С конца XVIII в. Османская империя, а затем и Турецкая Республика стали использовать исламский фактор на Северном Кавказе для нейтрализации естественного хода русской истории на юг, ограничения выхода Российской империи к южным (Черному и Каспийскому) морям и на Кавказ. После блистательных побед русской армии над Персией в первой четверти ХIX в., турки понимали, что освободительная миссия России в отношении христиан армян и грузин приведет к новой кавказской войне с Высокой Портой.
Подобного геостратегического усиления России на юге опасалась не только Османская империя, но и покровительствующая ей Англия. Именно поэтому Лондон через Стамбул использовал исламский фактор (движение мюридизма) на Северном Кавказе для противодействия успехам России на Большом Кавказе. Миссия британского агента Дэвида Уркварта в Османскую Турцию и Черкессию в первой половине XIX в. преследовала цель разжигания мощного антироссийского вооруженного сопротивления горцев Кавказа от Черкессии на Западе до Дагестана на Востоке, дабы обнулить русское присутствие и влияние на Кавказе, а также исключить неблагоприятный сценарий потери христианской части оттоманского государства в пользу России. Фактически до Крымской войны 1853–1856 гг. подобная тактика приводила к перманентным большим и малым кавказским войнам, разжиганию религиозной ненависти и многочисленным потерям и разрушениям.
Однако Россия смогла тогда не только нанести сокрушительное поражение своим врагам на Кавказе и абсорбировать данную территорию, но и во второй половине XIX в. перейти к освоению Туркестана до границ Памира. Одним из трагических последствий манипулятивной политики Британии и Турции в отношении радикальной части горцев Северного Кавказа стала, к сожалению, политика «Великого переселения» (высылки радикальных горцев в Османскую Турцию), которая волнообразно длилась со второй половины XIX в. до первой четверти ХХ в. (1856–1928 гг.). За более чем 70 лет выделялись такие периоды активной миграции, как 1856–1866 гг., 1877–1878 гг., 1914–1917 гг. и 1919–1928 гг., что были связаны с русско-турецкими войнами и становлением советской власти на Кавказе. В результате в пределах бывшей Османской империи (включая современной Турции, Сирии, Ирака, Иордании и др.) появилась многочисленная горская диаспора, состоящая из этнических общин абхазов, аварцев, адыгов, даргинцев, осетин, чеченцев, ингушей, черкесов и др.
Турецкие власти продолжали использовать исламский фактор горцев и в своей внутренней политике, натравливая их на рубеже XIX–ХХ вв. против христианских подданных империи, представляя их борьбу за свои этнокультурные права следствием вмешательства Православной России – заступника христиан в Анатолии и «изгнанника» мусульман из Северного Кавказа. Однако Турция не особо заботилась при этом об этнокультурных правах самих горских мигрантов (в частности, сохранения их языка). Именно поэтому многие горцы, которых собирательно в Турции именуют «черкесами», не могли говорить на родном языке и часть из них утратили его.
Анкара фактически проводила в отношении горских народов политику ассимиляции (тюркизации) и лишала элементарных языковых прав турецких черкесов. В этой связи министр продовольствия и сельского хозяйства ФРГ Джем Оздемир отмечал: «Мой отец был черкесом из Турции. К сожалению, в течение очень долгого времени у моего отца не было возможности говорить на родном языке». Поэтому представлять Турцию «эталоном демократии» и бескорыстным защитником «черкесского дела» против России крайне спорно, ибо именно в составе Российского государства горцы получили реальные формы этнического самоопределения в форме национальных республик, сохранили все свои этнокультурные и гражданские права, приобрели надежную государственную защиту и безопасность от внешних угроз, реализуют право на выбор религии.
Тем не менее, Турция и в ХХ в. продолжала использовать горский фактор в противостоянии с Россией накануне и в годы Первой и Второй мировых войн, а также в период «холодной войны». При этом в качестве интегрирующей идеологии использовались радикальные течения ислама, пропагандировался религиозный экстремизм, инициировалось образование бандформирований для участия в военных конфликтах против России (СССР), разрабатывалась идея создания объединенной Горской республики «Северный Кавказ» от Черного до Каспийского морей с целью лишения России выхода в Закавказье и названные водные бассейны.
В годы Великой Отечественной войны турецко-германское сотрудничество и расчеты правительства Шюкрю Сараджоглу с помощью вермахта взять Кавказ привели к новым попыткам вовлечь радикальные силы горских народов в подрывную деятельность против СССР. К сожалению, подобные факты стимулировали массовые репрессии и депортацию ряда народов Северного Кавказа в трагическом для их судеб 1944 г. (включая чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев). В последующем советское правительство признало данное решение незаконным и сталинским преступлением, восстановило национальные субъекты в регионе и способствовало возвращению пострадавших народов на свою родину. Однако Турция использует данный трагический исторический факт в своих пропагандистских целях для обвинений России в совершении преступления геноцида. Правда, а как Турция поступила с теми же армянами и где оказались их чудом выжившие наследники?
После распада СССР Северный Кавказ вновь приобрел для Турции и ее союзников по блоку НАТО новые ориентиры ослабления России, инициирования этнического сепаратизма и религиозного экстремизма, а также разжигания гражданского конфликта с эпицентром в Чечне с целью формирования в обход РФ новых транзитных энергетических коммуникаций по вывозу из Азербайджана каспийской нефти и газа в Турцию и страны Европы. В результате подобной политики Анкары и ее англосаксонских союзников (Лондона и Вашингтона) в 1994–1996 и 1999–2009 гг. мы имели на Северном Кавказе два гражданских конфликта.
Турецкие спецслужбы использовали тогда многочисленные горские неправительственные организации для поддержания сепаратизма и военного конфликта на Кавказе, перебрасывали на территорию России через приграничный Азербайджан и Грузию исламских боевиков, вооружение и иную помощь. На территории Турции в разные годы находили убежище известные террористы и русофобы из Северного Кавказа (Доку Умаров, Мовлади Удугов, Ахмед Чатаев, Ахмед Нухаев, Ахмед Закаев, Асланбек Вадалов и др.).
Турецкие власти (включая и в годы правления Р. Эрдогана) не выдавали их на многочисленные запросы российской стороны. Сбежавшие из РФ в Турцию боевики продолжали финансировать бандподполье в Чечне, о чем не раз отмечал и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Так, на церемонии 10-летия парламента Республики в ноябре 2015 г. Кадыров подчеркнул, что «несмотря на все запросы и обращения к турецким властям, до сих пор Удугов, Умаров и другие террористы остаются в этой стране».
С началом конфликта на Северном Кавказе и далее в Турции стали реанимироваться горские неправительственные организации и создаваться новые черкесские комитеты (например, «Кавказское общество», Чеченский комитет – ChechenCom, «Комитет кавказско-чеченской солидарности», боевая группировка «Внуки Шамиля», «Борцы за независимость Чечни», информационное агентство «Кавказ» – Ajans «Kafkas», Федерация кавказских ассоциаций – KAFFED, Федерация ассоциаций Объединенного Кавказа – BirKafFed, Федерация черкесских ассоциаций – ҪerkesFed, Федерация абхазских ассоциаций – AbhazFed и др.). При этом турецкие власти умело используют в своих интересах на северокавказском направлении две крупные зонтичные структуры – умеренную KAFFED и радикальную ҪerkesFed, а также отдельные «самостоятельные» организации.
После российско-грузинской войны 2008 г. и признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны РФ, а также в преддверии зимней Олимпиады в Сочи на территории Турции активно использовались горские институты для инициирования широкой антироссийской идеологической диверсии с обвинениями России в организации «геноцида черкесов(адыгов)» в XIX в.
С началом российско-украинского политического кризиса в 2014 г. и СВО в 2022 г., турецкие власти стали поддерживать идею формирования так называемого «Черкесского батальона» для участия в боевых действиях на стороне ВСУ. К числу явно выраженных русофобских акций можно отнести международную конференцию в Стамбуле от 5 августа 2023 г., организованное «Советом объединенной Черкессии» на тему образования «независимой Черкессии».
Турция вновь стала поддерживать антироссийскую пропаганду, с использованием горских институтов искажать факты истории кавказских войн, использовать понятие «геноцид» в отношении событий XIX и ХХ вв. на Северном Кавказе, дискредитировать политику РФ в данном регионе, которая якобы ущемляет права коренных народов. Хотя именно Россия сохранила многочисленные горские народы Северного Кавказа, предоставила им высокий статус национальных республик, обеспечила надежные гарантии сохранения этнических и гражданских прав и свобод (включая язык, культуру, традиции, религию), безопасность, благополучие и процветание региону.
Яркий пример возрождения Горского Кавказа можно наблюдать в современной Чеченской Республике, которая после разрушительной войны, спровоцированной местными сепаратистами при соучастии внешних сил, буквально за десятилетие в годы правления президента В.В. Путина превратилась в неузнаваемый центр мира, стабильности и процветания Русского Кавказа.
К сожалению, с началом специальной военной операции на территории Турции при молчаливом согласии местных властей активизировалась деятельность и чеченской диаспоры в антироссийском русле. В частности, с 2022 г. все заметней становится деятельность «представителя по Турции и Ближнему Востоку правительства республики Ичкерия в изгнании» Абдул-Хакима Шаптукаева, который считает Чечню «временно оккупированной Россией территорией», обвиняет Москву в проведении «геноцида чеченского народа», а ныне выступает в поддержку ВСУ против ВС РФ. Интересно знать, как бы отнеслась Турция и ее ближайший союзник Азербайджан, если бы Россия на своей территории предоставила убежище, скажем, «правительству Нагорного Карабаха в изгнании»?
Частым гостем антироссийских мероприятий чеченских и общекавказских институтов в Турции является известный беглец Ахмед Закаев, осевший в Лондоне, который поддерживает идею воссоздания единой горской республики «Северный Кавказ» от Каспия до Черного моря. Складывается впечатление, что подобная деятельность антироссийски настроенных представителей горских общин Турции в союзе с крымскими татарами осуществляется при координации спецслужб Турции и Великобритании, как, впрочем, и в прошлые периоды.
Подобная ситуация не может соответствовать духу российско-турецкого партнерства, а является скорее проявлением политики враждебности. Надежды Турции мобилизовать всевозможные ресурсы для ослабления России с очередным использованием этнического и религиозного факторов могут привести к негативным последствиям для Анкары. У Турции весьма уязвимыми проблемами остаются курдский и армянский вопросы, проблема Северного Кипра также далека от урегулирования.
Надежды Анкары на «карабахский реванш» и последующий успех в проекте Туран могут натолкнуться на новые перемены в закавказской региональной политике, что станет детонатором очередных конфликтов и изменений баланса сил в регионе. В таком случае туркам вряд ли помогут их попытки использовать религиозный фактор для нанесения внешнего и внутреннего ущерба интересам России, будь то на Северном Кавказе или в Центральной Азии, ибо вновь повторится геополитика блокирования Турции в Закавказье.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»