В предыдущем материале, посвящённом тому, как администрация отмечала годовщину восстания на Чеджудо, мы отметили, что важной вехой в исторической политике будет то, как власть будет отмечать годовщину событий в Кванчжу в мае 2023 г.
18 мая 1980 года в городе Кванчжу вспыхнуло восстание против диктатуры Чон Ду Хвана, которое в корейской историографии принято называть Движением за демократизацию (часто сокращаемое до 5.18). В ответ на варварский разгон студенческих демонстраций с применением штыков и огнемётов против власти Чон Ду Хвана поднялся целый город. При этом, в руководстве восстания доминировали не столько классические левые, сколько активисты-западники, пытающиеся добиться от Америки решения надавить на Сеул, чтобы повторить апрельскую революцию 1960 года. США, однако, пожертвовали восстанием, чтобы получить в лице Чон Ду Хвана лидера полностью подконтрольного Вашингтона и не пытавшегося, подобно Ли Сын Ману и Пак Чон Хи, манипулировать Америкой в собственных целях. Но хотя восстание было подавлено, оно послужило триггером для дальнейшей демократизации страны, и большинство политиков-демократов «поколения 586» вышли из участников студенческих протестов той поры.
С точки зрения исторической политики восстание породило большой блок мифов, как левых, так и правых. Вначале, при военных восстание позиционировали как «беспорядки» (запомните это слово) или незаконный вооруженный мятеж против правительства, который организовали просеверокорейские силы, пытавшиеся подорвать государственный строй.
С развитием демократизации и особенно в правление Но Му Хена и Мун Чжэ Ина события в Кванчжу стали позиционироваться как начало борьбы за демократизацию страны и к той Южной Корее, какой мы ее знаем сейчас. Поэтому отношение к событиям 18 мая 1980 года – хорошая возможность понять, кто перед вами: консерватор или демократ.
В целом, миф о северокорейском следе в событиях в Кванчжу уже много раз был развенчан как корейскими, так и зарубежными специалистами, но то, что в восстании принимали участие не только проамериканские демократы, но и условные «просеверные левые», при Муне пытались заметать под ковёр.
Одновременно демократы пытались создавать новые мифы, как, например, о том, как демонстрантов расстреливали из авиационных пулемётов (напомним, что из вертолётов действительно стреляли, но из стрелкового оружия – пулемётную стрельбу так и не доказали).
В целом трактовка демократов, с точки зрения автора, гораздо ближе к истине, но правление Мун Чжэ Ина сделало ее такой же безальтернативной, какой при консерваторах была версия северокорейского мятежа. Более того, имея большинство в парламенте, демократы провели «Закон о наказании за искажение истории 5.18», сделанный по образцу европейских законов об отрицании Холокоста. В результате с января 2022 г. попытка озвучивать еретическую ю точку зрения карается тюремным заключением до пяти лет или штрафом до 50 млн вон (~ 42 000 долларов), а многочисленные НГО, эксплуатирующие память восстания, внимательно следят за высказываниями и подают иски, что консервативные СМИ называют фашизмом, цензурой, и затыканием рта правдоискателям. Групп таких очень много: Фонд памяти 5.18, Национальный совет по делам достойных людей 5.18, Ассоциация семей достойных демократии погибших 5.18, и т.п.
Самая громкая история связана с именем 80-летнего профессора Чи Ман Вона, заявляющего, что восстание не просто было организовано просеверокорейскими силами, но более того – в нём принимал участие северокорейский спецназ.
Чи Ман Вон – бывший военный, воевавший во Вьетнаме и ушедший в отставку полковником. После увольнения из армии РК он был обозревателем и аналитиком по вопросам национальной безопасности. Его главный аргумент заключается в том, уровень военной подготовки восставших не может быть характерен для гражданских лиц. Значит, это были люди знакомые с военным делом, – северокорейский спецназ.
Понятно, что разбиваются эти аргументы довольно легко. Начнем с того, что в это время в Южной Корее была (и есть сейчас) призывная армия. Люди с таким опытом вполне могли иметь необходимый уровень тактического планирования, который, по мнению профессора Чи, могли иметь только северяне.
Затем, Чи Ман Вон не сумел доказать наличие у восставших северокорейского вооружения и специфических элементов тактики. Более того, люди на фотографиях, которых Чи идентифицировал как «северокорейских спецназовцев» или «коммунитических инфильтратов», оказались гражданами РК, которые подали против Чи судебные иски и закономерно их выиграли.
12 января 2023 года Верховный суд Кореи оставил в силе решение Апелляционного суда о заключении Чи Ман Вона в тюрьму по обвинению в клевете.
Его канал на YouTube был удален, так как с июля 2020 года Корейская комиссия по коммуникационным стандартам (KCSC) вычищала за искажение истории целые Youtube-каналы (со всеми их видео), не говоря об «отмене» отдельных видео или иных формах зачистки интернета.
Иная история связана с преподавателем второсортного университета Вэдок Пак Хун Тхака. Весной 2021 года профессор Пак прочитал онлайн-лекцию на тему “Социальные проблемы и права человека”. После этого Пак сначала обозвал восстание мятежом, а затем отправил студентов изучать труды Чи Ман Вона, дав в качестве домашней работы задание разобраться, направлен ли Закон о наказании за искажение событий в Кванчжу на то, чтобы замолчать правду.
Фонд памяти 5.18 и НГО решительно осудили профессора за то, что он прочитал «антидемократическую лекцию, очерняющую и искажающую демократическое движение», потребовали «уволить его без выходного пособия» и забросали его судебными исками на астрономические суммы. 8 апреля 2021 года университет заявил, что Пак будет отстранен от чтения лекций, но представители НГО потребовали полного увольнения, а 14 апреля на Пака подали в суд. В итоге, если верить правоконсервативным ресурсам – сейчас бывший профессор работает чернорабочим. YouTube-канал Пака, у которого было 90 000 подписчиков, также был удален.
Третья история касается ютубера под псевдонимом Дэвид Хан, которому тоже закрыли канал и организовали судебный процесс, за то, что в марте 2021 года на своем YouTube -канале Дэвид Хан заявил, что события в Кванджу в мае 1980 года были «беспорядками» и вооруженным восстанием и бунтом, потому что протестанты были вооружены и использовали захваченные пулеметы и бронетранспортеры.
Почти во всех подобных случаях «клеветников» судили не по месту жительства, а в Кванчжу: во-первых, там более «патриотичные» судьи, во-вторых, так осуществляется дополнительное давление, ибо ответчик должен ездить в другой город за свой счет.
Разумеется, когда к власти пришли консерваторы, все ожидали, что маятник не менее резко качнется в обратную сторону. И если читать пропаганду КНДР, то можно прийти к выводу, что все именно так и обстоит, и «банда Юн Сок Ёля, в жилах которой течёт кровь палачей, изо всех сил пытается возродить эпоху фашистской диктатуры».
Якобы в начале декабря прошлого года Юн оклеветал народное восстание в Кванджу, назвав его «бунтом». Более того, «ультраправый консерватор Ким Кван Дон, прославлявший военный переворот 16 мая как «революцию», назначен председателем «Комитета по разрешению прошлого ради истины и примирения» явно для того исказить историческую правду о народном восстании в Кванджу и стереть эти события из памяти масс. Кроме того, «большая часть материалов, связанных с Движением за демократизацию и Народным восстанием в Кванджу были удалены из учебной программы …для того, чтобы антиамериканский дух независимости и антифашизм, присущие Народному восстанию тех лет, не разожгли пламя борьбы в сердцах будущих поколений».
Однако при попытке перепроверить эти факты, выясняется, что все несколько не так. Ким Гван Дон действительно руководит Комиссией по установлению истины и примирению, которая была создана для расследования и раскрытия фактов о трагической современной истории Кореи, связанной с восстаниями и переворотами, нарушениями прав человека и т.п. Однако пока в деятельности этой комиссии не видно особенных перекосов в правую сторону. Так, в случае с недавно открытым массовым захоронением, комиссия честно заявила, что убитые – левые активисты, ликвидированные проправительственными силами.
Иное дело, что в 2020 году, Ким представил доклад под названием «Фашистский контроль государства над вопросами восприятия истории«, в котором критиковал закон о наказании за искажение истории 5.18, утверждая, что он вводит двойные стандарты в наказании нарушителей. Грубо говоря, за распространение версии о пулеметных расстрелах вертолетов никого не накажут, хотя это тоже неправда и искажение истории.
Теперь про место восстания в учебниках: в конце июля 2022 г. Министерство образования РК опубликовало руководства по составлению учебников истории, откуда действительно были исключены упоминания о восстании 18 мая и резне на Чечжудо. Это вызвало критику со стороны демпартии и НГО, причем именно демократы высказали предположение, что это упущение было сделано намеренно, чтобы удовлетворить вкусы консервативной администрации.
Однако 4 января 2023 г. Министерство образования заявило, что исключение описаний восстания 1980 года было частью усилий по предоставлению авторам учебников большей автономии, чтобы свести к минимуму описания отдельных исторических событий. Более того, представители правящей партии заявили, что именно бывшее правительство решило пересмотреть руководящие принципы учебников, и рекомендации были выпущены при Юне, но писать их начали при Муне.
В тот же день немногим позднее министр образования Ли Чжу Хо заявил, что исторические события, наряду с движением за демократизацию 18 мая, будут отражены в руководстве по написанию учебников и описаны в учебниках, чтобы учащиеся могли усвоить дух движения за демократизацию 18 мая, а 27 января восстание в Кванджу, подавление гражданского восстания на острове Чеджудо в 1948-1954 годах и сексуальное рабство в Японии военного времени были включены в руководства по составлению учебников для начальной, средней и старшей школы.
Что же до самого Юн Сок Ёля, то, как участник протестного движения 80-х, и в прошлом, и в нынешнем году он стремится устранить искаженное представление о том, что восстание является объектом исторической памяти исключительно для определенного региона и политического лагеря.
18 мая 2023 г. во время церемонии «Дух майского движения вместе с народом», посвященной 43-й годовщине Движения за демократизацию на Национальном кладбище Кванчжу, президент Юн Сок Ель поклялся мужественно противостоять любым вызовам свободе и демократии, поддерживая дух восстания 1980 года. «Если мы не забудем и унаследуем дух Мая, мы должны смело бороться против всех сил и вызовов, угрожающих свободе и демократии, и обладать таким практическим мужеством». «Дух восстания — это объединяющая сила, которая связывает нас вместе. Этот дух является ценным достоянием, которое необходимо сохранить, и которое служит примером либеральной демократии», — отметил глава государства.
А далее Юн сказал, что дух восстания, где защищали ценности свободной демократии и прав человека, это объединяющая сила, которая связывает нас вместе и не что иное, как либерально-демократический дух, закрепленный в Конституции, и являющийся ценным достоянием, которое следует передавать по наследству. «Мы стоим здесь сегодня вместе, чтобы вспомнить сопротивление в мае, 43 года назад, которое защищало ценности либеральной демократии и права человека, проливая кровь, и почтить души сторонников демократического духа», — сказал он.
Юн выразил благодарность семьям погибших за их мужество и вместе с матерями некоторых студентов, ставших жертвами восстания, спел «Марш для возлюбленных», культовую песню, посвященную памяти двух жертв восстания 18 мая и широко исполнявшуюся во время протестов.
Как бы то ни было, уже второй раз президент-консерватор посещает ежегодную церемонию, посвященную восстанию, и для автора это важный знак.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».