром иностранных дел ЛНДР С. Коммаситом глава российского МИД провел во Вьентьяне 25 июля. Министры встретились, как старые друзья. Нынешний раунд российско-лаосских контактов был призван закрепить договоренности, достигнутые в мае этого года в Москве В.В. Путиным и президентом Лаоса Т. Сисулитом.

Отношения нашей страны с Лаосом традиционно носят тесный и близкий характер. В 2025 г. будет отмечаться 65-летие их установления. Стороны не только ведут взаимодействие во всех областях, начиная с военно-политической и дипломатической (обеспечивая друг другу реальную поддержку в международных организациях) и заканчивая гуманитарными связями, но и вместе плотно работают над развитием диалога России и АСЕАН. Во Вьентьяне партнеры подписали три стратегически важных двусторонних документа: соглашение о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, план консультаций между министерствами иностранных дел РФ и ЛНДР на 2024–2026 гг. и меморандум о преподавании русского языка в школах Лаоса.

Как можно увидеть, стороны заметно углубили своё сотрудничество. Если координация внешнеполитических ведомств двух стран на международной арене и заинтересованность Лаоса в совместной подготовке кадров уже традиционны в отношениях, то информационная безопасность – достаточно новая область двустороннего взаимодействия. Однако её развитие вполне логично: видя тот колоссальный объем вызовов безопасности, который возникает сегодня в информационной среде, Лаос ищет себе в этой сфере надежных партнеров, которым можно доверять. Ключевыми же задачами российско-лаосского партнерства на перспективу на современном этапе можно назвать укрепление координации в международных и региональных делах и развитие торгово-экономических связей.

Наконец, С.В. Лавров передал через С. Коммасита приглашения к участию Лаоса в мероприятиях саммита БРИКС и Восточного экономического форума. Кроме того, была организована встреча в трехстороннем формате Россия–Китай–Лаос. Как отметил С.В. Лавров, «три государства объединяет общность подходов к созданию на континенте максимально широкого кооперационного пространства, упрочению трансграничных транспортно-сбытовых и производственно-логистических механизмов сотрудничества». Соответственно, такой трехсторонний формат имеет хорошие перспективы развития более комплексных экономических связей.

Малайзия: активизировать торговлю и дружить академиями

28 июля состоялся визит С.В. Лаврова в Малайзию. Были проведены переговоры с премьер-министром этой страны А. Ибрагимом и министром иностранных дел М. Хасаном. Стороны подробно обсудили актуальные вопросы взаимоотношений Москвы и Куала-Лумпур, в том числе политический диалог, развитие торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, межрегиональные связи. Были подтверждены близкие позиции по основным проблемам международных отношений на региональном и глобальном уровнях, запланировано продолжение координации действий на площадках многосторонней дипломатии. В том числе Малайзия проявила заинтересованность к укреплению контактов с БРИКС.  С.В. Лавров выразил малайзийской стороне признательность за взвешенную позицию по украинскому кризису. Относительно другой «горячей точки» современного мира – ближневосточного конфликта – министрами была подчеркнута необходимость немедленного прекращения огня и решения острейших гуманитарных проблем в секторе Газа с последующим безотлагательным созданием палестинского государства.

В двустороннем сегменте особый акцент был сделан на научно-образовательном сотрудничестве, в частности, достигнута договоренность о взаимодействии в подготовке кадров между Дипломатической академией МИД РФ и Институтом дипломатии и международных отношений при МИД Малайзии. Также стороны договорились содействовать увеличению товарооборота, развивать инвестиционное взаимодействие с учетом подписанного в мае  2024 г. обновленного соглашения об избежании двойного налогообложения, активизировать работу Совместной российско-малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Наконец, два государства намерены сообща работать над расширением партнерства России и АСЕАН. С.В. Лавров и М. Хасан заранее согласовали проведение специальных консультаций по подготовке к мероприятиям следующего года в преддверии вступления Малайзии в права председательства в Ассоциации.

АСЕАН и ее государства – значимые партнеры России. Они, в свою очередь, с уважением и вниманием относятся к предлагаемым нашей страной идеям и инициативам. В ходе переговоров с С.В. Лавровым асеановцы в очередной раз выразили российской стороне свою признательность за поддержку «центральной роли» Ассоциации в делах региона. В отличие от Запада, РФ всегда видела и продолжает видеть страны Юго-Восточной Азии, как суверенные государства, самостоятельных и играющих все более заметную роль в мировой политике участников международной жизни, с растущим политическим «весом» и экономическим потенциалом.

Предложенная В.В. Путиным концепция новой, равной и неделимой системы евразийской безопасности не может не импонировать АСЕАН. Стороны имеют все основания для развития сотрудничества в этом направлении. Правда, для его осуществления в полной мере АСЕАН важно осознать значение того баланса в международной среде, которого старается добиться Россия, и вовремя понять всю серьезность тех рисков для своей международной правосубъектности, какие несёт растущее вмешательство Запада в дела Юго-Восточной Азии. Предпосылки для этого уже созданы.

 

Ксения Муратшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Мамука Мамулашвили: темные игры «Грузинского национального легиона»* и его спонсоров
Сомнений в легальности российской операции на Украине нет и не может быть!
Как США убеждают Филиппины разрушить себя?
Диалог Пхеньяна и Токио? Снова неудача!
К новостям о покушении на Ким Чен Ына