18.01.2024 Автор: Константин Асмолов

Навстречу парламентским выборам 2024 г. в Южной Корее. Часть первая. Общие положения.

Навстречу парламентским выборам 2024 г. в Южной Корее

15 апреля 2024 года в РК пройдут парламентские выборы, которые определят расклад мест в национальном собрании на следующие четыре года. Это довольно важная деталь южнокорейской политической системы, т.к. президент избирается раз в пять лет, а парламент – раз в четыре, из-за чего глава государства может работать с парламентом, сформулированным ранее и жестко противостоящим ему. Такая ситуация существует, например, в текущем Национальном собрании, где демократы имеют 168 мест из 298. В результате именно эти выборы определят, сможет ли президент Юн Сок Ель продвигать свою повестку дня или останется «хромой уткой», неспособной проводить через парламентское одобрение своих людей или свои инициативы.

12 декабря 2023 г. в РК началась предварительная регистрация кандидатов. В соответствии с избирательным законодательством, потенциальные кандидаты могут зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии за 120 дней до выборов и начать предвыборную агитацию в ограниченном масштабе. После предварительной регистрации они могут открыть избирательный штаб, нанять до трёх оплачиваемых сотрудников, создать избирательный фонд объёмом не более 160 млн вон (120 тысяч долларов), начать распространение печатных материалов и проводить агитацию по телефону. Официальная регистрация кандидатов будет проходить 21-22 марта, полномасштабная агитация стартует 28 марта, а 29 марта будет опубликован список участников парламентских выборов.

Такая введенная в 2004 году система направлена на то, чтобы дать политическим новичкам, которые менее известны, чем действующие политики, шанс продвинуть себя до начала официальной предвыборной кампании, всего за две недели до выборов.

При этом регистрация кандидатов начнется без четкой карты избирательных округов, поскольку Национальное собрание не смогло завершить ее из-за политических разногласий. Комиссия, которая занимается этим вопросом при Национальной избирательной комиссии, представила проект, который сокращает количество мест в парламенте в Сеуле и провинции Северная Чолла на одно каждое и увеличивает их количество на одно каждое в провинции Инчхон и Кенги. Оппозиционная Демократическая партия Кореи, однако, решительно выступает против этого плана, заявляя, что это было бы выгодно только правящей партии народной власти.

Если сравнивать внутреннюю политику РК с остросюжетным сериалом, то у нас открывается новый сезон или хотя бы сюжетная арка, и теоретически, будет не менее весело, чем два года назад, когда выбирали президента. Но сначала – некоторый общий ликбез, чтобы аудит ория лучше понимала

Выборы в однопалатное Национальное собрание осуществляются по специфической системе. С 1998 года 253 депутата являются одномандатниками, а 47 идёт по партийным спискам. Быть депутатом очень престижно, и многие члены национального собрания сидят на своём месте по четыре-пять сроков, особенно те, кто избирается от традиционных для той или иной партии электоральных кормушек. И хотя депутатская неприкосновенность работает только во время сессий и в связи с обвинениями Ли Чжэ Мёна её пытаются отменять, ситуация, когда в преддверии парламентских выборов министр или иной высокопоставленный чиновник уходит со своего поста и регистрируется кандидатом в депутаты, очень распространена. В данном случае пост министра на карьеру депутата собираются менять глава МИД Пак Чин и министр юстиции Хан Дон Хун.

При этом, в политическом поле доминируют два тренда, которые можно назвать демократическим и консервативным. Каждый из них представлен «базовой» или «ведущей» партией, которая может менять названия, и представители этих двух лагерей обычно забирают абсолютное большинство мест. С третей силой в Южной Корее не сложилось по комплексу причин, хотя запрос на неё есть. Однако, пока все попытки организовать стабильную центристскую партию заканчивались провалом.

У каждой из двух партий есть четкая «кормовая база». Есть юго-восточный регион Ённам (провинции Северная и Южная Кёнсан и город Тэгу, которые издревле голосуют исключительно за консерваторов) и юго-западный Хонам (провинции Северная и Южная Чолла и город Кванчжу, где всегда побеждают исключительно демократы).

Обычно перед выборами у существующих политических партий начинаются процессы «слияния», «поглощения», «размежевания» и «переименования». Это связано с тем, что крупные партии представляют собой коалиции фракций или политических кланов, каждый из которых сгруппирован вокруг заметного лидера (реже – группу таких лиц) и его клиентелы. Поэтому рассказ о начале предвыборной гонки мы начнём с характеристики фракций, потому что как они будут рекомбинированы непосредственно на момент выборов, покажет время.

Начнём с правящей партии «Сила народа», где можно выделить несколько группировок; хотя Юн Сок Ёлю удалось сформировать свою группу фракций и временно подавить своих противников, каждая неудача Юна воспринимается ими как повод отспорить лидерство. Тем не менее, лидер партии и лидер ее парламентской фракции принадлежат к команде Юна. Ранее «Силой народа» руководил Ким Гю Хен, теперь – Хан Дон Хун, и о том, как после неудачных для консерваторов выборов в округе Кансо они пытались реформироваться, мы напишем отдельно.

Вторая группировка – это классические консерваторы, которые руководили партией со времён Пак Кын Хе. Хотя экс-премьер Хван Гё Ан, надеюсь, отправился в политическое небытие, среди влиятельных представителей этой группировки можно отметить нынешнего мэра Тэгу Хон Чжун Пхё, который был соперником Мун Чжэ Ина в 2017-м году, и проиграл Юн Сок Ёлю праймериз в 2022м. Ранее можно было сказать, что эти люди правее Юна и занимают более традиционалистские и проамериканские позиции, однако с укреплением южнокорейско-американского сотрудничества говорить так всё сложнее и сложнее.

Третья по счёту и по значимости группировка может быть условно названа правоцентристской. Сюда входят Ю Сын Мин и его ученик, экс-председатель партии Ли Чжун Сок. Те самые люди, которые активно выступали против Пак Кын Хе ещё до того, как это стало модно на фоне свечной революции, отделялись создавая свою «партию правых», потом блокировались с левоцентристами в «партию правильного будущего», но в итоге вернулись в прежнее лоно. Это достаточно влиятельная, но наиболее традиционная и оппозиционная Юну категория консерваторов, голос которой заметно слышен, потому что её повестку озвучивает одна из крупнейших англоязычных газет РК «Корея Таймс».

Затем, есть профессиональный центрист Ан Чхоль Су, который перед выборами примкнул к Юн Сок Ёлю и даже руководил переходным комитетом, но затем, фактически сошел со сцены и в течение последнего года почти не делал самостоятельных заявлений.

Перейдём к демократам. Там лидерство довольно плотно захватил Ли Чжэ Мён. Победа демократов на выборах в округе Кансо укрепила его лидерство, хотя его сторонников часто сравнивают с фанатами поп-кумира, верящими в его правоту и готовыми травить врагов по команде.

Интрига в отношении Ли Чжэ Мёна заключается в том, сумеет ли власть найти достаточно вменяемых доказательств, чтобы с третей попытки упрятать его под арест. Время здесь, скорее, работает на Ли, потому что и защита затягивает процесс, и прокуроры работают медленно, потому что посадить лидера оппозиции надо на основе улик, которые никак нельзя представить как сфабрикованные.

Кроме того, противостоящие Ли фракции находятся в неприятном положении. С одной стороны, Ли Чжэ Мён – достаточно одиозная фигура. С другой, ослаблять партию перед выборами – значит играть на руку консерваторам. Впрочем, похожая ситуация есть и в правом лагере.

Кто же основные соперники председателя Ли? Экс-президент Мун Чжэ Ин открыл книжный магазин и демонстративно дистанцируется от современной политической жизни. Однако, есть группа лиц, которые называли себя «любимыми детьми президента». Туда входят такие деятели экс-министр юстиции Чо Гук, известный доносами на Юн Сок Ёля депутат Чхве Ган Ук и некоторые другие личности. Всех их объединяет относительная принадлежность к ближнему кругу Муна и наличие условных сроков за коррупцию как при Юне, так ещё при Муне. Нынешнее руководство они не любят, но Юна – ещё больше, потому что причиной их судебных мытарств, во многом были тогда ещё генпрокурор Юн Сок Ёль и команда его помощников.

К ним была близка фракция экс-председателя партии Сон Ён Гиля. Хотя Сон Ён Гиль и Ли Чжэ Мён во многом работали вместе, он представляет собой отдельную группировку. Еще 2 декабря Сон Ён Гиль выступал с заявлениями класса: «Если я создам партию, которая соберет силы для «отставки Юн Сок Ёля» (вместо моего вступления в Демократическую партию), мы сможем свергнуть президента досрочно», но через две недели расследование «дела о раздаче конвертов» привело к его аресту, и к кому примкнут его сторонники, пока не понятно.

Главный соперник Ли Чжэ Мёна при этом – бывший премьер и бывший лидер партии Ли Нак Ён, который проиграл ему праймериз, и сейчас вернулся в политику. Демократ, но в отличие от Ли Чжэ Мёна, не популист, а администратор. И скорее левоцентрист по сравнению с нынешний курсом демпартии.

Наконец есть недовольная молодёжь, и это не только Пак Чи Хён.

В такой круговерти многие эксперты ожидают «выделение особо недовольных в самостоятельную партию»: как у демократов (Ли Нак Ён), так и у консерваторов (Ли Чжун Сок). В правом лагере это уже произошло буквально в последний час перед сдачей статьи в печать, — Ли Чжун Сок вышел из «Силы народа». У демократов пока ряды партии покинул депутат парламента на пять сроков Ли Сан Мин, утверждая, что ДП стала личной партией Ли Чжэ Мена, а закоренелые сторонники Ли обладают слишком большим влиянием.

Но насколько левоцентристы и правоцентристы соединятся в нечто, способной стать третьей силой не только по идеологии, но и по числу мандатов в национальном собрании – отдельный вопрос, ответ на который мы увидим в ближайшие три месяца.

Отдельно на фоне этих дрязг стоит Ким Чжон Ин. Он уже пожилой человек и один из немногих профессиональных в РК политтехнологов, который успел поработать и с консерваторами (считается, что привел к власти Пак Кын Хе), и с демократами (работал даже с Но Му Хеном). В его послужном попытке была попытка реформировать консервативную партию, из которой он ушел из-за разногласий с Юн Сок Ёлем и политическим руководством. Считается, что он хотел сдвинуть партию существенно к центру, что вызвало неприязнь всех праваков. Кроме того, он покровительствовал Ли Чжун Соку.

Из малых партий самая многочисленная после консерваторов и демократов (хотя разрыв в числе мандатов огромен) — Партия справедливости. Их автор может назвать настоящими левыми, однако встал вопрос, в какой мере на выборах 2024 года они сумеют получить реальное число мандатов. В 2020 году шанса был, однако, что консерваторы, что демократы создали т.н. «партии-спутники», которые сожрали большинство голосов и были интегрированы в базовые партии, в результате чего в парламенте-2020 неконсерваторов и недемократов всего было меньше двадцати.

Но и тут есть некоторый разброд. С одной стороны, есть «старые политики», которых можно назвать социалистами. С другой – есть молодежное крыло, готовое работать с молодежью из иных фракций, формируя «третью силу» хотя бы в противовес тем политикам, которые набили оскомину.

17 декабря 2023 г. молодежь во главе с Ю/Рю Хо Чжон таки откололись в отдельную партию«Новый выбор», и их соратником стал один из политиков предыдущего поколения по имени Кым Тхэ Соп.

В 2019- 2020 г имя Кым Тхэ Сопа было у многих на устах как пример того, сколько демократии было в Демократической партии во времена Муна. Тогда бывший прокурор сцепился с партийным руководством по многим спорным вопросам.

Во-первых, в декабре 2019 г. Кым выступил против законопроекта, предложенного партией для ускорения судебной реформы от Мун Чжэ Ина[1], во-вторых, в мае 2020 г. сделал негативные замечания в отношении бывшего министра юстиции Чо Кука по поводу его обвинений в коррупции и был против утверждения его в этой должности.

За это его не только лишили возможности стать депутатом на следующий срок, но и объявили ему предупреждение за то, что на таком важном голосовании он посмел воздержаться. Это вызвало критику даже со стороны членов ДПК, которые ссылались на пункт закона О Национальном Собрании, предусматривающий, что представитель народа должен голосовать по своей совести, не будучи связанным мнением партии, к которой принадлежит.

Кым потребовал от партии пересмотреть решение о наказании, однако тогдашний председатель Ли Хэ Чхан твердо стоял на своем решении: «Мы не можем просто отпустить его, когда член партии идет против обязательной партийной линии».

21 октября 2020 г. Кым покинул ряды Демократической партии , осудив то, что он назвал ее высокомерием, лицемерием и тенденцией делить общественность на друзей и врагов. Ли Нак Ён, который был главой партии тогда, выразил сожаление по поводу ухода Кыма и сказал, что серьезно отнесется к его словам, но что-то сделать ему не дали и партийное большинство стало клеймить перебежчика.

После этого он был адвокатом и намекал на желание баллотироваться на выборах мэра Сеула как независимый, но против действующего мэра у него не было шансов.

Ким Чжон Ин, который тогда был временным главой «Силы народа» заявил, что готов встретиться с Кымом для переговоров. Но Кым сказал, что консерваторы еще больше нуждаются в саморефлексии и изменениях, чем демократы, и что он не вступит в партию.

«Новый выбор» представляет собой «коалицию рациональных сторонников прогрессивных взглядов и консерваторов реформаторского толка», которые намерены «стать партией, решающей практические вопросы», такие как жильё, образование, рабочие места, демография и пр. Насколько известно, новая партия уже набрала около пяти тысяч членов.

На официальной церемонии создания новой партии присутствовали Ли Чжун Сок, а также недавно покинувший ряды «Тобуро» Ли Сан Мин, которого условно можно считать главой противников председателя Ли или как минимум самым активным его «внутренним критиком». Бывший Ли Нак Ён направил новой партии поздравительное сообщение.

Еще в парламенте бывают независимые кандидаты, однако, как правило, это или члены партии, исключенные из неё за тот или иной проступок, либо добровольно покинувшие её ряды, чтобы не бросать тень. Другой вариант – это представитель влиятельной фракции, который не сошелся с текущим руководством партии и потому пошел баллотироваться в родном округе не по партийному списку, а как независимый кандидат, и всё равно победил.

Каковы перспективы будущих выборов на текущий момент, отчасти зависит от того, кто считает, а большинство агентств такого типа связаны с демократами. Результаты опроса общественного мнения указывают на то, что 50% населения Южной Кореи уверены в победе Демократической партии. 36% респондентов заявили, что желают, чтобы большинство мест получила «Сила народа».

Иное СМИ YTN провело свой соцопрос, в котором 29,8% отдали предпочтение правящей партии, а 38,9% — оппозиционной. 25% избирателей не намерены отдавать свой голос ни за какую из политических партий, либо ещё не определились.

Согласно опросу, проведенному совместно информационным агентством Yonhap и Yonhap News TV ранее в этом месяце, рейтинг одобрения демпартии составил 35 %, в то время как рейтинг консерваторов составил 34 %. А если бы парламентские выборы состоялись завтра, демократы и консерваторы получили бы 36% и 31% голосов соответственно, если бы, хотя результат был в пределах допустимой погрешности в 2-3%.

 

Как бы то ни было, до апрельских парламентских выборов остается менее ста дней. Следите за обновлениями, интересного будет много!

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»


[1] Речь шла о возможности создать пресловутое CIO — чрезвычайный правоохранительный орган для расследования коррупции и иных незаконных действий высокопоставленных правительственных чиновников и отделить его от прокуратуры, что позволило бы Муну а) избежать репрессий после окончания президентского срока б)создать специальный орган для уничтожения Юн Сок Еля.

Похожие статьи: