16.09.2023 Автор: Виктор Михин

Бюджет Ирака — мост в процветающее будущее

Бюджет Ирака

После месяцев политических переговоров и четырех дней голосования парламент Ирака наконец одобрил самый большой бюджет в истории страны. Проект закона об этом документе на 2023 год был первоначально одобрен кабинетом министров и получил зеленый свет от законодательного органа в июне 2023 года. Эксперты считают, что планирование и оперативное утверждение финансового плана представляет собой показательное достижение нынешней администрации страны.

Принятый бюджет составляет ошеломляющую сумму в 198,91 триллиона иракских динаров, что эквивалентно 153 миллиардам долларов. Однако он имеет дефицит в размере 64,36 трлн динаров. Прогнозируемые доходы от нефти оцениваются в 117,25 трлн динаров, в то время как ненефтяные доходы составляют примерно 17,3 трлн динаров. Важно отметить, что финансовый документ основан на предполагаемой цене на нефть в 70 долларов США за баррель (в конце июля цена на нефть превысила 80$) и предполагает, что ежедневный экспорт черного золота составит 3,5 миллиона баррелей, в том числе 400 000 от регионального правительства Курдистана (КРГ). Кроме того, планируется установить обменный курс динара к доллару на уровне 1300.

Сторонники бюджета утверждают, что он окажет положительное влияние на всю систему социальной защиты Ирака. Сюда, в частности, входят расходы на государственные продовольственные пайки, и выделены значительные средства на важнейшие инфраструктурные проекты. Кроме того, ожидается, что выполнение этого финансового документа приведет к увеличению числа государственных служащих на 600 000-1 миллион человек, что для страны довольно много. Предлагаемый бюджет не только представляет собой важную веху для Ирака, но и свидетельствует о намерении правительства поддерживать аналогичный уровень расходов в предстоящие годы. Администрация премьер-министра Мохаммеда Шиа аль-Судани планирует повторить такой финансовый подход в 2024 и 2025 годах, подчеркивая свою приверженность прогрессу, избежав длинных и бесплодных бюджетных дебатов в следующие два финансовых года.

Одобрив такие рекордно высокие расходы правительство Ирака стремится удовлетворить насущные социальные потребности, активизировать развитие инфраструктуры и способствовать экономическому прогрессу. Советник премьер-министра Ирака Хишам аль-Рикаби после принятия этого важнейшего документа сказал, что Ирак будет «переживать исключительные дни развития благодаря полному осуществлению правительственной программы». Однако скептики считают, что несмотря на такой подход, увеличение государственных расходов может стать фактором риска для страны.

Принятию положительного решения по утверждению столь высоких расходов бюджета благоприятным образом способствовал тот факт, что между правительствами Багдада и Эрбиля наконец было достигнуто так называемое нефтяное соглашение. Оно предоставляет иракской государственной компании State Organization for Marketing of Oil (SOMO) полномочия по сбыту и экспорту сырой нефти, добываемой на месторождениях, находящихся под контролем КРГ. Данный пакт стал важным поворотным моментом после решения Верховного суда Ирака об отмене нефтяного закона для курдов, который ранее позволял Эрбилю самостоятельно развивать свой нефтяной сектор.

С принятием статей этого финансового документа теперь подтверждено, что КРГ получит свою долю в размере 12,67 процента из бюджета. 13-я статья бюджета затрагивает различные важнейшие вопросы, включая темпы экспорта нефти из Курдистана и представление ненефтяных доходов в государственную казну в соответствии с Законом КРГ об управлении финансами. Одновременно в бюджете предусмотрено, что продажей курдского черного золота на внутреннем рынке будет заниматься компания SOMO, а закон запрещает курдам добывать нефть в Киркуке и Ниневии. Кроме того, в нем устанавливается положение о сборе всех доходов от продажи курдской нефти на специальный банковский счет, который будет контролироваться премьер-министром КРГ под контролем федерального правительства в Багдаде.

В соответствии со статьей 14 премьер-министру Ирака была предоставлена практическая роль в управлении КРГ. Это позволяет премьер-министру напрямую выделять средства на выплату заработной платы или удовлетворять потребности любой мухафазы (провинции) в КРГ, руководство которой может выражать озабоченность, а население участвовать в акциях протеста. Помимо финансовых последствий бюджета, это положение означает более широкие усилия Багдада по установлению прямых каналов связи с официальными лицами в Сулеймании и, в свою очередь, решению проблем безопасности и ведению переговоров по соглашению о границе. Таким образом, бюджет не только отражает официальную экономическую составляющую, но и способствует всестороннему диалогу между двумя образованиями. Достигнутое соглашение о сбыте нефти и распределении бюджетных долей демонстрирует важную веху в отношениях между Багдадом и Эрбилем. Однако, в дополнение к этому, ожидается новый баланс на направлениях Багдад-Сулеймания и Эрбиль — Сулеймания.

Положительное решение по принятию бюджета в этом году предоставило правительству премьер-министра Мохаммеда Шиа аль-Судани возможность повторить такой же подход в следующем году и в 2025 году, что позволит провести парламентское голосование по потенциальным поправкам. Однако для обеспечения устойчивости финансовой структуры Ирака требуется тщательное рассмотрение, особенно в свете увеличения государственных расходов. В этом контексте финансовый советник премьер-министра Ирака Мазхар Мухаммед Салих подчеркивает, что обновление бюджета на следующие финансовые годы спасет Ирак от финансового вакуума. Однако в сценарии, при котором цены на нефть могут упасть, Ирак может столкнуться с серьезными последствиями из-за растущего бюджетного дефицита. Как известно, из-за неоправданной и нарушающий все международные законы и нормы оккупации США в стране до сих пор не восстановлены многие ранее процветающие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, именно ожесточенная оккупация привели к созданию на иракской территории первоначальных ячеек ДАИШ (запрещена на территории России), которые затем объединились с сирийскими отрядами.

Новый закон о бюджете вносит существенные изменения, в том числе вводит обязательства по получению свидетельства о налоговой регистрации для всех предприятий, включая малые, и ужесточает меры аудита. Кроме того, новые налоги были введены в различных секторах, включая электронные устройства, такие как мобильные телефоны. Хотя эти меры могут иметь последствия для снижения покупательной способности иракских граждан, в финансовый документ также включены положения, направленные на поддержку реальной экономики с помощью других финансовых инструментов. Например, должники, включая феллахов (крестьян) с долгами до 200 миллионов динаров, получат трехлетнюю отсрочку без учета процентов.

Поскольку государственные расходы на заработную плату продолжают расти, финансовая структура Ирака становится более уязвимой. Сильная зависимость страны от доходов от продажи нефти еще больше усугубляет проблему, поскольку для поддержания расходов необходимы более высокие цены на нефть. Эта ситуация увеличивает риск накопления большего долга, что может иметь долгосрочные последствия для экономики. К этим опасениям добавляется быстро растущее население Ирака, которое, по прогнозам, увеличится с нынешних 43 миллионов примерно до 75 миллионов к 2050 году, что усугубляет нагрузку на ресурсы и государственные службы. Можно напомнить, что численность иракцев, в том числе проживающих за рубежом, по переписи 1989 года составляла всего 16,5 миллионов человек.

Для решения этих проблем и обеспечения устойчивого финансового будущего, по мнению экспертов, иракскому правительству крайне важно принять всеобъемлющие стратегии. Это может включать диверсификацию экономики, снижение зависимости от доходов от нефти и изучение альтернативных источников дохода, таких как проекты строительства «дороги развития и порта аль-Фау». Кроме того, реализация эффективной фискальной политики, стимулирование инвестиций в ненефтяные секторы и развитие предпринимательства могут помочь стимулировать экономический рост. Вместе с тем, это облегчит бремя государственных расходов, поскольку уже 37 процентов иракской рабочей силы занято в государственном секторе в дополнение к дополнительным 3,5 миллионам иракцев, получающих ныне пенсии.

Хотя нынешний бюджет, отмечает новостное агентство Shafaq News, представляет как возможности, так и проблемы, он служит напоминанием о необходимости разумного финансового управления и дальновидного экономического планирования. Решая эти проблемы напрямую, Ирак может проложить путь к более устойчивому и процветающему будущему, способному удовлетворять потребности своего растущего населения при одновременном содействии устойчивому развитию. Эти факторы, несомненно, помогут Республике Ирак занять, как и прежде, свое достойное место на мировой арене.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: