10 ноября с. г. в Нью-Дели прошло пятое заседание американо-индийского “Форума 2+2”, в котором хозяев представляли руководители дипломатического и военного ведомств Индии Субраманьям Джайшанкар и Раджнатх Сингх. От гостей участвовали их американские коллеги Энтони Блинкен и Ллойд Остин.
Вновь подчеркнём, что само наличие такой двусторонней площадки, как правило, свидетельствует о высоком уровне доверительности в отношениях между её создателями. И американо-индийские отношения последних лет в основном не выпадают из этого правила. О чём свидетельствует также присутствие обеих стран в более многосторонних форматах.
Выделим из них “Четвёрку” (Quad), в которую входят также Япония и Австралия. Перспектива другой “четырёхсторонней” конфигурации I2U2, которую образуют те же США с Индией, а также Израиль и Объединённые Арабские Эмираты, теперь (по понятным причинам) выглядит весьма сомнительной.
Очередная краткая встреча руководителей МИД стран-участниц Quad состоялась 22 сентября в Нью-Йорке на полях проходящей сейчас очередной Генеральной Ассамблеи ООН. Она заняла менее часа, но завершилась тем не менее довольно любопытным Совместным заявлением, в котором нашло отражение отношение стран-участниц к основным политическим проблемам Индо-Тихоокеанского региона.
В системе парных отношений все указанные страны имеют друг с другом ту же форумную площадку “2+2”. Так, США с Австралией провели её очередное заседание (33-е по счёту) в конце июля с. г., а Индия с Японией во второй раз встретились в указанном формате в сентябре прошлого года. Как не раз отмечалось в НВО, главный мотив активности участников Quad (всех вместе и в парных конфигурациях) обусловлен настороженным отношением к становлению КНР в качестве второй глобальной державы.
Тот же мотив легко просматривается и в Совместном заявлении, принятом по итогам состоявшегося в Нью-Дели очередного американо-индийского “Форума 2+2”. Однако, прежде чем кратко прокомментировать основные положения этого документа, обратим внимание на то, с чего началось обсуждаемое мероприятие.
А началась оно с примечательного эпизода, свидетельствующего, в частности, о том, что не всё так гладко в двусторонних отношениях, как может показаться на первый взгляд. Речь идёт о продолжении в ходе указанной встречи ранее уже “получившего развитие”, некоторого совершенно второстепенного (по нынешним сумасшедшим временам) происшествия, случившегося 18 июня в канадском городе Сарри. До недавнего времени оно служило поводом для заметного охлаждения отношений только между Индией и Канадой.
Но появляются “информационные утечки” о том, что в данном неприятном для имиджа “крупнейшей в мире демократии” происшествии всё же замешаны спецслужбы Индии. То есть, страны, которую нынешние покровители “светлой стороны” разделяемого ими же мира заносят в свой лагерь (не спрашивая, впрочем, на то её согласия). Доказательства чему Канаде якобы предоставили уже спецслужбы США. А это, в глазах индийского руководства, выглядит, мягко скажем, “нездорово” со стороны Вашингтона, предпринимающего в последние годы чрезвычайные усилия как раз в целях вовлечения Индии в тот самый, обозначенный выше, “лагерь”.
Что, судя по комментариям МИД Индии, и было сказано американским коллегам в ходе только-что прошедшей встречи. Впрочем, скорее в косвенной форме, то есть с отсылкой к угрозам со стороны одного из лидеров сикхского сепаратистского движения, направленных уже в адрес ведущей индийской компании-авиаперевозчика Air India.
Не сообщается, что в ответ сказала американская сторона. Видимо, было предложено “не сосредотачиваться на мелочах и перейти к делу”. Заметим, что и со стороны премьер-министра Канады Дж. Трюдо почти непрерывно следуют сигналы о нежелании конфронтации с Индией.
Что же касается упомянутого выше “дела”, то оно, повторим, изложено в документе, принятом по итогам очередного заседания американо-индийского “Форума 2+2”, а также на заключительной пресс-конференции участников. О том, что в первую очередь обсуждалось, обозначается в преамбуле данного документа.
Ссылаясь на состоявшиеся визиты премьер-министра Индии Нарендры Моди в США (в июне с. г.) и президента Джозефа Байдена (в сентябре с. г.), стороны “подтвердили важность всеобъемлющего глобального стратегического партнерства между США и Индией в обеспечении международного мира и безопасности”. При этом основное внимание уделялось ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе, относительно которой воспроизводится устоявшийся в американской дипломатии оборот о необходимости “защиты свободы, открытости и инклюзивности”. Среди же намечаемого к использованию в этих целях набора инструментов в первую очередь упоминается всё тот же Quad.
Стороны также “подтвердили решимость продвигать устойчивый, основанный на правилах международный порядок с уважением международного права, включая Устав ООН, суверенитет и территориальную целостность, обеспечивать мир и процветание для всех”. В связи с чем выражается озабоченность относительно самого факта двух локальных конфликтов, то есть на Украине и на Ближнем Востоке. На авторский взгляд, относительно обоих отмечается определённая подвижка индийской позиции в сторону американской.
На удивление упоминаются как сохраняющие актуальность упоминавшиеся выше конфигурации I2U2, а также проект «Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа» (India-Middle East-Europe Economic Corridor, IMEC), объявленный Дж. Байденом в ходе сентябрьского визита в Нью-Дели. Как будто ничего после этого не случилось на том же Ближнем Востоке. Или же в Вашингтоне располагают информацией о скором и относительно “благополучном” завершении разразившегося здесь конфликта?
В целом в итоговом документе обсуждаемого мероприятия нашли отражение все подвижки в двусторонних отношениях последних нескольких лет. При этом особое значение придаётся кооперации в обобщённой сфере обороны и безопасности, а также, в частности, в области военно-технического сотрудничества. Обе стороны выразили намерение провести следующую встречу в том же составе (но в рамках другого форумного мероприятия) уже в начале 2024 г.
Выступления на итоговой пресс-конференции Э. Блинкена и Л. Остина были наполнены оптимизмом. Высказывания же их индийских собеседников были более сдержанными. В частности, руководитель МИД Индии С. Джайшанкар особое внимание уделил палестино-израильскому конфликту. В связи с этим отметим, что среди различных групп индийской общественности и основных партий отмечаются прямо противоположные оценки данного конфликта. В частности, нынешнему премьер-министру Индии напоминают, что его предшественник-однопартиец (по ныне правящей Бхаратия джаната пати) девяностых годов А.Б. Ваджпаи придерживался пропалестинских позиций.
Реакция со стороны наиболее заинтересованной стороны относительно итогов обсуждаемой американо-индийской встречи, то есть КНР, тоже носила достаточно сдержанный характер. В частности, говорится о том, что “Китай не считает Индию врагом”, рассматривая её в качестве “важного соседа, с которым можно выстраивать равноправные отношения”. Позитивные сигналы отмечаются и в линиях коммуникаций, связывающих Пекин с Вашингтоном.
В Нью-Дели, впрочем, полагают, что совпадение с моментом проведения обсуждаемого здесь американо-индийского мероприятия начала совместных учений ВМС КНР и Пакистана Sea Guardian (“небывалых по масштабам”), стартовавшего в Карачи, то есть рядом с индо-пакистанской границей, отнюдь не является чистой случайностью.
В целом же, на авторский взгляд, состоявшееся в Нью-Дели очередное заседание американо-индийского “Форума 2+2” послужило иллюстрацией неблагополучия общей картины ситуации, складывающейся в ИТР. И, подчеркнём это в очередной раз, вряд ли она заметно улучшится, если вдруг США откажутся и далее нести (всё более непосильный) груз “ответственности за всё” в нашем мире.
Ибо природа главных проблем в данном регионе носит в основном “местный” характер.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”