США продолжают укреплять позиции Японии как своего главного военнополитического «наместника» в Северо-Восточной Азии. Война с Китаем руками граждан Японии и Республики Корея неизбежна? А как к этому относится население этих стран?
До недавнего времени существенную ограничивающую роль в выстраивании Вашингтоном иерархии своих союзников под началом Токио играл обострившийся в 2018 г. конфликт между Японией и Республикой Кореей из-за ряда исторических вопросов, в том числе разногласий по вопросу компенсаций южнокорейским жертвам принудительного труда в годы японской оккупации.
Однако в марте текущего года администрация президента РК Юн Сок Ёля предложила урегулировать спор. В кратчайшие сроки после этого 16 марта с. г. был организован визит Юн Сок Ёля в Токио, где он встретился с премьером Японии Фумио Кисидой. Во время визита был представлен ряд мер по нормализации двусторонних отношений. В частности, Сеул решил в полном объеме восстановить работу двустороннего соглашения об обмене разведывательными данными с Токио (GSOМIA). Кроме того, Япония отменила введенные в 2019 году ужесточения норм экспорта технологических наноматериалов и составляющих в Южную Корею, а Сеул отозвал жалобу, поданную во Всемирную торговую организацию (ВТО) из-за экспортных ограничений.
Замирение ближайших союзников. США в регионе не заставило ждать активных действий Вашингтона по закреплению этого успеха. Уже 15 апреля Южная Корея, США и Япония после трехлетнего перерыва провели Трехсторонний оборонный диалог на уровне заместителей министров обороны (DTT). На нем, в частности, как указано в совместном заявлении, «стороны договорились периодически проводить трехсторонние учения по противоракетной и противолодочной обороне для сдерживания ядерных и ракетных угроз КНДР и реагирования на них, а также возобновить учения по морскому перехвату и противодействию пиратам для более эффективного поддержания мира и стабильности в регионе». США поддержали дальнейшее укрепление военного сотрудничества между Южной Кореей и Японией, в том числе нормализацию договора об обмене военной информацией (GSOМIA). Стороны также проверили работу трехстороннего соглашения об обмене информацией о пусках ракет КНДР в режиме реального времени (ТISA) ради его полноценного использования.
Еще через два дня (17 апреля) впервые за пять лет состоялся очередной раунд японо-южнокорейского Диалога по вопросам безопасности в формате «Два плюс два» с участием представителей внешнеполитических и оборонных ведомств, которые обсудили «стратегические вопросы обстановки в области безопасности в регионе, а также политику двух стран в этой сфере».
В тот же день 17 апреля с. г. были проведены трехсторонние с участием ВМС США, Японии и Республики Корея военно-морские учения по противоракетной обороне и борьбе с подводными лодками.
В ходе визита южнокорейского президента в США (26-28 апреля с. г.)
Вашингтон заверил Сеул в готовности защищать РК от северокорейской агрессии, согласился на создание двусторонней с Сеулом «Консультативной группы в ядерной сфере» (Nuclear Consulting Group), а также подтвердил готовность продолжить направлять в район Корейского полуострова свои носители ядерного оружия (Strategic Assets).
7-8 мая с. г. запланирован визит в Республику Корея премьер-министра Японии Ф. Кисиды. Очевидно, что вопросы военно-политического сотрудничества в сфере безопасности будут в фокусе переговоров.
Примечательно, что на фоне резкой интенсификации японо-южнокорейских военно-политических контактов практически незамеченными в публичном поле остались ранее способные застопорить любые двусторонние контакты акции как с японской (ритуальное подношение в храм Ясукуни от имени премьера Ф. Кисиды), так и с южнокорейской стороны (посещение группой депутатов парламента спорного архипелага Токто).
Объяснение подобного резкого разворота в двусторонних отношениях между Токио и Сеулом активизацией Пхеньяном своих ракетных программ не кажется столь исчерпывающим. Поскольку КНДР не останавливала ракетных испытаний и в прошлые годы.
Верный ответ, возможно, скрывается за недавним сообщением о планах блока НАТО в 2024 г. открыть свой офис связи в Японии, который станет первым подобным учреждением альянса в АТР. Это очередной недвусмысленный шаг Токио и Брюсселя к все более тесному сотрудничеству после визита в 2022 г. премьер-министра Кисиды на саммит НАТО в Мадриде в июле 2022 г: и учреждения представительства Японии при блоке в сентябре 2022 г., а также поездки генсека альянса Столтенберга в Токио в феврале 2023 г.
Исходя из более широкого анализа ситуации, можно предположить, что, скорее всего, истинные причины состоят в желании США как можно скорее укрепить как свои существующие военно-политические альянсы в регионе, так и наладить их сотрудничество с НАТО перед, вероятно, все более неизбежным обострением противостояния Вашингтона и Пекина в регионе.
В данном контексте невольно соглашаешься с оценками, высказанными представителем МИД Китая в своем заявлении по поводу планов альянса, а именно что продвижение НАТО на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и вмешательство в дела региона подорвет региональный мир и стабильность.
Остается лишь выяснить, понимают ли граждане государств, политическая элита которых выступает в поддержку союзнических отношений с США и возглавляемыми ими блоками и альянсами в АТР, так и за его пределами, с какими последствиями этой политики они могут столкнуться, если развитие ситуации в регионе пойдет по негативному сценарию.
Бахтиар Урусов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».