В конце января 2024 года очередной представитель Западного мира наглядно продемонстрировал свою заинтересованность в развитии сотрудничества со странами Глобального Юга: в понедельник 29 января в Риме открылся саммит Италия-Африка, организованный по инициативе итальянской стороны. Хотя данное мероприятие и несопоставимо по масштабам с саммитами Россия-Африка или же США-Африка как по количеству участников, так и по глубине затрагиваемых проблем, обойти его вниманием было бы ошибкой. Тем более что помимо лидеров государств, традиционно поддерживающих отношения с европейцами, включая Гану, Кению, Сенегал, Кабо-Верде и несколько других, в Рим прибыл и президент Эритреи Исайяс Афеверки, казалось бы, полностью отказавшийся от диалога с Западом. Таким образом, политический смысл и возможные последствия этого события заслуживают отдельного рассмотрения.
Эволюция положения Эритреи на международной арене
В первые годы после обретения независимости от Эфиопии внешняя политика Эритреи характеризовалась значительной открытостью. В 1994-1998 гг. руководитель Народного фронта освобождения Эритреи в период многолетней повстанческой борьбы и президент страны Исайяс Афеверки лично посетил Францию и, дважды, США, тем самым выразив недвусмысленную готовность сотрудничать с сильными мира сего. Однако, несмотря на гибкость внешнеполитического курса Асмэры в 1990-х, включая готовность идти на компромиссы даже в территориальных спорах, перспективы налаживания международных связей оборвались на фоне войны с Эфиопией (1998-2000 гг.). Дело в том, что добившись признания законности ряда своих требований по результатам доклада Комиссии по установлению границ (Boundary Commission) в 2002 году, правительство Эритреи рассчитывало на поддержку со стороны мирового сообщества. Однако фактический отказ Эфиопии выполнять решение Комиссии и отсутствие внешнего давления на Аддис-Абебу привело к резкому разочарованию в среде эритрейской элиты, отныне утратившей веру в справедливость западных держав[1]. В свою очередь, внутриполитичсекая ситуация в стране лишь способствовала уничтожению оставшихся связей: жесткий авторитарный курс Исайяса Афеверки, выразившийся в арестах оппозиционного крыла правящей партии, а также запрете деятельности большинства СМИ и НПО, не укладывался в концепцию универсализма демократических ценностей. В результате, с начала 2000-х Эритрея оказалась в состоянии внешнеполитической изоляции, отчасти ставшей более или менее осознанным выбором руководства страны, а отчасти – продиктованной спецификой установившегося миропорядка. Несомненно, эта изоляция не была всеобъемлющей, поскольку страна сохраняла отношения как с большинством африканских государств, так и с Китаем, аравийскими монархиями и Россией. Тем не менее, для представителей «демократического мира» Эритрея на долгие годы стала белой вороной.
Визит Исайяса в Рим: что примечательного?
Итак, что же вызывает особый интерес автора к самому факту визита эритрейского президента в Рим? Дело в том, что, будучи одним из наиболее опытных глав государств в мире, Исайяс Афеверки не склонен «соблюдать дипломатические приличия»: иначе говоря, он редко участвует в протокольных мероприятиях как в силу наличия устоявшихся рамок внешнеполитичесекого курса Эритреи, так и из-за повышенного «внимания» иностранных СМИ к его персоне. В последние несколько лет даже на фоне нормализации отношений с Эфиопией и Сомали эритрейский лидер не совершил ни одного визита в Европу или Америку: по всей видимости, он не посещал их с момента своего выступления на ГА ООН в 2011 году. Следует отметить, что подобный отказ от визитов за рубеж не распространялся на соседей Эритреи, некоторые мероприятия под эгидой Африканского Союза (АС), государства Залива, а также Китай и, в свете развития сотрудничества Москвы и Асмэры, Россию. Поэтому вопрос о причинах и потенциальных последствиях первого за более чем 10 лет и, к тому же, крайне продолжительного визита Исайяса Афеверки в Европу как минимум закономерен.
Прежде всего, необходимо кратко остановиться на целях саммита Италия-Африка. Представляется, что данное мероприятие отражает искренний интерес итальянской стороны к возрождению своего влияния на Африканском континенте, в том числе, ради контроля над потоками нелегальной миграции и превращение страны в энергетический хаб на юге Европы. Хотя саммит носит «вводный» характер и не опирается на предварительное обсуждение повестки и идей итальянского правительства с африканскими партнерами, присутствие лидеров 12 государств Африки и упоминание конкретных цифр (инвестиции в размере почти 6 млрд. долл. США) позволяет признать серьезность намерений правительства Джорджи Мелони.
Исторически Италия, сложившаяся как единое государство лишь в 1870 году, не обладала значительным присутствием в Африке: колониальные владения Рима ограничивались частью Ливии, восточным и южным регионами Сомали и, наконец, Эритреей. Хотя территория последней и использовалась как плацдарм для продвижения в соседнюю Абиссинию, итальянцы приняли деятельное участие в развитие страны, не прибегая к варварским практикам бельгийцев в ДРК. В целом, заинтересованность Италии в возобновлении сотрудничества с Асмэрой вполне логична не только в силу исторических и культурных причин, но и по экономическим соображениям, включая удачное географическое расположение, благоприятный климат и наличие полезных ископаемых на территории Эритреи. К тому же, начало сотрудничества Эритреи с Италией могло бы стать инструментом для недопущения расширения российского влияния в регионе Африканского Рога и сделать это руками Рима Вашингтону или Лондону куда проще.
Как отмечалось ранее, само по себе решение Исайяса Афеверки посетить саммит говорит о том, что эритрейский лидер заинтересован в диалоге: проведя в Италии около недели, он не только встретился с премьер-министром страны, но и посетил целый ряд производств. Разумеется, многолетняя антипатия и антагонизм, заложенный идеологическими установками, не могут быть пройдены в одночасье, и упоминание в процессе переговоров жертв эритрейского народа в колониальный период является явным индикатором сохраняющейся дистанции. Вместе с тем, необходимо понимать, что удивительная способность президента Эритреи сочетать жесткость политического курса и невероятное умение действовать по ситуации делают его крайне непредсказуемым не только для противников, но и для союзников. В этих условиях институционализация и практическое развитие сотрудничества Москвы и Асмэры принципиально важны для сохранения текущего уровня взаимного интереса.
Иван Копытцев – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»