EN|FR|RU
Социальные сети:

К итогам очередной министерской встречи ОБСЕ в Скопье

Анвар Азимов, 09 декабря 2023

встречи ОБСЕ в Скопье. Лавров

Несмотря на неоднозначные и глубинные кризисные тенденции в своем развитии, «заточенность» этой Организации против России, особенно после начала СВО и украинских событий в целом, ОБСЕ, тем не менее, остается для нас сегодня, по сути, единственной европейской площадкой многосторонней дипломатии. Памятуя о том, что Организация создавалась как форум равноправного политического диалога и коллективного принятия решении по наиболее важным для её участников проблемам безопасности и исходя из того, что сильными сторонами ОБСЕ являются её широкий состав (57 государств) и всеобъемлющий подход к безопасности, Россия продолжает рассматривать данную структуру как важный и уникальный диалоговый инструмент в системе европейских институтов. На фоне полного сворачивания наших отношений с Евросоюзом, НАТО и выхода из Совета Европы Россия заинтересована в восстановлении подорванной усилиями западников изначальной функции ОБСЕ как одного из ведущих форумов для равноправного и взаимовыгодного диалога, коллективной выработки консенсусных решений по многим ключевым вопросам общеевропейской безопасности. Вот почему, несмотря на очевидный кризис идентичности Организации и её скатывание на обочину европейской политики, Россия своим участием в СМИД ОБСЕ в Скопье в очередной раз попытались спасти ее от полной потери веса и авторитета, фактического развала.

Путь в Скопье для российской делегации был непростым и тернистым. До последнего момента противники личного участия С. Лаврова в министерской встрече, как это уже произошло в прошлом году при польском председательстве в ОБСЕ, надеялись на повторение прецедента и недопущении приезда в Скопье нашего Министра. Но, несмотря на чинимые различные препоны, российская делегация в полном составе приняла участие в юбилейной тридцатой сессии СМИД. Понятное дело, что решение допустить Министра Лаврова на это мероприятие было принято отнюдь не северомакедонским председательством в ОБСЕ, а их покровителями-американцами и есовцами, понявшими, что только личное участие столь авторитетного Министра поможет им не допустить окончательный развал Организации, избрать следующего Председателя ОБСЕ на 2024 год, переназначить руководящую четвертку — Генсека Организации и глав её основных институтов, а также попытаться «протащить» заблокированный Россией и Белоруссией бюджет на следующий год, без принятия которого ОБСЕ обречена на сворачивание своей деятельности.

На следующее председательство в ОБСЕ уже давно претендовала русофобская Эстония, кандидатура которой была поддержана прежде всего англосаксами и есовцами, но по понятным причинам была отклонена Россией и Белоруссией. Другие члены ОДКБ и СНГ, к сожалению, согласились с мнением большинства. В результате цейтнота стали срочно подыскивать другую более нейтральную и приемлемую для нас кандидатуру, например, Швейцарию или Австрию, но в итоге всплыла Мальта при понимании, что Эстония все же не пройдет. Запад серьёзно беспокоила и ситуация с возражениями России по поводу их предложения продлить на очередные три года истекающих в конце декабря сроков полномочий Генсека Организации немки Хельги Шмид и глав специализированных институтов.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которым с 2020г. руководит итальянец М. Меккачи, Офис Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ) — этот пост также с 2020г. занимает бывший мининдел Казахстана К. Абдрахманов, Офис Представителя по вопросам свободы СМИ во главе с португалкой М.Рибейру. С учетом политизированности и антироссийской направленности как самих институтов, так и особенно их руководителей (исключением, пожалуй, в известной степени является К.Абдрахманов), Россия предлагала провести перевыборы как генсека, так и глав институтов на альтернативной основе, но не были услышаны западниками, настаивавшими на пакетном и безальтернативном решении. В случае отказа со стороны России и Белоруссии предлагался вариант с техническим продлением всех сроком на один год, что предусматривается правилами процедуры в ОБСЕ.

Таким образом, в интересах продавливания своих позиций коллективный Запад все же в отличие от прошлого года пошел на выдачу разрешения на пролет территории стран Евросоюза спецборта Министра и его участие в СМИД, видимо, в надежде на готовность России к принятию необходимых решений. С таким подходом, правда, не согласились Украина, Польша и три прибалтийские страны, отказавшиеся в качестве демарша направить в Скопье своих министров, что, однако, не сказалось на общей и наступательной линии западников по резкой критике СВО России, безоговорочной поддержки Украины и продавливанию согласованной собственной позиции в пику россиянам и белорусам. И это происходит в условиях, когда ОБСЕ всё более утрачивает доверие и авторитет, перестаёт быть объединяющим форумом и даже ровно наоборот — по сути стала придатком ЕС и НАТО, пребывает в кризисном и плачевном состоянии, фактически остро стоит вопрос о её выживании. Тысячу раз прав Министр Лавров, когда он заявил на заседании, что Организация находится на краю пропасти, деградирует, «превратила себя в нечто, что вызывает безразличие в отношении того, что с ней произойдет и стоит ли вкладываться в ее спасение.» Словом, ОБСЕ — на распутье и её будущее всё более зависит от готовности и способности партнёров адаптироваться к сегодняшним реалиям, развернуть Организацию в сторону ее первоначального предназначения. Между тем, западники продолжают гнуть свою прежнюю деструктивную линию, добивая и разрушая ОБСЕ, не извлекая никаких уроков из своей провальный тактики. Именно на такую конфронтационную

Политику западников обратил внимание на заседании СМИД и в ходе пресс-конференции С.Лавров, особо отметив полную деградацию всего того, что было создано в Организации во всех трех измерениях безопасности ­ военно-политическом, экономическо-экологическом и гуманитарно-правозащитном. Западные же представители вместо проявления конструктивного подхода в целях спасения Организации в своих выступлениях на встрече больше говорили о «российской агрессии на Украине», призывали к исключению нашей страны из ОБСЕ. Вместе с тем обратило на себя внимание, что два ключевых представителя антироссииской кампании — госсекретарь США Э. Блинкен и глава дипломатии ЕС Ж. Боррель предпочли ретироваться и покинули Скопье до начала пленарного заседания СМИД. Их в меньшей степени беспокоила судьба евробезопасности и самой Организации, а больше — решение организационно-технических вопросов, на чем они и сосредоточили все свое внимание.

В итоге дискуссий по будущему председательству в ОБСЕ на 2024 год Россия в конечном счете согласилась с кандидатурой Мальты. Австрийцы и швейцарцы так и не выставились. При этом учитывалось, что Мальта формально не входит в НАТО, хотя и тесно взаимодействует с этим блоком. Что касается вопроса о сроках полномочий Генсека Организации и глав трех ключевых институтов ОБСЕ мы согласились на их продление только на 9 месяцев и призвали к проведению перевыборов» четвертки» в сентябре следующего года. С 2021г. мы отказываемся голосовать за принятие полноценного бюджета Организации без учёта наших предложений и в Скопье западникам так и не удалось уговорить Россию и Белоруссию отказаться от принципиальной позиции. ОБСЕ будет пока продолжать функционировать по временной бюджетной схеме и до конца года западные представители наверняка предпримут новые усилия по решению данного вопроса.

Примечательным было заявление по итогам министерской встречи Действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Северной Македонии Б.Османи о том, что дискуссия об исключении России из Организации себя исчерпала, пояснив, что принцип всеобщего консенсуса не будет работать без России.

Вот то немногое, о чем удалось договориться в Скопье. Уже не первый год в отличие от прежних времен СМИД не принимает решений по тематике работы ОБСЕ ни в одном из трех основных направлений ее деятельности, что лишний раз свидетельствует о кризисе и деградации Организации. Между тем, по итогам министерской встречи главы делегаций государств-членов ОДКБ приняли совместное заявление, в котором содержится призыв к необходимости повышения эффективности ОБСЕ, поиска и продвижения позитивных объединяющих тем, настроя на деидеологизированный и прагматичный диалог по решению общих проблем безопасности.

Через год в 2025 году исполнится 50 лет Хельсинскому заключительному акту и уже решен вопрос, что именно Финляндия будет председательствовать в ОБСЕ в юбилейном году. Следовало бы, однако, отметить, что к этому знаменательному событию Организация подходит в плачевном и кризисом состоянии, а перспективы ее успешной и объединяющей деятельности в интересах укрепления сотрудничества на континенте остаются туманными, ведь она, по сути, находится на грани пропасти. Без учёта взаимных интересов и наполнения работы Организации позитивной объединяющей повестки ОБСЕ обречена на развал.

 

Анвар Азимов, чрезвычайный и полномочный посол, старший научный сотрудник МГИМО, специально для журнала «Новое восточное обозрение»

На эту тему
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Визит Орбана в Грузию после выборов — это грубое пробуждение для спящих членов ЕС
Турция и БРИКС: возможности, вызовы, перспективы
Ошеломляющая победа Д.Трампа на выборах в США
Турция напоминает России о противоречиях…