Девятые за всю историю демократической Монголии выборы в Великий Государственный Хурал состоятся уже в этом году – 28 июня. Им предстоит стать уникальными по целому ряду параметров, а их результаты обещают значительные отличия от «классических» для страны показателей.
Ещё в 2023 году власти Монголии провели масштабную работу по подготовке законодательной базы страны к предстоящим выборам, отразив все их новые параметры и принципы в соответствующих законодательных актах:
В июне 2023 года в закон о выборах в Великий Государственный Хурал были внесены значительные изменения: так, впервые в истории Монголии число депутатов будет повышено с 76 до 126. При этом на новых выборах будет введена смешанная избирательная система в замен мажоритарной: теперь 78 членов Хурала будут выбраны на мажоритарной основе, а 48 – на пропорциональной. Изменения были отражены и в 21 статье Конституции страны.
В июле 2023 года также была принята новая редакция закона Монголии «О партиях». В нём были определены новые правила регистрации партий, отчётности по их финансированию, условия признания партии «недействительной», процедуры контроля за их деятельностью.
Позднее изменения были внесены также и в закон о выборах в местные хуралы.
Отдельного внимания достойны и многочисленные консультации, которые Великий Государственный Хурал проводил в 2023 году с представителями парламентов иностранных государств: речь идёт о консультативных встречах с представителями законодательных органов власти стран Европы, а также Новой Зеландии, а также с послами США и Великобритании в феврале 2024 года.
Непосредственная подготовка выборов начала набирать обороты в декабре 2023- январе 2024 года. 4 января 2024 года были приведены к присяге новые члены избирательного комитета. Пятого числа были установлены сроки избирательной кампании – она продлится 17 суток в период с 10 по 26 июня. Также, были сформированы избирательные округа, между которыми уже распределены мандаты: примечательно, что «мажоритарная» часть выборов имеет сильную диспропорцию в пользу значимости голоса в провинциальных районах над Улан-Батором: во всех избирательных округах столицы, в которой проживает около 45% населения страны, только 24 мандата, в то время как в остальных районах страны с 55% её населения – остальные 54. Это условие определённо сыграет на руку двум крупнейшим партиям, чья поддержка в провинциальных районах сильнее, нежели в столице. Помимо этого, 9 января 2024 года ЦИК Монголии представил расписание и регламент проведения всех процедур, связанных с выборами.
Известны и затраты на процедуру выборов: по последним данным, они составят около 32 миллиардов тугриков (около 850 миллионов рублей или 9.5 миллионов долларов).
В подготовке к выборам нашёл своё место и посыл ликвидации гендерного неравенства, популярный в нынешнем парламенте. Так, соотношение полов в списке выдвиженцев от партий было установлено 1 к 1. Технологическая повестка последних лет также была отражена в подготовке к выборам: сообщается о внедрении технологий искусственного интеллекта для регистрации избирателей и подсчёта голосов.
Как об этом уже было сказано, характерной особенностью выборов в Хурал 2024 года станет смешанная избирательная система. Ранее парламентские выборы по данной системе проводились лишь однажды – в 2012 году. Парламент этого созыва отличался наиболее заметной долей малых партий и самовыдвиженцев – в Хурале из 76ти его членов, кроме двух доминирующих партий (Монгольская Народная Партия и Демократическая Партия) тогда оказались целых три беспартийных депутата и 13 представителей двух «малых партий» — вместо традиционных для более ранних (и поздних) созывов 1-3 мест. Созыв 2012 года отличался и отсутствием большинства у какой-либо из партий: победившая на выборах Демократическая партия тогда заняла только 44% мест в Хурале. В результате, победившей партии приходилось бороться за поддержку малых партий и самовыдвиженцев при принятии каждого предложенного ею проекта – если против него выступала крупнейшая оппозиционная партия. Это условие негативно сказалось на способности парламента приходить к устраивающему всех решению.
Данные характеристики парламента образца 2012 года могут перейти и в новый созыв – и даже получить более резкое выражение в нём: опросы общественного мнения за 2022 и 2023 год показывают значительное снижение поддержки двух крупнейших партий Монголии у широких слоёв населения.
Таким образом, подготовка парламентских выборов в Монголии стремительно набирает обороты с начала 2024 года. Парламент нового созыва обещает значительно отличаться от ныне действующего, за чем могут последовать не принципиальные, но заметные перемены в векторе политико-экономического развития страны.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»