Не секрет, что участие крупных держав в конфликтах не обходится без поиска своих сторонников (помощников или, проще говоря, агентуры), кто идейно или вынужденно поддерживает внешнее вмешательство в судьбу своей страны. Однако не каждая подобная война с участием крупой державы гарантирует последней военный и политический успех. История знает немало примеров, когда подобная политика завершалась бесславно и иностранным силам в силу разных причин приходилось спешно покидать зону оккупации.
Однако всякий раз крупной державе, дабы сохранить свое лицо и планировать новые подобные активные мероприятия в других регионах планеты, приходится иметь дело с последствиями своего провала и позаботиться о тех сторонниках (помощниках), которые рискуя собственной безопасностью (включая и членов своей семьи) оказывали долговременную поддержку иностранным интервентам.
США, утверждающие о своей гегемонии в системе международных отношений и выступающие в роли мирового жандарма, не раз в своей относительно молодой истории крупной державы сталкивались с подобными проблемами в разных уголках мира, где, не спрашивая мнения местных народов, пытались утвердить американские идеалы (ценности) об абсолютной демократии и навязать собственный диктат.
Член Палаты представителей Сената, демократ Джефф Джексон (в прошлом майор Национальной гвардии, который до осени 2021 г. служил в афганской провинции Кандагар) утверждает, что после каждого крупного военного конфликта с участием войск США, Америка принимала закон о корректировке с целью выполнить свои моральные и политические обязательства перед лицами, которые рискуя своей жизнью помогали Америке.
Законы о корректировке (регулировании) США принимали после ряда конфликтов с их участием (например, после войны во Вьетнаме, кризисов на Кубе, в Никарагуа и Ираке) с целью оказать моральную и политико-правовую помощь своим сторонникам, кто смог эвакуироваться (либо планировал переселиться) в Соединенные Штаты для постоянного жительства, и предоставить по итогам необходимой процедуры проверки безопасности льготные (или упрощенные) условия легитимации их проживания в Америке.
Однако в аналогичной ситуации с Афганистаном законодательные и специальные органы США (в частности, Конгресс, Сенат и Министерство внутренней безопасности) демонстрируют неадекватную американским декларациям политику. Вот уже более двух лет афганские беженцы численностью более 82000 чел., вынужденно покинувшие свою родину после внезапного вывода американских войск из Афганистана, не могут получить разрешения на проживание в США, которым большинство из них с верой и правдой служили на протяжении 20 лет оккупации.
Эксперт по делам Конгресса США Клюк Бродуотер в своей статье в The New Hork Times отмечает, что законопроект о предоставлении эвакуированным из Афганистана права на получение вида на жительство (а тем более гражданства) сталкивается с многочисленными и необоснованными препятствиями.
Как известно, поспешное бегство (или вывод) войск США из Афганистана после 20 лет пребывания завершилось 31 августа 2021 г. с передачей власти в Кабуле не своим сторонникам (марионеточному режиму), а режиму исламского радикального движения «Талибан» (запрещенная в РФ международная организация). В результате подобной спешки тогда американцы понесли потери в живой силе (погибли 13 военнослужащих), а в давке пострадали многие афганцы, пытавшиеся покинуть свою страну из опасений жестокой расправы со стороны талибов, которые отменили многие права человека. Тысячи сторонников и пособников американской оккупации в Афганистане так и не смогли эвакуироваться вместе с выводом войск США и остались под прицелом нового режима.
Военный эксперт Мэтью Адамс отмечает, что около 40 законодателей США продвигают законопроект о помощи афганским беженцам и союзникам, часть из которых оказались в США, а другие мечтают о подобной эвакуации. В числе активных сторонников принятия подобного закона выступают ряд сенаторов республиканцев и демократов (включая Марианнет Миллер-Микс, Джефф Джексон, Крис Куне и др.), ветераны афганской войны и лидеры неправительственных организаций (например, бывший офицер ВМС основатель организации AfganEvac Шон Ван Дайвер, представители лютеранской церкви) и др.
Впервые закон о регулировании Афганистана был внесен в Палату представителей Сената год спустя после вывода войск США в августе 2022 г., но так до сих пор и не принят. Несмотря на то, что многие сторонники данного законопроекта в Сенате и гражданские активисты справедливо утверждают, что Америка несет ответственность за безопасность жизни своих сторонников (помощников) и членов их семей, обязана проявить себя также уважительно, как они проявили себя к американцам в Афганистане, ситуация по-прежнему не меняется в лучшую сторону.
Каждый раз по надуманным причинам американские власти отказывают в принятии подобного нормативного акта. В числе аргументов отмечаются разные версии. В частности, мол:
– президент Джозеф Байден получил от своих предшественников рухнувшую программу работы с беженцами и вынужденными переселенцами;
– острая межпартийная борьба за власть между республиканцами и демократами отметает решение афганского вопроса, ибо республиканцы считают ошибкой Байдена поспешный вывод войск из Афганистана с передачей власти и оставлением значительного числа вооружения движению «Талибан» (запрещенная в РФ международная организация);
– сохраняются вопросы к афганским беженцам по части недостаточной спецпроверки на безопасность со стороны Министерства внутренней безопасности;
– американские спецслужбы обоснованно подозревают, что в потоке афганских мигрантов имеются сторонники «Талибан» (запрещенная в РФ международная организация) и представители преступных синдикатов (наркомафии), которые способны распространить новые угрозы (типа терроризм, наркомания, экстремизм) интересам безопасности США и т.д.
Формально все перечисленные и не декларированные причины могут быть приняты за некую заботу о внутренней безопасности США, которые, правда, не особо считаются с интересами внутренней и внешней безопасности других государств. Вместе с тем, затянувшееся время заморозки подобного законопроекта скорее свидетельствует о проявлении двойных стандартов, а возможно еще и ксенофобии с расизмом в отношении тех же афганцев.
Так, бывший высокопоставленный сотрудник МИД Афганистана Арафат Сати, который до власти «Талибан» (запрещенная в РФ международная организация) работал в Кабуле (а теперь связывает будущее своей семьи с США, на кого он работал долгие годы), не может получить льготных оснований ускорить процесс проверки безопасности на предмет своей лояльности к Соединенным Штатам. Министерство внутренней безопасности требует более высоких стандартов спецпроверки афганцев, желающих получить вид на жительство и гражданство США.
Из 82000 пребывающих в США афганских беженцев лишь 6500 чел. смогли пройти проверку спецслужб и получить законные основания пребывания в Соединенных Штатах. Судьба же 75500 чел. по-прежнему остается неопределенной в правовой области и в любой момент они могут быть подвергнуты депортации в никуда. И это при условии, когда десятки тысяч украинцев въезжают в США по гуманитарным соображениям. Несмотря на призыв президента Дж. Байдена, Конгресс не включил вопрос афганцев в законопроект о финансовых чрезвычайных расходах, принятый в мае с.г. для оказания помощи в финансировании войны в той же Украине.
Изложенное позволяет предположить, что подобное дифференцированное отношение США к теме беженцев и вынужденных переселенцев свидетельствует не только о политике двойных стандартов, но и ксенофобии и расизме (то есть предвзятости к мусульманам Афганистана и гостеприимстве к христианам Украины). В этой связи сенатор Крис Куне отмечает: «Степень поддержки украинских беженцев вполне и заслужено высока. Но афганцам, даже тем, кто служил вместе с нами, с трудом удалось заручиться таким же уровнем поддержки. И это очень прискорбно».
Если подобное предвзятое отношение американские власти демонстрируют к эвакуированным афганцам, то что говорить о тех, кто не смог покинуть пределы Афганистана? Из 48900 прошений о предоставлении убежища в США, американские миграционные службы одобрили всего лишь 369 заявлений. Это указывает на то, что спецслужбы США предпочитают не сотрудничество со своими потенциальными агентами (помощниками), а циничное их использование против интересов своих стран и народов. При этом Соединенные Штаты находят множество способов избегать последующей ответственности и бросать на произвол судьбы своих вчерашних сторонников и союзников.
Афганский пример вслед за 20-летней оккупацией свидетельствует, что слабым странам не стоит возлагать больших надежд на безвозмездную помощь США. Эту историю нелишне помнить тем же украинским помощникам американских спецслужб сегодня, а также представителям других постсоветских республик, кто в порыве эмоций и собственных ошибок возлагает большие надежды на «волшебные» возможности и помощь заокеанских друзей.
Кто-то может напомнить трагическую судьбу доктора Наджиба, что и последний лидер СССР Михаил Горбачев предал своего союзника в лице главы Демократической Республики Афганистан Мохаммада Наджибуллы. В данном случае справедливо упоминание «последний лидер СССР», ибо противоречивая политика и слабоволие Горбачева стали причиной распада самого Советского Союза, следствием чего и оказалось падение демократического режима в Афганистане. Между тем, доктор Наджиб был захвачен из здания миссии ООН в Кабуле, а не из посольства Российской Федерации, и убит в 1996 г. теми же талибами.
США избирательны в своих поисках «подлинных союзников», для которых, помимо англосаксонской Великобритании, главным союзником остается Израиль с учетом ближневосточной стратегии Вашингтона и финансовых возможностей богатейшей еврейской диаспоры.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»