17.10.2023 Автор: Александр Сваранц

Эрдоган вновь заболел, а отношения Турции и ЕС по-прежнему без перемен

отношения Турции и ЕС

За день до начала третьего саммита Европейского политического сообщества в испанском городе Гранаде, на котором запланировано обсуждение комплекса вопросов, связанных с цифровыми технологиями, экологией, энергетикой, миграцией и геостратегией (включая украинский и карабахский кризисы), президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался от визита. При этом азербайджанский лидер мотивировал свое решение тем, что не собирается обсуждать ситуацию в Карабахе и армяно-азербайджанские отношения с лидерами Франции, Германии и ЕС без участия президента Турции, которого стараниями Э. Макрона и О. Шольца европейцы не пригласили на саммит по закавказской тематике.

Во многих СМИ это решение президента Азербайджана получило отклик, где одни восторженно одобряют Алиева, другие удивляются. Понятно, что Азербайджан является наиближайшим союзником Турции, а ключевая роль Анкары в военных и транзитно-энергетических успехах Баку неоспорима. Что касается самого Карабаха, то военная операция Азербайджана 19-20 сентября с.г. после 10-ти месячной тотальной блокады этой непризнанной никем республики завершилась полным триумфом Баку и окончательной на данном этапе капитуляцией армянской стороны.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян не только отказался вмешиваться в ситуацию и принять меры по обороне армянского остатка Нагорного Карабаха, но и фактически признал капитуляцию лидера непризнанной республики (факт самороспуска НКР и разоружения). Правда, зачем Алиеву факт самороспуска НКР, если он не признавал факт самопровозглашения данного квазиобразования? Армения приняла карабахских армян (более 100 тыс. чел.), массово покинувших Нагорный Карабах по факту поражения и капитуляции. Пашинян выразил сожаление, что не сможет встретиться с Алиевым в Гранаде для подписания знакового (концептуального) документа между Арменией и Азербайджаном (очевидно, речь идет о мирном договоре с признанием территориальной целостности друг друга по административным границам бывшего СССР и согласно Алма-Атинской декларации 1991 г.).

Что же так удержало президента Азербайджана И. Алиева от поездки в Испанию и поставить важную точку в затянувшейся карабахской драме на более чем три десятилетия, повлекшая массовые физические и моральные потери в сочетании с материальными разрушениями для двух народов и стран? Естественно, для Алиева причиной отказа участия на саммите пятерки (Азербайджан, Армения, Германия, Франция, ЕС) не стало беспокойство за судьбу мирного договора по Карабаху, ибо Баку уже торжествует успех, а подобное соглашение может быть подписано в скором будущем и в других столицах. Тем более, Армения с лидерством Пашиняна официально пока на словах заявила о признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана, а сейчас выразила готовность подписать и соответствующий документ.

Очевидно, что для Алиева проблемная причина вовсе не Пашинян, а Европа в лице неожиданно сформировавшегося союза Париж – Берлин. Баку могут беспокоить планы вмешательства Франции и Германии в дела закавказского региона с угрозами возможных санкций в адрес самого Азербайджана и условиями гарантирования каких-то дополнительных, помимо конституционных норм республики, прав и свобод карабахским армянам, которых и осталось в Карабахе меньше сотни человек.

С другой стороны, если глава Азербайджана против вмешательства внерегиональных сил и центров (в частности, стран ЕС) в дела Южного Кавказа и армяно-азербайджанские отношения, в частности, то зачем же тогда Алиев принял ранее европейскую площадку переговоров по Нагорному Карабаху в том же Брюсселе и Праге с участием того же Шарля Мишеля и Эммануэля Макрона? Наконец, Азербайджан поставляет в ту же Европу свой главный экспортный товар – нефть и газ, а после антироссийских санкций подписал новое соглашение с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен об увеличении объемов газовых поставок. Да и в части планируемого открытия Зангезурского коридора, Баку рассчитывает стать проводником и важной составляющей Срединного коридора в рамках китайского проекта «Один пояс – один путь» по поставкам товаров в ту же Европу.

Однако этим неясность принятого решения г-на Алиева по саммиту в Гранаде не заканчивается. Дело в том, что турецкое агентство Burs одновременно распространило заявление, что президент Турции отложил визит в Испанию на европейский саммит по причине болезни. Эрдоган в очередной раз сильно простудился и вынужден был отменить не только зарубежный визит в Гранаду, но и ряд других мероприятий со своим участием в самой Турции (например, выступление на форуме возглавляемой им правящей Партии справедливости). В этой ситуации как понять И. Алиева, если его турецкий коллега заболел?

Президент тоже человек и имеет право на болезнь. Правда, за прошедшие пять месяцев это уже второй случай, когда Эрдоган неожиданно простужается. Как известно, 27 апреля с.г. перед выборами президент Турции вынужден был прервать прямой эфир и свое телевизионное интервью из-за желудочного простудного заболевания. Пару дней глава государства по объективным причинам отменил мероприятия со своим участием. В начале октября с.г. нежелательная ситуация с Эрдоганом повторилась. Мы не станем углубляться в данный вопрос, а тем более выстраивать какие-либо неадекватные версии. Однако этого сообщения достаточно, чтобы понять причину официального отказа г-на Эрдогана от участия на европейском саммите.

Между тем, 1 октября с.г. в день начала работы турецкого парламента в Стамбуле недалеко от здания ВНСТ и рядом с департаментом общественной безопасности МВД произошел террористический акт, ответственность за который взял на себя батальон «Аль-Халидин» запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). Итогом данной акции стал один погибший террорист и несколько раненных полицейских. Анкара в этом преступлении усмотрела некий вызов со стороны РПК и прикрывающих ее сил на Западе. В качестве ответных шагов 2 октября с.г. ВВС Турции нанесли военные удары по 20 целям РПК на территории Северного Ирака в районах Гара, Кандиль, Матина и Харкок.

Турция не исключает, что за подобным вызовом со стороны РПК стоят более мощные силы на Западе, а некоторые турецкие политические деятели (например, лидер партии «Родина» Догу Перенчик) не исключают соучастие и спецслужб США. По мнению Перенчика, США подобным образом пытаются:

– оказать давление на решение турецкого парламента по вопросу членства Швеции в НАТО;

– выражают свое недовольство военными действиями турецких сил против проамериканских курдских формирований на севере Сирии;

– угрожают переносом терроризма и боевой активности курдских силовых структур (включая запрещенной турецким законодательством РПК) на территорию самой Турции.

После июльского саммита НАТО в Вильнюсе Реджеп Эрдоган возлагал некие надежды (хотя и весьма зыбкие), что Стокгольм займет более конструктивную позицию на пути вступления Турции в ЕС в обмен на согласие Анкары по членству Швеции в Североатлантическом альянсе. Однако Брюссель буквально сразу же отверг вопрос ускорения вступления Турции в ЕС при одобрении турецким парламентом членства Швеции в НАТО. При этом Брюссель почему-то «забыл», что данное «ускорение» отняло у Турции более 60 лет.

Тема евроинтеграции Турции по-прежнему зависла в европейской бюрократии, ибо Брюссель при ключевом участии Вашингтона, Парижа и Берлина не заинтересован принимать турецкое государство в ЕС. Если сегодня на Западе в названных столицах в числе причин подобного восприятия Турции отмечают проблему неуправляемости президента Эрдогана, то из 60 лет турецкого застоя в «европейской очереди» на время правления Эрдогана приходится всего лишь 23 года. Что же было остальные 37 лет при более послушных и нестроптивых турецких лидерах?

В ситуации с октябрьским террористическим актом некоторые турецкие эксперты усматривают целесообразность повышения ставок в торговле Эрдогана с Швецией в плане разрыва всяких отношений Стокгольма с курдскими организациями, оказания Анкаре существенной финансовой помощи и протежирования турецких интересов в ЕС. Однако маловероятно, что Стокгольм займет более протурецкую позицию, чем Вашингтон, Париж и Берлин.

Что же касается закавказского трека, где Турция стала одним из бенефициаров победы Азербайджана в карабахском конфликте (а без помощи Эрдогана Алиев вряд ли получил столь разгромный успех), Анкара и Баку тесно согласовывают свои действия по теме открытия Зангезурского коридора и обеспечения широкого международного транзита товаров из Азии в Европу и обратно по Срединному коридору через тюркские страны.

Соответственно, Реджеп Эрдоган после армянской капитуляции в Карабахе рвется на просторы Турана и пытается совместно с союзником Ильхамом Алиевым диктовать свои условия в Закавказье и Центральной Азии. Организация тюркских стран (ОТГ) в планах Турции должна стать новым альтернативным (включая ЕС) интеграционным мега-проектом Анкары в ХХI в. и обеспечить приближение реализации лозунга «Золотой век турок».

Именно поэтому президент Алиев после 20 сентября 2023 г. не желает обсуждать с Макроном и Шольцем судьбу закавказского региона и тему армяно-азербайджанского примирения под контролем Европы без участия Эрдогана. Да и у лидеров ЕС, кроме незначительного финансового вливания в страны региона, пока что нет существенных военных рычагов давления на Азербайджан. Единственным исключением может стать тема газовых поставок из Баку в страны ЕС через Турцию, от чего может в немалой степени пострадать сама Европа. Однако в этой связи с трудом можно представить, что Венгрия, Румыния, Сербия и Италия откажутся от азербайджанского газа в пользу мнений Макрона и Шольца.

Подобный расклад неплохо себе представляют и в Париже с Берлином. Здесь скорее сохраняется некая согласованная интрига с участием Вашингтона и решением Анкары по судьбе Швеции в НАТО. США заинтересованы в поисках альтернативных России крупных источников нефти и газа для поставок на западный рынок. В этой связи обращает на себя внимание тайные переговоры США и Ирана, а также 1,5 часовая беседа президента Франции Э. Макрона с президентом Ирана И. Раиси.

Если США, Франция и ФРГ примут решение по снижению антииранских санкций и дадут «зеленый свет» на экспорт того же иранского газа в страны ЕС, то вновь актуализируется маршрут прокладки новых энергетических коммуникаций через страны Закавказья на европейский рынок. В этом случае роль Турции и Азербайджана может существенно снизиться и привести к трансформациям в региональном раскладе сил. Поэтому завершился ли карабахский конфликт, или он станет прологом нового конфликта определят более ключевые региональные и внерегиональные игроки. А пока отношения Турции и ЕС по-прежнему без перемен…

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: