EN|FR|RU
Социальные сети:

Влияние выхода Альянса государств Сахеля из ЭКОВАС на свободное перемещение людей, товаров и услуг в Западной Африке

Мохамед Ламин КАБА, 18 февраля 2024

ЭКОВАС

Пострадав от роста террористических движений и увеличения числа очагов напряженности в регионе, ЭКОВАС, похоже, придется потрудиться, чтобы сохранить свой гомеостаз на политической сцене Западной Африки. Выход Буркина-Фасо, Нигера и Мали из Альянса государств Сахеля — это одновременно и удар грома для ЭКОВАС, и создание полюса соперничества и самоопределения для его народов, превращение региона в зону конкуренции и противостояния между Россией, входящей в альянса БРИКС и Францией — членом НАТО. Используя социометрический подход, автор рассматривает возможное влияние выхода Альянса сахельских государств из ЭКОВАС на свободное передвижение людей, товаров и услуг в Западной Африке. Занимая диахроническую и синхроническую позицию, он позиционирует себя в дебатах о влиянии присутствия двух наднациональных институтов региональной интеграции в одном и том же региональном экономическом пространстве, которые находятся в жестком конфликте друг с другом. На карту поставлено будущее сообщества единой судьбы в Западной Африке.

Выход Альянса государств Сахеля из Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) 28 января 2024 года стал для него настоящим раскатом грома. С 15 государств до 12 сегодня ЭКОВАС сокращается под напором горячего стремления западноафриканских народов к самоопределению на международной арене. В то время как регион страдает от терроризма, насильственного экстремизма, транснациональной организованной преступности, морского пиратства, институциональных и военных переворотов, реакция ЭКОВАС на эти бедствия все еще воспринимается низовыми слоями населения как casus belli. Благодаря своей системе управления ЭКОВАС можно представить как сообщество глав государств, а не как сообщество народов, управляемое с помощью санкций, что далеко от его экономического призвания. Стремление сторонников ЭКОВАС в определенной степени торпедировать военные режимы Мали, Буркина-Фасо, Нигера и Гвинеи привело к созданию трио альянса, которое стало полюсом соперничества и новой сферой влияния между Российской Федерацией из альянса БРИКС и Францией из Организации Североатлантического договора (НАТО) в регионе. Выход трёх сахельских государств из ЭКОВАС, который принято называть «AESexit», несомненно, может оказать нежелательное воздействие на основы свободного перемещения людей, товаров и услуг, которые уже давно характеризуют этот регион. Происходящий в глобальном контексте, характеризующемся гибридной войной или войной по доверенности, «AESexit» представляется схематичным примером войны по доверенности союзников в регионе, к которой следует подходить с использованием подхода «Sui generis» – единственного в своём роде.

Хотя выход из ЭКОВАС, в принципе, подлежит наблюдению в течение одного линейного года, Альянс трёх государств решил выйти немедленно на том основании, что ЭКОВАС предала свои основополагающие принципы, подчинившись влиянию иностранных держав, и рикошетом представляет угрозу для своих стран-членов и населения, счастье которого она была призвана обеспечивать. Альянс государств Сахеля подверг критике ЭКОВАС за неспособность протянуть руку своим странам (Мали, Буркина-Фасо и Нигеру) в их борьбе с терроризмом и отсутствием безопасности. Это говорит о том, что сообществом ЭКОВАС манипулируют колониальные и империалистические владыки, единственной целью которых является разграбление и опустошение природных ресурсов государств региона для обеспечения своей промышленности.

В данной статье ставится задача проанализировать возможное влияние выхода трёх стран Альянса из Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) на двусторонние и многосторонние отношения между аутсайдерами и инсайдерами. Сообщество единых судеб в Западной Африке, похоже, развалилось в результате вмешательства бывших колониальных держав, которые, как считается, контролирует и направляет ЭКОВАС. Тот факт, что на одной географической территории существуют две региональные интеграционные организации, создает препятствия для достижения различных этапов интеграции: создание зоны свободной торговли (1), таможенного союза (2), общего рынка (3), экономического союза (4), экономического и валютного союза (5) и политического союза (6). Судя по риторике ЭКОВАС и властей трёх государств Сахеля, есть все основания полагать, что интеграция региона находится на грани срыва. Обескровленный выходом стран Альянса сахельских государств, ЭКОВАС, похоже, движется прямо к могиле. Как и государство, любая региональная интеграционная организация, которая оказывается неспособной «обеспечить порядок внутри и власть снаружи», угасает.

ЭКОВАС разрушается под воздействием системы управления, созданной по образцу эпохи фашизма и навязанной пулом глав государств, некоторые из которых являются виновниками институциональных переворотов и которые, будучи в ярости от военных переворотов в регионе, безропотно подчиняются диктату бывших колониальных держав, в частности Франции.

Такая ситуация, похоже, поставила ЭКОВАС на грань краха. Это распад территории Западной Африки, завоеванной государственными переворотами, возможное влияние которого на свободное перемещение людей, товаров и услуг на западноафриканском пространстве требует изучения. Региональная географическая зона, институциональная динамика которой сегодня обеспечивается двумя протагонистическими наднациональными институтами, оказывающими взаимное влияние: ЭКОВАС и Альянс государств Сахеля. У каждого из них есть свои союзники. В результате Западная Африка стала новой ареной для прокси- или марионеточных войн.

Исследования неадекватности управления ЭКОВАС всегда проводились как экспертами по региональной интеграции, так и специалистами по геополитике и геостратегии региона.

Литература по этому вопросу столь же обширна, как и египтология, и ее изучение выявило разнообразие направлений и подходов. Одни рассматривают ЭКОВАС как инструмент на службе глав государств региона, другие считают, что это форум для проведения внешней политики империалистических держав, особенно колониальных правителей. Возникает и третья точка зрения, согласно которой ЭКОВАС — это ворота, через которые проходят неоколониалисты, чтобы наложить руку на ресурсы стран-членов (Kaba, 2023).

Что касается нас, то умножение источников напряженности, рост могущества террористических движений (включая их ответвления), терпимость к институциональным государственным переворотам в регионе и вмешательство иностранных держав серьезно влияют на государственный аппарат ЭКОВАС. В результате реакция ЭКОВАС на военные перевороты все еще плохо воспринимается низовыми слоями населения, хотя региональная интеграция должна быть де-юре, а не де-факто. Это ставит вопрос о его легитимности перед лицом многочисленных социальных, политических, экономических, культурных проблем и проблем безопасности, с которыми сталкиваются государства-члены. Неэффективное управление привело к созданию 16 сентября 2023 года Альянса государств Сахеля (Мали, Буркина-Фасо и Нигер). Заявив о себе как о полюсе протеста и самоопределения соответствующих народов, входящих в этот регион, Альянс в итоге принял решение о выходе из ЭКОВАС. Этот выход был оформлен в совместном коммюнике Буркина-Фасо, Республики Мали и Республики Нигер от 28 января 2024 года. Мотивированный стремлением ЭКОВАС дистанцироваться от идеалов своего основания и федерации и подчиниться диктату своих колониальных повелителей, выход из Альянса может серьезно повлиять на свободное перемещение людей, товаров и услуг в западноафриканском регионе.

Данное исследование опирается на основную гипотезу, согласно которой выход из ЭКОВАС Буркина-Фасо, Республики Мали и Республики Нигер можно объяснить тем, что ЭКОВАС отошел от идеалов своих отцов-основателей и панафриканизма. Эта общая гипотеза распадается на три вторичные гипотезы:

  1. Бездействие ЭКОВАС перед лицом терроризма и отсутствия безопасности, по-видимому, лежит в основе самоопределения Буркина-Фасо, Республики Мали и Республики Нигер.
  2. ЭКОВАС подчиняется диктату своих колониальных хозяев, в частности Франции, и, как следствие, контролируется ими.
  3. Выход этих трёх сахельских государств из ЭКОВАС может иметь краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные негативные последствия для свободного перемещения людей, товаров и услуг в Западной Африке.

 

Мохамед Ламин КАБА — геополитолог-эксперт в области управления и региональной интеграции, Институт управления, гуманитарных и социальных наук Панафриканского университета, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Администрация Трампа: от «без военных ястребов» к полностью «военным ястребам»
Грабеж, террор, доминирование: Франсафрика на испытании историей
Конфликт в Судане: текущая динамика противостояния
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?
Избрание Трампа отключает «светофор» в Берлине