Большинству людей, следящих за перипетиями глобальной политики, знаком сюжет с введением так называемого «ценового потолка» на импорт российской нефти по результатам совещания министров финансов «Большой семёрки» в конце прошлого года. Несмотря на то, что данную инициативу сложно назвать благоприятной для России в целом, ряд отдельных случаев иллюстрирует и её сомнительную полезность для Запада – в особенности, с политической точки зрения. В частности, такой парадокс можно проследить на примере изучения опыта закупок нефти и нефтепродуктов Узбекистаном – до и после введение «потолка».
В конце апреля 2023 года Минэнерго Узбекистана договорилось с «Газпромнефтью» об импорте 300 тысяч тонн нефти до конца года. В результате, импорт нефти и нефтепродуктов в Узбекистан за три квартала 2023 года вырос на четверть относительно 2022 года – более чем на 1.25 млрд. долларов. В частности, в разы увеличился объём ввозимого в страну бензина, более 90% которого было импортировано из России.
Однако этот солидный рост является только началом укрепления экспорта российской нефти в Узбекистан. 6 октября 2023 года правительства России и Узбекистана заключили соглашение о расширении сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Крупнейшие СМИ страны отмечают, что в 2024 году планируется прирост поставок нефти из России в Узбекистан до 1 миллиона тонн, что более чем в три раза превышает объём нефти, который республика планировала импортировать у России в 2023 году. Трёхсторонний документ, определяющий планы поставок, был подписан в Москве 4 ноября 2023 года. Также, сообщается о значительно возросшей нагрузке на нефтепровод «Омск-Павлодар-Шымкент-Шагыр», поставляющий нефть из России в Узбекистан через Казахстан.
При этом нельзя сказать о том, что такой рост в доходах российских компаний от поставок нефти и бензина в Узбекистан сопряжён с уклонением Узбекистана от соблюдения «ценового потолка» на российскую нефть, установленного западными коллегами. Об этом свидетельствуют официальные отчёты властей Узбекистана касательно стоимости поставок нефти и нефтепродуктов из России на единицу массы. В частности, если в 2022 году Россия продавала Узбекистану 1 литр бензина за 0.62 долларов, то в 2023 году средняя цена литра снизилась на треть – до 0.4 долларов за литр. В этом плане западные страны в принципе не могут предъявить никакие обвинения в адрес Узбекистана – за то, что он (парадокс!) развивает торгово-экономические отношения с Россией.
При этом стоит отметить весьма негативное влияние на введённого странами Запада «ценового потолка» на экспорт нефти и бензина в крупное соседнее государство (Узбекистан) таких стран, как Туркменистан и Казахстан. Их поставки в Узбекистан значительно сократились – в силу того, что российская нефть подешевела, и теперь Узбекистану выгодно наращивать импорт нефтепродуктов из России за счёт сокращения импорта из этих стран — или же отказа от поиска новых поставщиков. Доля Туркменистана в поставках бензина за год снизилась с 11% до 0.6%, а поставки нефти в Узбекистан из Казахстана в этом году упали почти вдвое. Казахстан же был фактически вынужден отказаться от рассмотрения перспектив наращивания экспорта нефти в Узбекистан до того момента, пока не получит более выгодные ценовые предложения от импортёров – то есть в случае достижения договорённости о поставках по более высокой цене, чем из России. Учитывая курс Узбекистана на расширение закупок у России, такая ситуация весьма маловероятна.
В это же время цена казахстанской нефти за последний год даже выросла. Из-за нежелания властей республики нести убытки от вводимого западными коллегами «ценового потолка» на нефть марки Urals (под которой на международных рынках продавалась не только российская нефть, но и казахстанская), казахстанская нефть была переименована в Kebco (Kazakh Export Blend Crude Oil). Это привело к тому, что она стала дороже Urals и, соответственно, менее привлекательной и конкурентоспособной на рынках тех стран, которые не стали отказываться от российских поставок.
В результате, «ценовой потолок» напрямую создал такую ситуацию, в которой Казахстан и Туркменистан (а стран, попавших в аналогичную ситуацию, значительно больше) понесли значительные убытки. И за внимание этих стран сейчас так яростно борются те же страны, коллективным творчеством которых стал пресловутый потолок.
Таким образом, опыт импорта углеводородов крупнейшей страной Центральной Азии по численности населения (Узбекистана) показывает, что введённый западными странами «потолок цен» на российскую нефть неожиданно оказывает положительное влияние на экономики тех стран, которые стремятся нарастить свои торгово-экономические связи с Россией (что не одобряется западными жандармами-самозванцами), а некоторым перспективным партнёрам, за которых так сильно пытаются ухватиться те же западные страны, несёт определённые убытки. В это же время случай с Узбекистаном предполагается весьма показательным в плане возросших у России в силу введения того же «потолка» возможностей диверсификации своих нефтяных поставок – как за счёт поиска новых партнёров, так и путём наращивания связей с уже традиционными коллегами.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»