До президентских выборов в Турции осталось чуть более месяца. Соответственно, определились основные кандидаты на высший пост управления государством, а сама предвыборная борьба в разгаре. Нет сомнений, что главное противостояние развернулось между действующим президентом Реджепом Эрдоганом и единым представителем оппозиционного блока шести партий Кемалом Кылычдароглу. Все остальные кандидаты (Мухаррем Индже, Синан Оган, Фатих Эрбакан, Догу Перенчик) вряд ли могут рассчитывать на успех. Этот список дополнительных участников всего лишь дань формального уважения нормам демократии.
Многие турецкие и зарубежные эксперты в своих анализах и оценках предстоящих выборов достаточно предметно рассмотрели комплекс внутри- и внешнеполитических проблем, в которых оказалась ныне Турция. На мой взгляд, особенность и сложность выборов 2023 г. в Турции определяется рядом факторов:
а) продолжительностью (20 лет) беспрерывного правления Партии справедливости и развития (ПСР) и ее бессменного лидера Реджепа Эрдогана;
б) разразившимся острым финансово-экономическим кризисом в стране с усугубляющейся девальвацией национальной валюты (лиры);
в) трагическими последствиями катастрофы землетрясения на юго-востоке, унесшего более 50 тыс. жизней и повлекшего огромные материальные разрушения;
г) продолжающейся напряженностью в американо-турецких отношениях, вызванная недовольством Вашингтона независимым курсом администрации президента
Р. Эрдогана.
Понятно, что лидер НРП К. Кылычдароглу со своей командой, внутренними и внешними партнерами попытается сыграть на всех сложностях для одержания успеха. Главными его партнерами при этом выступают на внешней арене – США, а в самой Турции – оппозиционный блок «Народный альянс», прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), внутренние проблемы и ошибки правящей партии. Различные исследовательские центры и службы выдают вариативные оценки итогов предвыборного марафона. Оно и понятно, поскольку структуры, близкие к власти, будут говорить и приводить цифры по итогам соцопросов в пользу действующего президента Р. Эрдогана (47 или более 50% голосов), и наоборот, институты, поддерживающие оппозицию и ангажированные США, обнародуют те же цифры но уже в пользу основного конкурента Кемала Кылычдароглу.
У нас нет объективной заинтересованности искажать реальность предстоящих всеобщих выборов в Турции, как и нет желания, как говорится, «гадать на кофейной гуще». Мы можем подтвердить мнение, что эти выборы окажутся сложными по своему характеру и остроте конкуренции, которые войдут в историю Турции как некий рубеж, формально связанный с годом 100-летия со дня образования Турецкой Республики, содержательно определяющий будущее столетие турецкой государственности. Последнее определяется объективным ходом, как самой турецкой истории, так и современной международной ситуации, а также масштабом личности Реджепа Эрдогана и его конкурента от партии самого Ататюрка, и, наконец, особым вниманием (если не вмешательством) США в процесс внутриполитической борьбы в Турции.
Со второй половины ХХ в., после вступления Турции в НАТО, США неоднократно вмешивались в политическую судьбу своего союзника и фактически инициировали государственные перевороты в 1960, 1971, 1980 и 1997 гг. Очередная подобная попытка в июле 2016 г., как известно, оказалась для Вашингтона провальной.
И всякий раз США оказывались неудовлетворенными курсом турецких лидеров, выступавших за относительную независимость от администрации Белого дома. Одних неугодных лидеров либо уничтожали с использованием новых ставленников и местной юрисдикции (как, например, Аднана Мендереса), другие по странному стечению обстоятельств умирали якобы от болезней (в частности, тот же Тургут Озал), третьих лишали права занимать государственные должности (например, Неджаметтина Эрбакана). Правда, с Реджепом Эрдоганом американцы пока что не могут найти способы его устранения от власти.
Следует признать, что провал июльского путча 2016 г. и сохранение жизни и власти Реджепа Эрдогана стало возможным благодаря не только оперативным действиям верного президенту главы МИТ Хакана Фидана, но и не в малой степени в силу упреждающей информации от Службы внешней разведки России. Последнее невозможно было представить в период «холодной войны», и стало реальностью благодаря личной дружбы лидеров Турции и России, а также партнерским отношениям двух стран. Однако именно протурецкая позиция и ключевая роль России спасла как саму жизнь Реджепа Эрдогана, так и уберегла Турцию от очередного процесса внутриполитического раскола и кризиса, передела власти и утраты независимости в пользу США.
Следуя объективному анализу истории российско-турецких следует признать, что Россия в XVIII, ХIХ и ХХ вв. трижды оказывала Турции неоценимую помощь против агрессивной политики Запада. В частности, в 1798 г. русский император Павел по просьбе султана Селима III отправил эскадру адмирала Ушакова против французов; в 1833 г. император Николай I, отправив по просьбе Высокой Порты эскадру адмирала М. Лазарева в Босфор, спас султана Мехмеда II от потери трона в пользу египетского полководца Ибрагим-паши, действовавшего по подстрекательству Европы; в 1920 г. большевистское правительство В.И. Ленина оказало неоценимую военно-техническую, продовольственную и дипломатическую поддержку не признававшемуся правительству Кемаль-паши, что позволило туркам нанести военные поражения грекам и армянам, поддерживаемым странами Антанты, и сохранить стратегические территории на западе, северо-востоке и юго-востоке в составе будущей Турецкой Республики.
И хотя между нашими странами начиная с XVII в. было немало войн и конфликтов, но в те времена, когда интересы России и Турции совпадали (как правило, против агрессивной политики стран Запада), Петербург и Стамбул находили возможность выступать союзниками и заключать взаимовыгодные соглашения. В начале ХХI в. Россия и Турция, независимо от принадлежности к разным военно-политическим союзам (ОДКБ и НАТО), вновь оказались по одну сторону баррикад. При этом данное партнерство определялось не столько (или не только) фактором личностей (то есть лидеров двух стран), а объективным ходом новейшей истории, перспективами взаимовыгодного экономического сотрудничества, прекращением военной угрозы друг против друга. Хотя объективность анализа хроники поступательного роста российско-турецких отношений свидетельствует, что эта динамика приобрела характер постоянства с 2002 г., то есть в период правления В. Путина в России и Р. Эрдогана в Турции. Единственным исключением нашего партнерства стал короткий сюжет длиной в шесть месяцев с осени 2015 г. по лето 2016 г., связанный с уничтожением турецкими истребителями в небе над Сирией российского бомбардировщика Су-24.
За первую четверть ХХI в. Россия и Турция выстроили весьма партнерские взаимовыгодные отношения в сфере торговли, туризма, энергетики, бизнеса, военно-технического сотрудничества и регионального партнерства. Торговый оборот между нашими странами за время правления Р. Эрдогана вырос почти в трое (с 30 до 80 млрд долл. США), реализован ряд важных для Турции проектов в области энергетики (строительство двух российских газопроводов – «Голубой поток» и «Турецкий поток», первой в турецкой истории АЭС «Аккую»), планируется новый глобальный проект по созданию «газового хаба» и переориентированию экспорта русского газа из уничтоженных Западом газопроводов «Северный поток 1и 2» в Турцию. Турция стала излюбленным местом отдыха российских туристов, пополняя свой бюджет на миллиарды долларов. Турция, благодаря харизме Р. Эрдогана, смогла приобрести вне зависимости от реакции США российские комплексы ПВО С-400. Немало интересных взаимовыгодных проектов в сфере транзитных коммуникаций планируются между Москвой и Анкарой через Южный Кавказ. Наконец, на рубеже ХХ–ХХI вв. Россия, несмотря на негативные последствия политики новых властей Грузии, не стала силовым путем блокировать возможность строительства и эксплуатации сети энергетических и транспортных коммуникаций по выходу Турции в нефтегазовый Азербайджан. Россия и Турция смогли преодолеть противоречия в ситуации локального конфликта на территории Северного Кавказа, нашли точки взаимодействия в Сирии и Нагорном Карабахе.
И все эти положительные достижения в двусторонней повестке стали реальностью во времена правления г-на Р. Эрдогана, который хорошо понимает важность сохранения баланса сил на внешней арене, объективно оценивает роль России в региональных и глобальных делах, прагматично подходит к вопросам развития взаимовыгодных экономических проектов. Соответственно, в России сложилось адекватное восприятие личности лидера Турции, объективное уважение к политике Эрдогана, выступающего против гегемонии США в международных делах и приветствующего формирование многополярного мира, в котором Турция является одним из авторитетных центров и полюсов.
Реджеп Эрдоган понимает, что декларированная Тургутом Озалом в 1992 г. идея «ХХI в. станет золотым веком тюрок» так и останется на уровне идей, если Анкара станет неуважительно относиться к Москве и ее интересам на постсоветском пространстве. В то же время именно стратегическое партнерство Турции и России в 2000-х гг. позволило тому же Р. Эрдогану создать сначала в октябре 2009 г. Содружество тюркских государств, а в ноябре 2021 г. после второй карабахской войны – Организацию тюркских государств.
Для России весьма ценна гибкая позиция мирного посредничества Турции в ситуации обострения российско-украинских отношений. Москва высоко ценит дипломатию Р. Эрдогана, его неоднократные попытки возобновить переговорный процесс, отказ от поддержания антироссийских санкций Запада, ключевую роль в «зерновой сделке», участие в обмене пленных.
Оценивая перечисленное, конечно, в России с особым вниманием относятся к предстоящим выборам в Турции, желают турецкому народу удачного выбора, от итогов которых будет зависеть будущая судьба независимой и сильной Турции. Москва готова будет поддержать именно подобную сбалансированную и сильную Турция, сохраняющую независимость во внешних делах, предпочитающую прагматизм в выборе партнеров, где Россия занимает особое место. Все достигнутые за прошедшие 20 лет и планируемые цели российско-турецкого взаимодействия могут иметь развитие и в ближайшие годы с учетом реалистичной программы лидера ПСР Реджепа Эрдогана.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».