EN|FR|RU
Социальные сети:

«Человек в тумане»: Новое правительство в Монголии

Баир Данзанов, 08 августа

Правительство в Монголии

Монгольским словом «манан», которое можно перевести как «туман», часто называют сотрудничество двух крупнейших партий страны – Народной (Монгол Ардын Нам или сокращённо МАН) и Демократической (Ардчилсан Нам или сокращённо АН). 28 июня 2024 года в Монголии состоялись очередные парламентские выборы, по итогам которых был определен состав нового созыва Великого Государственного Хурала. Первые недели его работы запомнились сразу несколькими примечательными событиями – в том числе и формированием коалиционного правительства, в которое, помимо упомянутого «тумана» войдут также и представители Национально-трудовой Партии (Хөдөлмөрийн Үндэсний Нам или сокращенно ХҮН, что переводится с монгольского языка как «человек»).

Новый спикер и старый премьер

На первом же заседании Хурала нового созыва при наличии возражений лишь у нескольких депутатов был выбран спикер — им стал представитель Народной партии Дашзэгвийн Амарбаясгалан. Таким образом, он сменил на данном ответственном посту своего однопартийца Гомбожавын Занданшатара, проигравшего на выборах в своём округе (10е место при 9 мандатах) и не попавшего в новый состав Хурала.

Отдельным значимым эпизодом первой недели работы ВГХ нового созыва стало повторное утверждение Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ в качестве премьер-министра Монголии. Несмотря на возражения нескольких депутатов из других партий (у восьмерых из 126), его кандидатура на данный пост, представленная Президентом страны Ухнагийн Хурэлсухом на втором заседании Хурала, была широко поддержана представителями трёх крупнейших партий, прошедших в парламент. Таким образом, Оюун-Эрдэнэ продолжит работу на должности председателя правительства Монголии, которую он занимает с 2021 года.

Уникальное коалиционное правительство: предложение Оюун-Эрдэнэ

После утверждения в должности премьер Монголии официально озвучил перед парламентариями своё предложение о создании коалиционного правительства, которое назвал «уникальным свидетельством нового этапа развития монгольской демократии» — если ранее в монгольской внутриполитической практике существовали прецеденты формирования коалиционного правительства двумя партиями (как правило МНП и ДП с абсолютным преимуществом портфелей у одной из них), то на этот раз Оюун-Эрдэнэ, будучи также и председателем Монгольской Народной Партии, предложил уступить кресла, ранее занятые её представителями, членам ВГХ из двух других партий (в данном случае ДП и партии ХУН). В соответствии с его изначальными предложениями, семь или восемь портфелей должны были получить представители «демократов», а ещё одно место в кабинете было закреплено за председателем Национально-трудовой Партии (ХУН) — Т.Доржхандом.

Споры и разногласия

Исторические решения зачастую принимаются весьма непросто. Ряд членов Хурала — не только оставшиеся вне кабинета Оюун-Эрдэнэ представители Национальной коалиции и «Зелёных», но и многие члены Демократической партии, призвали депутатов отказаться от предложения премьер-министра и сохранить статус оппозиционных сил. Основным аргументом воспротивившихся стали предостережения о стремлении МНП в лице Л.Оюун-Эрдэнэ распределить вину между сразу несколькими партиями в случае возникновения новых политических скандалов — подобных тому, который произошел в декабре 2022 года, когда была вскрыта масштабная схема нелегального вывоза угля из Монголии в КНР. Предусмотрительным «бойкот» предложения премьер-министра можно было бы считать и в силу оформленной тенденции последних лет, связанной с падением популярности крупнейшей партии в стране — МНП, при сохранении которой «незапятнанные» сотрудничеством с ней оппозиционные силы могли бы заработать дополнительные очки на будущих выборах, окончательно лишив правящую партию имеющегося у неё с 2016 года парламентского большинства.

Победа примкнувших над противоборствующими

Тем не менее, в итоге оба лидера ДП и ХУН приняли решение об участии в формировании нового кабинета министров. Подобный исход можно объяснить победой двух немаловажных факторов над ранее упомянутыми соображениями. Прежде всего, поддержавшие инициативу Оюун-Эрдэнэ депутаты из ДП и ХУН решили воспользоваться шансом получения министерского портфеля. Очевидно, что становление министром или вице-премьером является задачей-максимум любого кандидата на парламентских выборах в Монголии. Помимо почета, статуса и карьерного роста, министерский портфель сулит его обладателю и другие преимущества: так, в условиях, когда большая часть депутатов являются бизнесменами или держателями крупных пакетов акций доминирующих в экономике страны компаний, политические рычаги такого высокого уровня могут оказаться полезными для лоббирования своих финансовых интересов и их отстаивания за счёт политических инструментов, а также обеспечения иммунитета от привлечения к уголовной ответственности.

Немаловажным оказался и фактор лидерства в двух партиях: как Л.Гантумур — председатель Демократической партии, так и Т. Доржханд — глава Национально-трудовой Партии, в последние годы неоднократно демонстрировали высокую лояльность к своим конкурентам в лице МНП. По мнению ряда более активных оппозиционеров из демократической партии, именно лояльность Л.Гантумура МНП определила решение Конституционного суда Монголии в 2023 году, когда его утвердили в качестве главы партии по итогам спора с другим, более оппозиционным кандидатом. Тогмидын Доржханд также имеет опыт сотрудничества с МНП: в частности, именно он в 2023 году, будучи на тот момент единственным депутатом в ВГХ от своей партии, стал инициатором внесения продвигаемых по большей части МНП поправок в конституцию страны (сделано это было с целью показать широкую поддержку начинаний Партии в обществе — имевшая на тот момент конституционное большинство в Хурале МНП очень не хотела, чтобы поправки были внесены без участия других политических сил и выглядели «односторонними»).

В результате, по итогам двух перетасовок кандидатур министров и вице-премьеров Л.Оюун-Эрдэнэ утвердил в должности трёх своих заместителей — ими стали лидеры ДП и ХУН Л.Гантумур и Т.Доржханд, а также представитель МНП, пятнадцать министров-глав министерств и четырех министров «без портфеля» – председателей национальных комитетов. В итоге, из 23 членов кабинета восемь являются членами Демократической партии, двое — представителями партии ХУН, а оставшиеся «вакансии» оставили за собой «народники». Такое распределение кресел в кабинете примерно соответствует соотношению мест, полученных представителями трёх партий в Хурале, которое и взял за основу предложивший создание коалиционного правительства Л.Оюун-Эрдэнэ.

Выводы

Таким образом, уникальные по своей композиции парламентские выборы в Монголии привели к не менее уникальным для политической практики этой страны результатам. Впервые в истории было сформировано коалиционное правительство из представителей сразу трёх партий – при отказе ряда их членов от сотрудничества с победившей на выборах МНП. Подобная ситуация, наряду с потерей Народной Партией конституционного большинства в парламенте, может сделать политический процесс в новом созыве парламента весьма непредсказуемым и от того не менее интересным для наблюдения и анализа.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Кра, Ле Пен, «китайский шпион» и удар в спину
Почему Турция активизировала сближение с Египтом?
Передача какой власти ожидается в Туркменистане?
О некоторых мифах антипхеньянской пропаганды
Ирак на пороге нового раунда политической борьбы