12.05.2023 Автор: Виктор Михин

Ирак: политический кризис и пути его решения

Ирак: политический кризис и пути его решения

По мере того как мир следит за различными выборами (например, за предстоящими в Турции) и переходом власти от одного правительства к другому, растут сомнения и критика в адрес нынешней «иракской формулы». Ирак, тем временем, продолжает бороться с нескончаемыми кризисами, разжигая спекуляции как внутри страны, так и за ее пределами о необходимости «реальных перемен», которые приведут к замене доминирующих политических фигур, находившихся на сцене в течение двух десятилетий. Другими словами, после своей наглой агрессии в 2003 году США пытаются навязать Багдаду своих ставленников, которые будут лояльно проводить проамериканскую политику.

Несмотря на создание многочисленных программ и планов США, направленных якобы на решение проблем и кризисов, Ирак по-прежнему рассматривается как место, где подобные проблемы глубоко укоренились по вине Запада. Несмотря на несколько «торжеств», которые проводятся в европейских и американских исследовательских центрах и институтах при организации избирательного процесса или формировании нового правительства, дело стоит на месте. Один из парадоксов ситуации в Ираке заключается в том, что даже основные западные институты, которые упорно навязывались стране в течение последних двух десятилетий и которые призывали поддержать американское вторжение 2003 года, в последнее время стали очень сосредоточены на недостатках в политической, экономической системах и даже системах безопасности в Ираке. Они также стали выражать обеспокоенность по поводу недостатков, которые иракцы получили от войны и демократического процесса, основанного на «Конституции 2005 года», особенно в связи с 20-й годовщиной вторжения под руководством Вашингтона. Кроме того, информированные политические источники сообщили информационному агентству Shafaq, что «существует большое международное желание добиться реальных изменений в политическом процессе в Ираке путем изменения нынешних политических лиц, и это желание пользуется сильной поддержкой со стороны общества, несмотря на ожесточенное сопротивление Соединенных Штатов и Соединенного Королевства».

Это соответствует настроениям значительной части иракцев, которые в 2019 году выразили посредством широко распространенного движения протеста во многих городах и мухафазах (провинциях) свое желание свергнуть правящий политический класс. Они были убеждены, что политики, которые доминировали на иракской сцене после вторжения, ничего не сделали для решения проблем людей, таких как обеспечение электроснабжением, другими основными услугами и созданием рабочих мест до поддержания безопасности и суверенитета страны. Эти неудачи воплотились в крахе иракской безопасности, когда ИГИЛ (запрещена на территории России) пронеслось по стране, или когда Зеленая зона, которая должна была быть символом безопасности и стабильности в Багдаде, превратилась в поле битвы вооруженных группировок летом 2022 года, когда политическая борьба за результаты выборов и формирование правительства достигла пика.

Согласно информированным политическим источникам, работа над международным движением по достижению реальных изменений в политическом процессе «постоянно активизируется, но пока нет даты запуска этого движения на местах». Те же источники далее заявляют, что «Международное движение за перемены в Ираке возникло в свете докладов ООН и международных организаций, которые выявили масштабы коррупции, разрушений и убийств в Ираке за последние годы, без каких-либо реальных изменений со стороны правящего политического класса за последние годы». Согласно вышеупомянутым источникам, в отношении правительства аль-Судани не хватает оптимизма, и любая его поддержка является всего лишь протокольной мерой, особенно учитывая, что международное сообщество рассматривает его как правительство вооруженных группировок. Правда, при этом почему-то забывается, что вся эта система была создана американскими агрессорами, которые стремятся превратить богатый нефтью Ирак в своего верного сателлита.

В то время как формирование кабинета аль-Судани, кандидата от шиитского блока «Координационной структуры», внушило оптимизм за пределами Ирака на официальном уровне, нация пережила неприятный общий ход политических событий и событий в области безопасности за последние 20 лет, что вызвало обеспокоенность как внутри, так и за пределами Ирака. Была надежда, что это приведет к созданию системы, которая гарантирует иракским гражданам их минимальные права. Иракский политик Самир Обейд считает, что «ожидаемые перемены в Ираке надолго откладываются из-за сильной сплоченности коррупционной системы и отсутствия единства общества в борьбе с коррупцией из-за бедствия невежества, которому политический класс сознательно предавался в течение последних 20 лет. Перемены неизбежны, потому что правящая политическая элита, поставленная Вашингтоном, оттолкнула 90% иракского населения, ее избегают страны региона из-за ее коррупции и обмана, и она подорвала доверие к американскому сюзерену в Ираке и во всем регионе «. Далее он добавляет, что «перемены придут не через иракские улицы или военное вмешательство, а через разоблачение коррумпированных лиц, которые нарушали права человека и участвовали в убийстве иракцев. Международное сообщество и ООН также окажут помощь в раскрытии ключевых коррупционных дел». Это движение начнется в ближайшее время, и Ирак избавится от коррумпированного и 80% правящего политического класса в 2023 году, наивно полагает иракский политик.

Более того, многие специалисты, эксперты и даже бывшие американские политики неоднократно обсуждали недостатки неспособности США разобраться с концепцией «послезавтра», которая наступает после военного успеха. Оказалось, что Ирак недостаточно был подготовлен к этапу создания нового государства, удовлетворившись быстрым решением проблемы укрепления системы квот, чтобы умиротворить местные силы и партии, той системы, которая полностью себя скомпрометировала. Согласно недавней статье Саджада Джияда из The Century Foundation, «Предполагалось, что смена режима сделает Ирак маяком для Ближнего Востока, но государственное строительство, как это удалось Соединенным Штатам, определенно потерпело неудачу». В результате, согласно местным источникам, политическая элита проводит многочисленные необъявленные встречи с партиями, чтобы избежать этого и дать им шанс всего на два года.  Кроме того, удивительно, что спустя более шести месяцев после вступления в должность премьер-министр аль-Судани до сих пор не получил приглашения посетить Вашингтон.

Согласно источникам, регион Курдистан останется далеким от международного движения за перемены в Ираке в целом. Тем не менее, пишут местные газеты, все же будет дан толчок для проведения многих реформ при сдерживании коррупции, особенно с учетом того, что международная поддержка региона продолжается на различных уровнях. Более того, многие эксперты и исследователи уже охарактеризовали иракский режим как превратившийся в дисфункциональную клептократию после правления бывшей диктатуры, искусно навязанной Ираку официальным Вашингтоном.

По мнению экспертов, демократическая система, установленная конституцией 2005 года, хотя и способствовала относительно мирным процессам преобразований, не смогла сформировать новые политические элиты, которые верят в неизбежный характер перемен. Это привело к введению квот и другим проблемам, которые три года назад вынудили сотни тысяч иракцев выйти на протест. Кроме того, значительная часть иракского населения убеждена, что правящий класс активно препятствует подлинным реформам, укрепляет свою власть и влияние с помощью вооруженных формирований и средств массовой информации и пытается повлиять на судебную систему и парламент, используя государственные средства и существующую коррупционную систему. Опять хочется напомнить, что все эти «прелести» были навязаны иракскому обществу великими «демократами» из США.

Бархам Салех, бывший президент Ирака, недавно написал статью в американском журнале «Foreign Policy», в которой выступает за радикальные изменения в правительстве. Салех подчеркнул, что система, введенная в действие после 2003 года, достигла своего «конца», и предложил внести поправки в конституцию для создания более сильной президентской системы. Одним из наиболее красноречивых упоминаний в статье является то, что он осуждает режим после 2003 года, заявляя, что он был установлен из страха, когда у каждого шиитского, курдского и суннитского компонента были свои проблемы, что привело к формированию структурно слабого государства. Салех также заявил, что этой системе пришел конец и что Ираку нужен новый социальный и политический контракт, а также исторический пакт между государством и обществом, включая внесение поправок в конституцию 2005 года.

Растущее понимание того, что Ирак нуждается в глубоких и радикальных переменах, отражено в точке зрения Салеха, а также в мыслях нескольких исследователей и экспертов по иракской политике. Политик Фаик Шейх Али шокировал многих, когда заявил, что крайним сроком падения нынешнего режима в Ираке с помощью «международной команды», которую он назвал «разрушительной силой», будет 2024 год. Это заявление вызвало много дискуссий и ожиданий. Шейх Али заявил, что после того, как ранее он предостерегал от свержения диктатуры Саддама Хусейна, теперь он делает то же самое для нынешнего режима. Шейх Али подчеркнул, что новое правительство, которое придет к власти, будет «сильным и свирепым», но не диктатурой, и что оно «будет разрушительным и не пощадит коррумпированных политиков». Он также подчеркнул, что роль религиозной власти вернется к прежней эпохе, и новый режим не позволит Ирану или Турции вмешиваться в иракские дела. Шейх Али заявил, что следующий режим, возможно, не будет парламентским, но он будет гражданским, а не военным. Кроме того, он посоветовал, чтобы регион Курдистан адаптировался к грядущим переменам.

С другой стороны, хотя нынешний режим продемонстрировал свою неспособность управлять государством, надо признать, что стоящие перед ним задачи значительны, потому что он не представляет большинство, и есть значительная часть населения, которая не убеждена в его эффективности. На данный момент нет никаких признаков международного движения по вопросу перемен. Настоящие перемены начинаются только с объединения национальных сил, выступающих против квотного подхода. Однако перемены из-за рубежа, в данном случае из США, если они произойдут, будут не лучше перемен 2003 года, которые весьма негативно сказываются на формирование современного государства в Ираке до сих пор.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: