22.04.2024 Автор: Борис Кушхов

Национальный Курултай — 2024: в поисках канона политической истории

Национальный Курултай - 2024

Так или иначе, в истории любой нации, переживающей подъём самосознания и политическую «самоактуализацию», возникает такой момент, в ходе которого необходимо обобщить всё её историческое наследие в некую единую концепцию, минимизировав любые исторические противоречия и выстроив максимально прямую линию преемственности. Многим государствам, в силу сложности и переплетённости исторических судеб населяющих их народов, подобное даётся не без труда. То же самое можно сказать и о Казахстане. Тем не менее, единый национально-исторический концепт в республике постепенно складывается в цельную и интегрированную картину, признаком чего являются результаты исторического дискурса, занявшего особое место в повестке Национального Курултая 2024 года.

Несмотря на свою богатую национальную историю, самобытную культуру и традиции, Казахстан значительно изменился в годы существования Казахской ССР. К концу 1980х годов он стал союзной республикой с наименьшей долей населения, принадлежащей к «титульной» нации – из-за множества реализованных на его территории проектов всесоюзного значения и наследия переселенческой политики. Коллапс СССР был воспринят в Казахстане с очевидным сожалением и болью – республика вышла из состава страны самой последней, оставшись на две недели декабря 1991 года единственной союзной республикой. Примечательны и результаты голосования жителей КазССР на референдуме о сохранении СССР 1991 года – тогда 97% голосов были отданы за  «сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик».

Распад СССР оставил суверенный Казахстан национальным государством с колоссальным разнообразием и значительной долей национальных меньшинств – начиная с многих миллионов русских и украинцев и заканчивая немцами, корейцами, карачаевцами, балкарцами, крымскими татарами и множеством других народов. Такая ситуация не способствовала быстрому и безболезненному формированию новой идентичности у его населения. Однако с начала 2020-х годов Казахстан всё активнее обобщает своё историческое наследие и стремится найти себя и своё место в динамично меняющемся мире.

Сам Национальный Курултай собирается в современной истории Казахстана в третий раз – ежегодно с 2022 года.  Курултай 2024 года состоялся в примечательное и весьма символичное время — одновременно с Наурызом и началом месяца Рамадан, которые не менее примечательно совпали в этом году. Это значимое обстоятельство было отражено и в повестке мероприятия, в котором этнические — тюркские и религиозные – исламские пласты истории и культуры Казахстана сплелись воедино.

Принципы, на которых базируются нынешние представления руководства страны касательно её исторической идентичности, просты – история страны многогранна, инклюзивна, деполитизирована, лишена эмоциональных оценок и не должна препятствовать политической и мировоззренческой консолидации народа республики.

Прежде всего, в ходе мероприятия была озвучена идея о том, что в истории страны нет места для противопоставления одних её деятелей другим. Президент Казахстана отметил, что «Все наши деятели прошлого служили своему народу, исходя из собственных воззрений и миропонимания». Прежде всего, речь шла о идейном противостоянии казахских националистов – лидеров движения «Алаш» с революционерами и казахскими деятелями социалистической эпохи. В этом можно проследить стремление властей республики создать инклюзивный и многогранный концепт государственной истории, в котором главным оценочным критерием исторического деятеля должна стать служба интересам народа.

К-Ж. Токаев также призвал воздержаться от поиска политической выгоды казахстанских учёных, заявивших о казахском происхождении великого деятеля Евразии 13 века — Чингисхана. Было отмечено, что признание его значимой роли в истории нации – в частности, в образовании Улуса Джучи, 800-летие которого празднуется в Казахстане в этом году, не требует от него наличия казахских корней. Такое осмысление личности Чингисхана и созданного его сыном государства в качестве неотъемлемой части истории Казахстана можно обусловить стремлением его народа сохранить собственную политическую родословную, автономную и отличную от аналогичных представлений других тюркских государств – подобно тому, как в Узбекистане в фокусе внимания оказывается государство Тимуридов. Казахстан активно участвует в нынешних процессах культурно-политической и экономической консолидации тюркских государств – однако хочет защитить в рамках «тюркского мира» свою уникальную идентичность.

Не отказывается современный Казахстан и от памяти о советском периоде своего существования – в частности, президент республики подверг критике усилившуюся в последние годы волну фальсификаций истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг., а также попытки отдельных национальных и иностранных деятелей исключить её из истории Казахстана. К-Ж. Токаев напомнил о предстоящем в следующем году 80-ти летнем юбилее Великой Победы в войне с нацистской Германией – и призвал народ республики помнить о своих героях, о вкладе народов Казахстана в общее дело народов СССР и мира в целом. При этом в формирующемся политико-историческом каноне Казахстана эта война, в первую очередь, обозначается в качестве Второй Мировой, в чём можно заметить стремление вписать советский период истории народов Казахстана в мировую историческую хронику.

Примечательно, что процесс формирования «исторической родословной» государства в Казахстане набирает обороты параллельно с масштабными политическими реформами, рассмотренными в недавней статье автора. Осмысление национальной идентичности Казахстана и казахстанцев, впрочем, не ограничивается историческими, культурными и политическими аспектами: в последние месяцы в стране активно поднимается вопрос о создании нового герба республики, который будет выражать национальную идею более отчётливо и символично. К слову, предложение рассмотреть вопрос об обновлении герба одобрил на национальном Курултае и президент Казахстана.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: