Афганистан по-прежнему остаётся зоной нестабильности в Азии, где сохраняются многочисленные внутренние и внешние политические противоречия и конфликтный потенциал, где отсутствует и тень социально-экономической стабильности, порождающее новые потоки стихийной миграции. Страна, где поколения людей воспитаны в воинственном духе и нет условий трудоустройства, вновь одержима провокациями войн. К тому же, подобная ситуация нередко инициируется извне — различными центрами силы, заинтересованными в создании управляемого хаоса на азиатском театре. При этом одним из традиционных подобных комбинаторов так называемой Большой игры выступают разведслужбы Великобритании и США.
Как известно, военное операция США и международной коалиции в Афганистане после террористического акта в сентябре 2001 г. и почти 20-летнее пребывание здесь американцев так и не привели к системным позитивным трансформациям в этой стране. В свою очередь выход американцев из Афганистана практически синхронно сопровождался захватом в августе 2021 г. власти в Кабуле движением радикальных исламистов «Талибан» (запрещённая в России террористическая организация), с которым ЦРУ поддерживало оперативные контакты ещё с конца 1970-х гг. и использовало их боевиков против советских войск.
США, как не странно, выводя свои войска из Афганистана оставили в этой стране значительную часть стрелкового вооружения и боевой техники на общую сумму более 80 млрд долл. По оценкам главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрия Шугаева и американского конгрессмена, бывшего резервиста ВМС США Джима Бэнкса общая сумма оставленной военной техники и оружия США составила 85 млрд долл. Столь щедрый «военный подарок» талибам (запрещённая в РФ террористическая организация) очевидно преследовал далеко идущие цели.
Список данного вооружения включает в себя: 22 тыс. бронированных автомобилей, 358 тыс. автоматических винтовок, 176 артиллерийских установок, 8 тыс. грузовиков, транспортные самолеты, больше сотни вертолетов. Понятно, что американцы какую-то часть оставленного арсенала могли вывести из строя и уничтожить мониторы систем управления, но в целом данное вооружение может служить основой для инициирования военных провокаций, конфликтов и террористических актов.
Для англосаксов такими приоритетными направлениями подрывной деятельности с использованием талибов (запрещённая в РФ террористическая организация) может выступать:
- постсоветская Средняя Азия для дестабилизации ситуации в регионе против интересов России;
- иранский театр для втягивания Ирана в затяжной конфликт на Востоке с целью:
- ослабления военно-политического и экономического потенциала ИРИ на Ближнем Востоке;
- сдерживания иранской ядерной программы;
- усиления Израиля в регионе;
- сокращения и локализации ирано-российского военно-технического сотрудничества (в особенности по части поставок в РФ иранских беспилотников);
- блокирования иранской активности в Закавказье (включая возможный конфликт с Азербайджаном).
В последние годы мы стали свидетелями периодически повторяющихся с разной степенью интенсивности огня пограничных стычек и провокаций на афгано-иранской границе с применением минометов и ствольной артиллерии. Зачастую поводом подобных боестолкновений становится якобы экономическая тема. В частности, водный вопрос доступа Афганистана к стокам реки Гильменд. Тегеран считает, что Кабул нарушает соглашение 1973 г., который определил какое количество воды получают обе стороны.
Между тем, боевые столкновения на границе проходят в районе иранской провинции Систан и Белуджистан. Нельзя сказать, что белуджи инициируют подобные боестолкновения на границе с Афганистаном с учетом своих этносепаратистских устремлений против целостности иранского государства. Однако суннито-шиитские противоречия в сочетании с наличием родственников у большей частей иранских белуджей в том же Афганистане и Пакистане не исключают дополнительные проблемы для Ирана в данной провинции.
Понятно, что талибам (запрещённая в РФ террористическая организация) даже с оставленным американским арсеналом вряд ли получится одержать военный успех над Ираном, который стянул к афганской границе немалую воинскую группировку. В истории были случаи, когда персы наносили сокрушительное поражение афганским племенам и удерживали территорию нынешнего Афганистана. Современный уровень военного и экономического развития иранского государства в сочетании с идейной сплоченностью шиитского общества не оставляет талибам (запрещённая в РФ террористическая организация) и их внешним партнерам шансов на успех.
Однако афганцы при военно-технической помощи со стороны, конечно, способны отвлечь внимание Ирана от других вопросов и сковать их возможности. Подобная поддержка талибам (запрещённая в РФ террористическая организация) может следовать по линии разведывательных служб и через третьи страны. Список этих стран достаточно известен — это США, Великобритания, Израиль, Пакистан и Турция.
США и Великобритания нацелены на установление контроля над Азией, ослабление Ирана, усиление Израиля в противостоянии с ИРИ и вытеснение России из южных регионов Закавказья и Средней Азии.
Израиль пытается руками своих старших англосакских партнеров втянуть Иран в конфликт с Афганистаном для блокирования иранской ядерной программы и снижения уровня боеспособности ВС и КСИР ИРИ.
Пакистан продолжает обслуживать интересы США и Британии, при этом заинтересован в ослаблении как Ирана, так и Афганистана посредством нового конфликта. Вместе с этим, Исламабад втягивается в очередную турецкую авантюру по формированию транзитных коммуникаций в Азии в обход Ирана и России.
Турция, следуя новым установкам президента Эрдогана по превращению своей страны в один из ключевых мировых центров (о чем недавно на 14-м форуме турецких послов было четко отмечено главой МИД Хаканом Фиданом), особо заинтересована в открытии Зангезурского коридора на территории Армении для связи с остальным тюркским миром и Пакистаном. В рамках стратегии Великого Турана Анкара планирует формирование нового общего рынка, чему мешает непримиримая позиция Ирана по части открытия Зангезурского коридора.
Реджеп Эрдоган неслучайно назвал главной причиной затянувшейся истории с Зангезурским коридором позицию шиитского Ирана, который угрожает тому же Азербайджану войной в случае очередной агрессии турецко-азербайджанского тандема против Армении.
Эрдоган в этой связи заявил о необходимости особого внимания к теме Ирана. Если же Тегеран не готов идти на компромисс в зангезурском вопросе, то нет гарантий того, что Анкара не активизирует дипломатическую и разведывательную деятельность по принуждению иранской стороны к согласию. А чем можно локализовать «иранскую угрозу» Азербайджану, когда Тегеран стянул к границам по реке Аракс 200-тысячную военную группировку? Один из вариантов — навязать Ирану новую войну на другом фланге с переброской в зону конфликта тех же сирийских беженцев. И таким направлением может стать Афганистан.
Как известно, недавно министр иностранных дел Турции Хакан Фидан провёл встречу с вице-премьером временного правительства талибов (запрещённая в РФ террористическая организация) в Афганистане муллой Бирадерем Абдулгани. Анкара ещё в период прихода талибов (запрещённая в РФ террористическая организация) к власти предлагала им своё участие в контроле над аэропортом Кабула. Однако в тот период талибы (запрещённая в РФ террористическая организация) не приняли предложение турецкой стороны. В нынешней ситуации Турция с более выигрышных позиций способна предложить Афганистану свою помощь военной и экономической области (включая контроль аэродромов, продажа БПЛА «Байрактор», обсуждение темы афганских беженцев и т.д.). Вместе с этим Турция может выдвинуть и условия провоцирования конфликта с Ираном в обмен на экономические дивиденды от транзита через Зангезурский коридор.
Как видим, географические расстояния между Афганистаном и Арменией вовсе не влияют на региональную геополитику с использованием механизма опосредованных войн. В своём интервью изданию «РусАрмИнфо» российский эксперт Василий Колташов высказал мнение, что Азербайджан намерено пошёл на нарушение трехстороннего соглашения о перемирии в Нагорном Карабахе и заблокировал Лачинский коридор в зоне ответственности российских миротворцев. Цель Баку — принудить Ереван открыть Зангезурский коридор. Россия, по мнению эксперта, в случае агрессии Азербайджана не сможет оказать Армении военной поддержки из-за СВО на Украине и крайне не заинтересована во «втором фронте» в Закавказье, что намерено провоцирует Запад. Однако и Иран, как полагает Колташов, якобы не сможет вступить в войну против Азербайджана на стороне Армении, поскольку США неслучайно оставили талибам (запрещённая в РФ террористическая организация) вооружение, а для провоцирования конфликта с Ираном и локализации усилий Тегерана в том же Закавказье.
Конечно, с подобным мнением В. Колташова можно согласиться лишь отчасти. Во-первых, Азербайджан не такой уж и грозный военный противник для РФ, которая имеет договор о военной помощи с членом ОДКБ Арменией. Во-вторых, сама Армения будет способна нанести соразмерный удар в случае агрессии Азербайджана. В-третьих, Иран вряд ли из-за провокаций талибов (запрещённая в РФ террористическая организация) откажется от своей позиции в зангезурском вопросе, а Азербайджану лучше не провоцировать южного соседа. В-четвёртых, Зангезурский коридор скорее не представляет высокого интереса для США, ибо Вашингтон понимает цели сложного союзника по НАТО Турции в ее устремлениях в Туран. Сверхдержавы же не желают появления новых конкурентов. Другой вопрос, что на плечах Турции США не исключают вхождения НАТО в ту же Центральную Азию для контроля ее сырьевого потенциала и формирования стратегического разделительного коридора между Россией и Ираном, а также Россией и Китаем. В-пятых, США, Британия и ЕС с недавнего времени стали сокращать технологическое сотрудничество с Китаем из-за расхождений по вопросу Тайвани и России. Стало быть, Зангезурский коридор, упрощающий транзитный выход китайских (а возможно и российских) товаров на европейский рынок через Турцию вряд ли соответствует интересам тех же США.
В то же время В. Колташов рассматривает выход из дорожного кризиса в Закавказье в виде открытия Зангезурского коридора для связи Азербайджана с нахичеванским эксклавом под контролем российских пограничников. Иными словами, Россия укрепит таким образом своё присутствие в регионе через контроль миротворцев Лачинского коридора в Нагорный Карабах и пограничников Зангезурского коридора в Нахичевань. Однако для этого России следует, как минимум, восстановить свой контроль над Лачинском коридором согласно п. 6 трехстороннего онлайн-заявления от 9 ноября 2020 г.
Россия не исключает признания правительства талибов (запрещённая в РФ террористическая организация) в случае формирования инклюзивного правительства в Афганистане, то есть с участием всех политических сил страны и проведением парламентских выборов. Россия, как и США, имеет опыт военного присутствия в Афганистане и считает недопустимым дестабилизацию ситуации в Центральной Азии и Закавказье, то есть в зоне военно-политической ответственности ОДКБ. Полагаю, что Тегеран поддержит подходы Москвы и локализуют угрозу нового конфликта с Афганистаном.
Александр СВАРАНЦ — доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»