26.06.2024 Автор: Виктор Михин

Кувейт: политические потрясения продолжаются

Национальная Ассамблея Кувейта

Эмир Кувейта вновь распустил парламент и приступил к некоторым правительственным обязанностям всего через шесть недель после выборов в богатом эмирате Персидского залива, в котором неоднократно происходили и происходят политические кризисы.

Кувейтское информационное агентство (KUNA) сообщило, что «был издан приказ эмира о роспуске Национальной ассамблеи (парламента) и приостановлении действия некоторых статей конституции на срок, не превышающий четырех лет». KUNA также сообщило, что эмир шейх Мишаль Аль-Ахмад Аль-Джабер Аль Сабах и совет министров «берут на себя полномочия, предоставленные Национальной ассамблее».

Причины роспуска парламента

Правитель государства объяснил свой шаг «вмешательством» некоторых депутатов в полномочия эмира, а другие выдвигают «условия» для оказания помощи в формировании правительства. «Мы столкнулись с трудностями и препонами, с которыми нельзя мириться», — сказал он в речи, транслируемой по государственному телевидению. Он обвинил некоторых законодателей в том, что они «зашли так далеко, что вмешались в суть полномочий принца и в его выбор наследного принца, забыв, что это прямое конституционное право принца».

Парламент, избранный в начале апреля, должен был впервые собраться в мае. Но ряд депутатов отказались участвовать в правительстве. Конституция Кувейта требует, чтобы по крайней мере один депутат занимал министерский портфель до завершения формирования правительства. Но назначенный премьер-министр не смог убедить ни одного законодателя принять участие. Шейх Мишаль заявил, что неспособность сформировать правительство стала результатом «диктата и условий некоторых» законодателей. Бадр аль-Саиф, политический аналитик Кувейтского университета, написал в X, бывшем Twitter, что эмир предпринял «исторический шаг», который ранее наблюдался в Кувейте только в 1976 и 1986 годах.

Последние действия эмира, по сути, приостанавливают работу всего парламента и законодательной ветви власти страны. Эта ситуация по понятным причинам вызывает серьезную обеспокоенность по всей стране относительно функционирования эмирата в течение следующих четырех лет и ее влияния на демократические права, экономические реформы и общее национальное развитие.

Политическое устройство эмирата

Следует напомнить, что эмир Кувейта является главой государства, который выбирает премьер-министра, и вместе они выбирают совет министров. Однако законодательная власть принадлежит 50 членам Национальной ассамблеи, которые избираются народом. Национальная ассамблея имеет право привлекать министров к ответственности публично и непосредственно во время обсуждения вопросов, и она может объявить вотум недоверия Кабинету министров. В свою очередь, эмир и Конституционный суд могут распустить Национальное собрание.

Конституция Кувейта была разработана в 1962 году и вступила в силу в 1963 году одновременно с первым Национальным собранием. В июле 2023 года парламент предпринял попытку лишить Конституционный суд права распускать Национальное собрание (статья 102 конституции), поскольку попытки суда весной того года восстановить предыдущий парламент после общенациональных выборов вызвали политический хаос. Это дает представление о политическом беспокойстве, которое царило в эмирате в течение некоторого времени. Шейх Мишаль опубликовал королевский указ, изменяющий семь конституционных статей, в первую очередь статью 107, которая позволяет максимум два месяца избирать новое Национальное собрание после роспуска, и статью 181, которая запрещает приостанавливать действие конституции.

Когда парламент был распущен, он только-только сформировался после публичных выборов, состоявшихся в апреле этого года. С 2006 года произошло 12 роспусков парламента, так что это было довольно дестабилизированное время в политическом плане. Однако это всего лишь третье приостановление деятельности Национальной ассамблеи с момента ее создания в 1963 году.

Впервые деятельность парламента была приостановлена в 1976 году эмиром шейхом Сабахом Ас-Салемом Аль Сабахом. Приостановка длилась пять лет. Шейх Сабах также внес изменения в статьи конституции, отменяющие свободу прессы, в попытке предотвратить нападения на различные режимы. Вторая приостановка была в 1986 году из-за постоянных столкновений между парламентом и кабинетом министров, вызванных в основном сильной политической напряженностью, угрозами взрыва и падением цен на нефть. Это продолжалось шесть лет. Эти приостановки в конечном итоге прекратились под давлением общественности.

Еще до формирования последнего состава парламента имели место многочисленные злоупотребления демократическими правами и инструментами ассамблеи, когда законодатели вмешивались и навязывали условия, выходящие за рамки их полномочий. Секретариат эмира считает, что временем для вопросов депутаты злоупотребляли, проявляя неуважительное и даже угрожающее поведение в адрес кабинета министров, а также выдвигая угрозы в связи с выбором эмиром наследного принца. Также существовали постоянные тупики и законодательные блоки, препятствующие прогрессу в международных деловых сделках и столь необходимым национальным экономическим реформам для решения проблемы изъятия нефти. Кроме того, кувейтская общественность опасается, что нестабильность последних лет способствовала коррупции в государственных учреждениях. Эмир открыто обращался с многочисленными просьбами и предупреждениями о более уважительном поведении, как подобает демократическим процессам, но к ним не прислушались.

Новый кабинет министров и его задачи

Сформирован новый кабинет министров во главе с шейхом Ахмадом Абдуллой Аль Сабахом в качестве премьер-министра. Теперь будет решено, как он будет управлять страной в течение следующих четырех лет. Шейх Мишаль объявил, что он изучит, как наилучшим образом продвигаться вперёд в плане реформ демократической системы Кувейта.

Это правда, что эмират временно лишился своего парламента, учреждения, избранного кувейтским народом и обеспеченного борьбой предыдущих поколений. Отсутствие выборов в течение следующих четырёх лет подорвет уникальное положение Кувейта в Совете сотрудничества арабских стран Персидского залива как страны с демократическим законодательным парламентом. Сохранение этих демократических рамок имеет решающее значение для будущего не только Кувейта, но и остальных государств Персидского залива.

Хотя этот период перемен необходим, он неизбежно станет временем беспокойства для многих. Однако механизмы демократии жестоко использовались в корыстных и политических целях, и, как написала газета Kuwait Times, «нельзя допустить, чтобы коррупция пустила корни. Это злоупотребление оказывает пагубное воздействие на нашу страну и экономику». Газета также отмечает, что есть надежда, что через четыре года Кувейт разработает более эффективную систему управления, которая будет служить интересам всей нации.

Тем временем крайне важно, чтобы политическая стабильность позволила Кувейту провести серьезные реформы для решения основных геополитических проблем и развития своей экономики и инфраструктуры, направленные на диверсификацию зависящей от нефти экономики, в то время как постоянный дефицит бюджета и низкие иностранные инвестиции усугубили внутренние проблемы эмирата.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: