Турция, будучи страной на стыке трех континентов (Азии, Африки и Европы), остается ключевым региональным игроком и проводит достаточно активную дипломатию. Конечно, не все декларированные Анкарой за последние 10–15 лет внешнеполитические доктрины вызывают восторг у ее соседей.
В частности, когда речь идет о неоосманизме и намерении Турции восстановить свое былое влияние на постосманском пространстве, то практически у большинства (если не у всех) географических соседей, которые ранее являлись частью оттоманского государства, подобное желание Анкары вызывает определенную обеспокоенность. В то же время принцип «ноль проблем с соседями», выдвинутый ранее автором доктринальной концепции неоосманизма и тогдашним министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, вызывает уважение и надежду на следование данным курсом турецких властей.
Соответственно, доктрина турецкого евразийства (или «турецкого моста» между Европой и Азией) в силу географического положения и этнокультурной традиции Турецкой Республики находит положительный отклик в части стран Европы и Азии, предполагает конструктивное развитие выгодного партнерства и сглаживание исторических проблем и противоречий. К этому следует добавить, что Турция не только в силу этнокультурных связей, но и благодаря достигнутым транзитным возможностям в сфере энергетики, торговли и логистики, несомненно, представляет важный интерес для реализации крупных международных экономических проектов.
Что же касается доктрины неопантуранизма, которая получила очередные стартовые возможности с учетом глобальных геополитических трансформаций после развала СССР, то и здесь следует отметить, что у Турции есть прорывные достижения в части экономической, энергетической, транспортно-логистической, этнокультурной, военной, политической и организационно-структурной интеграции независимых тюркских государств в рамках модернизированного принципа бывшего президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева «одна нация – два государства», а ныне «одна нация – шесть государств» (включая Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан + непризнанная Турецкая республика Северный Кипр).
Более того, в рамках данной доктрины при ключевом участии Турции и остальных тюркских стран Анкара планирует формирование общего экономического рынка с населением почти в 165 млн чел., а с вовлечением в него ряда нетюркских государств (включая Грузии, Армении, Таджикистана и Пакистана) это еще 258 млн чел. Иными словами, Турция считает амбициозной задачей образование альтернативной экономической интеграции с населением в 423 млн чел. от Стамбула до Исламабада.
Конечно, подобный императив турецкой дипломатии, с одной стороны, вызывает одобрение тех же тюркских государств постсоветского пространства при флагманском участии Азербайджана (особенно после успеха во второй карабахской войне 2020 г. и перспектив пространственной связи тюркского мира через армянский Зангезур), а с другой – немалую настороженность со стороны группы малых и ключевых государств (в частности, Армении, Грузии, Таджикистана, Ирана, России, Индии и Китая).
Каждая вышеназванная доктринальная разработка Турции имеет свои мотивации и обоснования, нацелена на повышение статуса турецкого государства в системе региональных и глобальных отношений. Однако к первой четверти ХХI в. пока нельзя однозначно утверждать о полной реализации всех обозначенных целей в силу ряда внутренних и внешних обстоятельств. Понятно, что в геополитическом контексте процессы, начатые в одном веке, могут (плавно или прерывисто) перетекать в другое столетие в силу складывающейся исторической конъюнктуры. При этом богатая традиция турецкой дипломатии отличается опытом связи времен и поколений.
Сегодня очередной палестино-израильский военный конфликт на Ближнем Востоке вынуждает Турцию занять активную позицию и выступать с новыми инициативами. Реджеп Эрдоган, предложив образование независимой Палестины в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме и предоставлением Турции международного мандата гаранта безопасности, отверг израильский вариант образования буферного палестинского государства после окончания нынешней войны.
Как известно, Тель-Авив свой проект буферного образования передал на ознакомление ряду стран Ближнего Востока – Египту, Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Катару и Турции (то есть ключевым арабским странам и единственной неарабской стране Турции). Правда, только Турция выступила категоричным противником израильского проекта, тогда как арабские государства либо хранят молчание, либо (как ОАЭ) отделываются общими фразами о важности мира и взаимном компромиссе. Анкара считает, что сектор Газа принадлежит палестинцам и им же решать свою судьбу.
Президент Турции Р. Эрдоган продолжает обвинять политику Израиля и его союзников на Западе в преступлениях против сектора Газа, называет военные действия того же ЦАХАЛ откровенной «массовой резней» и «геноцидом» палестинцев. Турецкий лидер считает членство своей страны в НАТО следствием принятия западных ценностей, но обвиняет тот же Запад во главе с США в покровительстве Израилю, который систематически и грубо нарушает права и свободы палестинцев.
Эрдоган демонстрирует активную ближневосточную и средиземноморскую дипломатию. Его визиты в арабские страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар) и Грецию тому яркий показатель. В этом контексте особое место занимают турецко-греческие отношения, которые нагромождены комплексом как исторических, так и экономических противоречий.
До недавнего времени современные отношения между Анкарой и Афинами были близки к кризисным, стороны сохраняют разные подходы к ряду вопросов двусторонней, региональной и международной повестки. В частности, между Турцией и Греций остается неурегулированным территориальный вопрос, связанный с островом Кипр и частью островов в акватории Эгейского моря. Анкара и Афины придерживаются разных взглядов в части армяно-азербайджанского примирения и окончательного урегулирования карабахского вопроса. Серьезное противостояние вызывает вопрос принадлежности части шельфа в Средиземном море, где обнаружены крупные месторождения газа. К этому следует прибавить комплекс исторических противоречий по вопросам территорий, судьбы храма Святой Софии, геноцида греков и армян, турецкого меньшинства в Греции и т.д.
Турцию весьма беспокоит факт сохраняющихся разногласий внутри НАТО по факту образовавшихся диспропорций в современных видах вооружения (особенно боевой авиации) турецкой и греческой армий. Прежде всего, Анкара обеспокоена снятием военного эмбарго на поставки вооружения США в греческую часть Кипра, а также передачу американских модернизированных истребителей F-16 и истребителей 5-го поколения F-35 в сочетании с французскими истребителями поколения 4++ Rafale греческой стороне.
Сложившийся перекос способствует усилению возможностей боевой авиации Греции и, соответственно, сокращению соответствующих позиций турецких ВВС. Очевидно, что политика США и их воздействие на остальных членов НАТО приводит к ситуации необъявленной военной санкции против Турции. Вашингтон, оценивая высокие возможности ВМС Турции в Средиземном море и учитывая турецкую военно-морскую операцию «Аттила» 1974 г. по оккупации северной тюрконаселенной части острова Кипр, целенаправленно повышает боевые возможности греческих ВВС для нейтрализации перспективных военных угроз Афинам со стороны Анкары.
Сохраняющийся в стадии неопределенности шведский вопрос в турецком парламенте создает дополнительные условия отчужденности между США и Турцией, что отрицательно сказывается на военных поставках американских модернизированных истребителей F-16 Block70 турецким партнерам. В то же время очередное напряжение в турецко-американских отношениях в связи с полярностью подходов Анкары и Вашингтона в продолжающемся палестино-израильском военном конфликте не оставляют надежд на скорые позитивные перемены между Турцией и США.
Соответственно, Эрдоган, будучи опытным и гибким политиком, не может допустить эскалацию напряжения в связях с Грецией, что способно создать патовую ситуацию для Турции в средиземноморском бассейне и «похоронить» ряд перспективных экономических проектов на европейском направлении. Неслучайно перед визитом в Афины на заседание Высшего совета сотрудничества Турции и Греции 7 декабря с.г. Эрдоган в своем интервью изданию «Катимерини» заявил, что намерен подписать с греческой стороной Декларацию о дружественных отношениях и добрососедстве, которая станет демонстрацией политической воли двух стран к взаимовыгодному сотрудничеству.
Эрдоган заявил, что не считает Грецию врагом Турции, если нет угроз со стороны Афин. В ответ на вопрос, что скажет турецкий лидер своему греческому коллеге Кириакосу Мицотакису, Эрдоган сказал: «Я ему так скажу: Кириакос, друг мой, мы не угрожаем вам, если вы не угрожаете нам. Давайте укреплять доверие между нашими двумя странами. Давайте расширять двустороннее сотрудничество во всех секторах – в экономике, торговле, транспорте, энергетике, здравоохранении, технологиях, образовании, молодежных вопросах. Давайте проявлять взаимную заботу и беспокойство об историческом и культурном наследии наших стран».
Нет таких проблем, которые путем диалога и при наличии доброй воли не могли бы решить два лидера – будь то вопросы в Эгейском море, борьба с нелегальной миграцией, проблемы турецкого меньшинства в Греции, сохранение историко-культурного наследия и др.
Демонстрируя мирную повестку в отношениях с Афинами, Эрдоган отметил: «Греция – наша соседняя страна, и мы всегда останемся соседями. У нас одна и та же география, одно и то же море. Мы дышим одним и тем же воздухом. Мы связаны нашим прошлым. Есть много вопросов, которые мы пока не смогли решить между собой. Обе страны знают это. Однако от нас зависит, позволим ли мы этим проблемам вызвать напряженность и разногласия между нашими правительствами и нашими народами».
По мнению турецкого лидера, в отношениях с Грецией у Турции «нет непреодолимых проблем», турки же являются «нацией, которая никогда не откажется от протянутой ей руки дружбы». Относительно же прежних угрожающих заявлений, что турки «могут прийти внезапно однажды ночью», Эрдоган пояснил, что они касались лишь «террористических элементов, которые угрожают безопасности Турции».
По итогам 5-го заседания Высшего совета сотрудничества в Афинах Турция и Греция подписали названную Декларацию о дружбе о добрососедстве, договорились о восстановлении доверия между странами и мерах по устранению нежелательных факторов риска и напряжения в военной области.
Хотя подписанная 7 декабря с.г. декларация не является обязующим международным документом, тем не менее она создает новые условия для урегулирования всех спорных тем в турецко-греческих отношениях мирным путем. Фактически после семилетнего кризиса в отношениях между Грецией и Турцией может наступить «мирная разрядка». Реджеп Эрдоган своим визитом и переговорами с Кириакосом Мицотакисом фактически заложил основу благоприятного климата турецко-греческих отношений и снижения напряжения. Если стороны будут придерживаться заявленного курса, то Турция продемонстрирует свою способность не только создавать проблемы в отношениях с соседями, но и локализовывать их по принципу «ноль проблем с соседями».
В этом смысле примечательным является заявление Реджепа Эрдогана по итогам переговоров в Афинах: «Между нами (Турцией и Грецией) нет проблем, которые мы могли бы не решить. Между нами нет проблем, которые нельзя было бы решить. Достаточно сосредоточиться на общей картине. Давайте не окажемся среди тех, кто пересекает море и тонет в потоке».
Данный настрой может быть вполне применим Турцией и на других дипломатических направлениях (например, на Южном Кавказе по части восстановления отношений с Арменией). Это станет свидетельством высокого статуса Турции и ее способности стать конструктивным игроком на «шахматной доске» региональной и глобальной политики.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»