02.02.2024 Автор: Алексей Большаков

Россия-АТР: год новый — задачи прежние. Часть 1

Президент Российской Федерации Владимир Путин участникам Восточного экономического форума

«Наша страна в полной мере открыта к широкому диалогу по насущным вопросам региональной повестки дня, намерена и впредь активно участвовать в усилиях по построению в АТР системы межгосударственных отношений, основанной на равноправии, взаимной выгоде и уважении законных интересов друг друга» – сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин участникам Восточного экономического форума, проходившего в приморской столице, Владивостоке, в сентябре прошлого года, в очередной раз обозначив такой сложный и многообразный регион, как Азиатско-Тихоокеанский, в качестве одного из приоритетных рубежей современной внешней политики страны.

Однако речь президента – не единственное, что говорит нам о важности вышеупомянутого региона для России. В обновленной Концепции внешней политики, утвержденной в марте прошлого года, АТР упоминается около пяти раз. Более того, ему посвящен отдельный параграф. В его положениях, в частности, утверждается большой «потенциал» региона со всей его «многоплановостью»: речь идет о кооперации государств региона в рамках внеблоковых отношений, а также при работе принципиально важного для стран Тихого Океана формата – международного форума АТЭС. Согласно этой концепции, Россия готова и к задействованию всех политических и неполитических ресурсов Большого Евразийского партнерства для формирования безопасности и благоприятных условий для сотрудничества в регионе.

АСЕАН

В первом положении части Концепции, причастной к АТР, утверждается, что Россия готова уделять «приоритетное внимание» диалогу в сферах экономики и безопасности, а также гуманитарным вопросам со странами, входящими в регион. Стоит заметить, что в этом пункте отдельно выделяется АСЕАН, организация, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии. С этой ассоциацией – одним из принципиально важных «игроков» в АТР – у России декларировано развитое и всеобъемлющее партнерство, а межгосударственный всесторонний диалог продолжается и сегодня.

Например, в 2021 году праздновалось 30-летие со дня официального установления отношений между РФ и АСЕАН: тогда президент РФ Владимир Путин подчеркнул общую позицию страны и организации по вопросам равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества в АТР. Российский лидер также отметил, что фактор АСЕАН является ключевым в построении системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Похожие формулировки можно найти во втором и четвертом положениях обновленной Концепции внешней политики РФ, затрагивающих АТР: в них отмечается содействие РФ в формировании азиатско-тихоокеанской архитектуры безопасности на «внеблоковых началах», а также заявлено, что Россия будет противодействовать попыткам разрушить уже созданную вокруг АСЕАН региональную систему безопасности и развития.

Подтверждение этих положений можно найти и на практике: Россия и АСЕАН укрепляют сотрудничество в сфере политики и безопасности посредством саммитов Россия-АСЕАН, встреч на высшем уровне, работе Совместного комитета сотрудничества Россия-АСЕАН и прочих механизмов диалогового партнерства. Кроме того, стоит обратить внимание на активизацию общей работы военных контингентов РФ и АСЕАН: это касается как сфер морской и кибербезопасности, так и совместных усилий по борьбе с терроризмом, а также кооперационных миротворческих операций. Эта часть общего Комплексного плана РФ и АСЕАН реализуется поступательно. Например, в сентябре 2023 на Дальнем Востоке начались совместные учения Вооруженных сил РФ и стран-участников вышеназванной ассоциации: подобные военные мероприятия возможны в рамках механизма «СМОА плюс» («ADDM-Plus») – Совещания министров обороны стран-участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и диалоговых партнеров. Учения носят антитеррористический характер: военные контингенты РФ, АСЕАН и КНР (не является членом АСЕАН) на практике отрабатывают совместные оперативные действия.

Таким образом, развитие партнерства в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжается, в частности, при содействии АСЕАН. Появляются новые формы сотрудничества, способствующие построению региональной архитектуры безопасности: и Россия, реализуя свою внешнюю политику, принимает в этом непосредственное участие.

Продолжается и наращивание товарооборота между РФ и организацией: особенно это заметно после очевидного и объяснимого спада в 2022 году. Представители Министерства экономического развития РФ на Восточном экономическом форуме заявили, что рассчитывают достигнуть показателя в $20 миллиардов по итогам 2023 года, то есть вернуться к цифрам за 2021 год, который и будет рассмотрен в работе. Стоит отметить, что тогда экспорт АСЕАН в Россию доминировал: он достиг показателя в $12,6 миллиардов. Если рассматривать конкретные направления товарооборота, то стоит выделить следующие: в экспорте стран АСЕАН в РФ преобладали электрооборудование ($3,4 миллиарда), животные жиры и растительные масла ($1,4 миллиарда), машины и механические приспособления ($1,3 миллиарда) и каучук ($676 миллионов).

Необходимо выделить следующие страны-члены АСЕАН, с которыми по итогам 2021 года у России были наиболее успешные торговые отношения: как с точки зрения импорта, так и с точки зрения экспорта.

Республика Индонезия. В 2021 году РФ импортировала товаров из Индонезии на сумму около $2,6 миллиарда. Особенное стоит выделить пальмовое масло ($1,4 миллиарда), поскольку Индонезия является крупнейшим экспортером этого товара в мире. Другие статьи импорта в Россию включают следующие товары: электрические машины и оборудование ($173 миллиона), резину ($150 миллионов), обувь ($140 миллионов), какао и его полуфабрикаты ($112 миллионов).

Основными статьями российского экспорта в Индонезию были удобрения ($239 миллионов), минеральное топливо ($156 миллионов), железо и сталь ($113 миллионов) и алюминий ($44 миллиона).

Малайзия. Большая часть экспорта Малайзии в Россию в 2021 году приходилась на электрические машины и оборудование, общая сумма которых, по некоторым оценкам, составила $718 миллионов. За ними последовали каучук ($308 миллионов), машины и агрегатное оборудование ($219 миллионов) и медицинское оборудование ($118 миллионов).

Российский экспорт в Малайзию в основном пришелся на минеральное топливо – $1,1 миллиарда. Кроме того, РФ поставляла в страну удобрения ($113 миллионов) и алюминий ($24 миллиона).

Социалистическая Республика Вьетнам. Вьетнам является важным партнером РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку это государство подписало соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС, в котором ключевым участником является Россия. Двусторонний товарооборот между Вьетнамом и Россией в 2021 году превысил $6 миллиардов: таким образом, он увеличился на 20 процентов по сравнению с 2020 годом. За этот период Вьетнам экспортировал в Россию товаров на сумму около $4,5 миллиардов.

Кроме того, увеличивается товарооборот с Республикой Филиппины и Королевством Таиланд. Филиппины пользуются льготным тарифным статусом при экспорте своей продукции в страны, состоящие в ЕАЭС. Более того, страна является бенефициаром единой системы преференций вышеупомянутого союза. Власти Таиланда, в свою очередь, неоднократно выражали интерес в заключении соглашения о зоне свободной торговли со странами ЕАЭС.

Таким образом, РФ, как и утверждается в упомянутых положениях Концепции, наращивает сотрудничество в сферах экономики и безопасности со странами-членами организации АСЕАН, которая, имея ключевую роль во многих механизмах взаимодействия АТР, также укрепляет партнёрство с Россией.

Ложка дегтя в бочке меда 

Однако не только Россия заинтересована в укреплении сотрудничества со странами организации. В Вашингтоне предпринимают усилия по давлению на деловые круги ряда стран ассоциации с целью сворачивания экономического сотрудничества с Россией под угрозой введения санкций. Однако, как показывает практика, эти усилия оказались тщетны. Несмотря на испытываемое давление, многие страны не признают легитимность односторонних санкций, применяемых Вашингтоном, обеспечивая тем самым свою независимость, принципы свободы выбора и многополярности. Малайзия и Вьетнам уже выступали с совместным заявлением против агрессивных действий Запада в отношении России. Страны региона сохраняют нейтралитет, не поддерживают односторонние рестрикции США, полагая, что подобные решения не могут быть приняты в обход Совета Безопасности ООН.

Политика нейтралитета также видна и в отношении палестино-израильского конфликта: страны региона выпустили совместное коммюнике, в котором призвали открыть гуманитарные коридоры на Ближнем Востоке и обеспечить мирное сосуществование арабского и еврейского государств, фактически отказываясь вставать на одну из сторон конфликта. Так, например, 7 ноября прошлого года премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил, что его правительство не признает никаких односторонних санкций, содержащихся в проекте закона США, предлагающего рестрикции в отношении иностранных сторонников ХАМАС. Малазийский лидер отметил, что с начала войны в Палестине Вашингтон неоднократно оказывал давление на Куала-Лумпур. При этом подчеркнул односторонний и нелегитимный характер действий со стороны США и приверженность его государства как члена ООН только решениям, принятым Совбезом ООН.

Для стран АСЕАН, отстаивающих собственную независимую политику, присоединение к американским санкциям несёт риски негативных последствий, связанных с охлаждением отношений с Россией и Китаем. Поддержка проводимой Западом политики неизбежно ставит отдельные страны на позиции Японии, имеющей репутацию «предательницы интересов Азии».

Вторая часть материала, посвященная АТЭС и противодействию России провести разделительные линии в регионе, выйдет в Новом Восточном Обозрении в ближайшее время.

 

Алексей Большаков, журналист-международник, специально для «Нового Восточного Обозрения»

Похожие статьи: