Курс президента Филиппин Фердинанда Маркоса младшего на сближение с США разрушает филиппино-китайские отношения. К настоящему времени уровень взаимодействия между странами опустился до минимального уровня за последнее десятилетие.
Причиной разлада стал новый виток эскалации территориального спора за ряд островов архипелага Спратли (Наньша) в Южно-Китайском море. Территория привлекает государства возможностью расширения районов рыбного промысла, потенциальным наличием нефтегазовых запасов и возможностью размещения там передовых контингентов вооруженных сил. Хотя споры о принадлежности группы островов не утихают с 1945 г., когда по итогам Второй Мировой войны Япония отказалась от претензий на них, принято считать, что очередная горячая фаза противостояния началась в 2012 г. Триггером послужили заявления Вашингтона о незаконности создания Пекином искусственных островов в регионе, необходимости обеспечения свободы судоходства и поддержке притязаний воодушевленных высказыванием оппонентов Китая.
Поддержка американцами малых стран не имеет ничего общего с борьбой за справедливость и преследует цель поддержания еще одного очага напряженности вблизи границ Китая. Спратли насчитывает порядка 400 участков суши. Контроль над значимыми частями архипелага оспаривается КНР, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией, Брунеем и Филиппинами. В настоящее время Пекин удерживает 9 атолла, Тайбэй – 1, но самый крупный остров, Ханой – 21, Малайзия – 3, Манила – 8, Бандар-Сери-Бегаван не ввязывается в конфликт, но формально претендует на исключительную экономическую зону. При этом нельзя сказать, что спор идет между Китаем и командой других претендентов, как это преподносит Вашингтон, за время конфронтации каждая из сторон неоднократно пыталась перекроить зоны фактического контроля, что нередко заканчивалось вооруженными столкновениями. Обращает на себя внимание также тот факт, что Манила еще в 1999 г. создала, хоть и крошечный, но фактически искусственный остров для размещения там военного контингента – намеренно посадила на мель десантный корабль Сьерра-Мадре.
Вопреки противоречиям в период президентства Р.Дутерте Филиппины и КНР смогли найти точки для сотрудничества, Манила даже стала участником китайского проекта «Один пояс, один путь», и в страну потекли китайские инвестиции. В тот период количество инцидентов в районе Спратли резко сократилось, и они не имели прежнего острого характера.
Все изменилось с приходом Ф.Маркоса мл. Изначально, было заметно, что Пекин надеется на продолжение внешнеполитической линии Р.Дутерте. Лидеры государств встречались на прошлогоднем саммите АТЭС, а в январе 2023 г. Маркос был приглашен в Пекин. Обе встречи прошли в атмосфере взаимопонимания и нацеленности на компромиссы. Однако изначальная проамериканская ориентированность нового президента перевесила под активным давлением из США. В конце 2022 г. К.Харрис убедила его согласиться на расширение военного присутствия США на островах в рамках Соглашения о расширенном военном сотрудничестве. Через 3 месяца рекламу практических выгод и заверения в повышении обороноспособности страны в Манилу привез Лл. Остин, а еще через 2, в мае с.г., во время визита Ф.Маркоса в Вашингтон Дж.Байден лично закрепил идею о важности следовать за США и отсутствии необходимости искать возможности договориться с Пекином.
Маркос взялся усердно выполнять союзнические обязательства. Он на официальном уровне выразил поддержку антикитайским заявлениям по результатам саммита США – Япония – Ю.Корея, активизировал деятельность филиппинской береговой охраны в районе Спратли, в преддверии саммита АТЭС отказался от китайских финансов в трех железнодорожных проектах. Отношения Манилы с Пекином оказались в низшей точке с 2012 г. Вашингтон, однако, увидев успешную реализацию своего плана, перестал уделять прежнее внимание дражайшему союзнику – Байден вежливо отказался от встречи с Маркосом в Сан-Франциско.
Фернандо Гайярдо, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».