Современные специалисты в области международных отношений всё чаще констатируют факт попадания Монголии в поле зрения большинства крупных геополитических игроков. Так, в американских планах создания «Индопацифики» Монголия проходит как важный идеологический и политический партнёр. Южнокорейские и британские политики называют Монголию значимым восточноазиатским «партнёром по диалогу». Происходит повсеместная активизация инвестиционного сотрудничества, проводятся многочисленные бизнес-форумы, расширяется участие внерегиональных экономических агентов в разработке месторождений на территории страны.
На монгольском направлении стремится усилить своё присутствие и Япония. Она осуществляет в Монголии проекты по созданию дорожной инфраструктуры, переоснащению ТЭЦ, возведению и совместной эксплуатации нового международного аэропорта. Японцы всё активнее интересуются монгольскими природными ресурсами и даже рабочей силой, несмотря на незначительный объём последней.
В условиях XXI века для реализации весьма корыстных и эгоистических планов экономических гигантов в малых развивающихся государствах, крупные капиталистические страны вынуждены прибегать к изощрённым методам «задабривания» и «склонения младших партнёров к сотрудничеству». Соединённые Штаты решают эту задачу путём идеологической солидарности, поощрения демократических и либеральных ценностей. Южная Корея и Великобритания больше ориентированы на культурные и языковые средства. На этом фоне Китай уже давно выбрал путь экономического поощрения.
Япония же идёт по собственному, во многом уникальному пути. В своей стратегии расширения влияния в Монголии Япония делает упор на развитие гуманитарного сотрудничества. Его основой является финансирование Японией социально-гуманитарных программ и проектов в Монголии. Оно осуществляется через различные японские организации, такие как Японская Ассоциация Международного Сотрудничества (JICA), Японский Банк Международного Сотрудничества (JICB), Японский Фонд (Japan Foundation), а также в рамках многочисленных монгольско-японских программ, таких как «Совместный механизм кредитования», «Официальная помощь непроектного назначения», «Экспортная кредитная линия» и «Корни травы».
Объём японской финансовой помощи, предоставленной с 1991 года, достигает трёх миллиардов долларов, что составляет более 30% от всей внешней помощи, полученной Монголией за 31 год. И если в 1990-е годы основная масса японских средств вкладывалась в демократические и рыночные институты Монголии, то с начала 2000-х годов на первый план вышло именно партнёрство в области гуманитарных программ.
В частности, стало активно развиваться двустороннее сотрудничество в области здравоохранения. В мае 2012 года страны подписали соглашение о строительстве больницы при медико-научном университете Монголии. Возведение объекта было осуществлено на основе безвозмездной японской помощи на сумму в 68 млн. долл. В рамках благотворительной программы «Корни травы» был произведён ремонт медицинских учреждений в 16 аймаках страны, а также в городе Улан-Баторе. В 2021 году Япония предоставила Монголии 8 млн. долларов на борьбу с коронавирусом, а также направила специализированное оборудование монгольской национальной федерации незрячих. 5 января 2023 года стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области здравоохранения, согласовав детали участия Японии в национальном монгольском проекте «Здоровый монгол». В планы двустороннего сотрудничества на ближайшие годы была внесена перспектива создания сердечно-сосудистого центра, обучение и переподготовка монгольских врачей, а также расширение возможностей получения монгольскими гражданами медицинских услуг в Японии. Японская компания «Tokushukai Medical Group» заявила о готовности выделить до 43 млн. долларов на реализацию перспективных двусторонних проектов.
Динамично развивается сотрудничество Японии и Монголии и в области образования, молодёжной политики. C 2004 года функционирует монгольско-японский центр поддержки молодёжного сотрудничества, основным направлением деятельности которого является содействие изучению японского языка в Монголии. В 2009-2012 годах в рамках специальной программы школьных обменов в Японии побывали до 1000 монгольских школьников. В 2011 году на обучение в Японию было направлено 50 монгольских специалистов в области энергетики, сельского хозяйства и борьбы со стихийными бедствиями. В 2012 году на японские средства было произведено техническое переоснащение Центра Культурного Наследия Монголии. В 2018-2021 годы был реализован проект реконструкции и модернизации школ в пяти округах Улан-Батора на средства, предоставленные японским правительством на безвозмездной основе (18 млн. долларов). С 2019 года в рамках монгольско-японского гуманитарного сотрудничества реализуется проект развития высшего инженерно-технического образования в Монголии стоимостью в 51 млн. долл. Финансирование предоставлено Японской Ассоциацией Международного Сотрудничества на безвозмездной основе. С 2022 года Японская компания Yamaha занимается подготовкой музыкальных техников для монгольской государственной филармонии. 2022 год был объявлен годом обмена и дружбы между монгольской и японской молодёжью. В настоящее время на стипендии японского правительства в Японии обучаются 70 монгольских студентов. В рамках программы «Корни травы» Япония осуществила на безвозмездной основе ремонтные работы и техническое переоснащение 55 монгольских школ, расположенных в 10 монгольских аймаках. Монгольский национальный университет медицинских наук имеет программы сотрудничества с 80 учебными заведениями и больницами Японии.
Отдельное внимание стороны уделяют вопросам сотрудничества в области защиты экологии и окружающей среды. В 2013 году для поддержки благоприятной экологической обстановки в Монголии стороны разработали т. н. «Совместный Механизм Кредитования». Он предполагает выделение японским правительством кредитов на льготных условиях для финансирования монгольских проектов по сокращению выбросов углеводородов. В частности, в рамках данного механизма выделяются льготные кредиты для покупки монгольским правительством японского оборудования для мониторинга, а также снижения загрязнения воздуха в стране. В марте 2019 года министерства окружающей среды двух стран договорились о проведении совместного исследования экологического баланса в Монголии. В 2010-е годы японскими фирмами была проведена модернизация сети водоснабжения в Улан-Баторе, Алтае и Мандалгоби, выполненная на средства, выделенные правительством Японии в качестве льготного кредита. Во время визита спикера ВГХ Занданшатара в Японию, состоявшегося 3 марта 2023 года, стороны заявили о начале третьего этапа реализации программы развития малых и средних предприятий и защиты окружающей среды, в рамках которой осуществляется финансовая и техническая поддержка экологически чистых предприятий.
Двустороннее гуманитарное сотрудничество осуществляется и в области развития туризма. В 2013 году стороны подписали договор о строительстве в долине Хошиг нового международного аэропорта за счёт льготного кредита Японского банка международного сотрудничества на сумму в 210 млн. долл. В проекте участвуют японские корпорации «Мицубиси» и «Чиода». Итоговая стоимость реализации проекта достигла отметки в 476 млн. долл. В течение 15 лет с момента ввода в эксплуатацию, воздушная гавань будет находиться в совместном управлении монгольской государственной компанией Khushig Valley Airport Company и японской Airport Management LLC, после чего он будет полностью передан Монголии. Также, в ходе встречи спикера ВГХ Занданшатара с главой японского парламента, представители двух стран выразили желание упростить порядок получения виз для монгольских граждан, направляющихся в Японию.
К прочим проектам двустороннего гуманитарного сотрудничества стоит относить техническое переоснащение пожарных частей г. Улан-Батора, выполненное в 2012 году на средства льготного кредита Японии, строительство «Солнечного моста» в центре Улан-Батора, участие Японии в финансировании монгольских программ «Новая железная дорога», «Жильё на 100 тысяч семей», «Развитие малых и средних производств», а также открытие в 2013 году экспортной кредитной линии на сумму 58 млн долл. с целью борьбы с бедностью в Монголии путём создания новых рабочих мест.
Как же подобными миролюбивыми инициативами Япония удовлетворяет свои корыстные нужды и защищает свои интересы в развивающихся странах?
Во-первых, активное содействие развитию различных регионов мира призвано создать благоприятный образ Японии на международной арене, укрепить её авторитет в ООН в связи со стремлением страны получить статус постоянного члена СБ ООН, чему может поспособствовать поддержка большинства членов данной организации. В частности, Монголия регулярно отмечает свою солидарность с Японией по этому вопросу в двусторонних совместных заявлениях. Сама ООН рассматривает японскую «помощь развитию» в качестве инструмента для решения глобальных экономико-социальных задач.
Во-вторых, выделение льготных кредитов развивающимся странам, в число которых входит и Монголия, является государственным инструментом, стимулирующим экспорт японских промышленных предприятий в условиях затяжного экономического кризиса. (С 1992 года среднегодовой рост ВВП Японии не превышает 1,5%). Условия льготных кредитов, чаще всего, предполагают закупку именно японской техники и оборудования, что во многом лишает развивающиеся страны доступа к конкурентному международному рынку. Также, создание благоприятного образа Японии в Монголии является средством укрепления политического влияния, а также своеобразной «рекламой» японским товарам на монгольском рынке (43% монголов относятся к Японии «весьма позитивно» и ещё 41%- «скорее позитивно»).
В-третьих, финансирование Японией ряда монгольских государственных программ призвано поставить монгольскую политическую элиту в определённую зависимость от японской помощи, так как отказ от неё будет сопровождаться ростом дефицита государственного бюджета Монголии (бюджет на 2023 год утверждён с дефицитом в 2.6% от ВВП, в прошлые годы эта цифра доходила до 7%). Большая часть японской финансовой помощи направляется на поддержку именно бюджетных проектов. В это же время надежды монгольских политиков на увеличение объёмов помощи будут подталкивать их к сотрудничеству с Японией, сковывая пространство для политического маневра в невыгодные для Японии направления.
В-четвёртых, безвозмездная помощь в создании транспортно-инфраструктурных объектов призвана расширить возможности экспорта монгольских природных ресурсов в Японию путём модернизации железнодорожной и автомобильной сетей страны. В настоящее время эта возможность отсутствует из-за китайской монополии на транзит монгольского экспорта в страны АТР.
В-пятых, продвижение японского языка и культуры в Монголии через образовательные программы и молодёжный обмен призваны создать в долгосрочной перспективе благоприятную «проводящую среду» в Монголии для японских бизнес планов.
Таким образом, «щедрое» гуманитарное партнёрство Японии и Монголии – лишь инструмент обеспечения потребностей японских властей и крупного бизнеса. Ряд проектов, ориентированных на долгосрочную экономическую выгоду, искусственно приравнивается сторонами к гуманитарным и благотворительным. А та часть проектов, которая не предполагает прямой материальной выгоды, работает на рекламу Японии в качестве большого друга и партнёра Монголии, обосновывая японские амбиции в этой стране, которые не будут ослабевать ещё весьма долгое время.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».