22.08.2022 Автор: Владимир Терехов

Ф. Кисида “переформатировал” кабинет министров Японии

FUM3121

10 августа премьер-министр Японии Фумио Кисида объявил новый персональный состав правительства страны из 19-и министров. Прежние посты сохранили только пять членов предыдущего кабинета, в том числе министр иностранных дел Ё. Хаяси. Из 14-и новых министров девять никогда не находились на подобного уровня государственных должностях и остальные пять ранее входили в те или иные правительственные конфигурации.

Из этих последних обратило на себя внимание возвращение на пост министра обороны Ясукадзу Хамады, ранее находившегося на нём в 2008-2009 годах в составе кабинета министров Таро Асо.

Обращается также внимание на то, что радикальные изменения в правительстве Ф. Кисиды были проведены всего лишь через девять месяцев после того, как оно было сформировано вследствие очередной победы Либерально-демократической партии на состоявшихся осенью 2021 г. всеобщих выборах в нижнюю палату парламента.

Но всё равно в глазах населения радикальность изменений в действующем правительстве, видимо, оказалась недостаточной (возможно, и запоздалой). Зондаж общественных настроений по этому поводу, проведенный газетой Yomiury Shimbun непосредственно после формирования нового кабинета министров, показал, что рейтинг доверия к нему упал сразу на 6% по сравнению с опросом двухнедельной давности (то есть ещё при прежнем его составе) и достиг самого низкого уровня (51%) со времени занятия Ф. Кисидой поста премьер-министра.

И здесь трудно не воспользоваться поводом в очередной раз порассуждать на древнюю обобщённую тему “народ и власть”. Она имеет много ответвлений и в последние годы приобретает особую актуальность в связи с бурными событиями в ряде стран Ближнего Востока, в Мьянме, на Украине, в Пакистане, на Шри-Ланке. На авторский взгляд, все они являются диагнозом, аккуратно выражаясь, состояния неблагополучия глобальной обстановки, которая находится в стадии радикальной трансформации. Процесс которой запущен с непонятными целями и протекает в неясном направлении.

Всё более тяжкие издержки этого процесса испытывает на себе рядовой обыватель всех стран мира. Который ещё недавно с надеждой смотрел на тех, кто от его имени руководит территорией проживания. И если он не только не видит никаких позитивных тенденций в окружающей его ситуации, но, напротив, наблюдает только негативные в ней тренды, то у него невольно формируется вопрос, а, собственно, чем эти ребята, за которых он голосовал, занимаются в условиях разрастающегося кризиса.

Что? Они являются сторонниками какой-то “Церкви единства”, то есть странного движения, зародившегося в середине 50-х годов в Южной Корее? Того самого, в неясных отношениях с которым находились не только бывший премьер-министр С. Абэ (а также его дед, то есть премьер-министр Нобусукэ Киси), но и его убийца? Далее обыватель узнаёт, что и многие другие члены правительства находятся в тех же “неких отношениях” с той же “Церковью единства”.

Тем самым в его глазах формируется “понятная” причинно-следственная связь между возрастающими бытовыми проблемами и тем, чем занимаются (подчеркнём, в свободное от работы время) некоторые из членов правящей политической элиты. Которым, ясное дело, не должно быть места в руководстве Японии. В этом уверены 85% жителей страны.

Собственно, реакцией на подобного рода настроения и стало обсуждаемое “переформатирование” правительства Ф. Кисиды. Которое, повторим, получило лишь частичное одобрение электората, поскольку и в новом правительстве остались сторонники всё той “Церкви единства”. Видимо, этим обусловлено продолжение падения рейтинга кабинета министров Ф. Киси и в новом составе.

Тем не менее, поскольку в ближайшее время не ожидаются какие-либо масштабные внутриполитические события общенационального масштаба (типа всеобщих выборов), то, вообще говоря, у нового правительства развязаны руки в плане подходов к решению разного рода неотложных проблем внутреннего и внешнего планов. При определённом скепсисе относительно подобной позитивной перспективы (видимо, основанного на результатах заключительного периода премьерства С. Абэ, годичного пребывания на этом посту Ё. Суги и первых месяцев премьерства Ф. Кисиды), всё же отмечается, что министерства, в сфере ответственности которых указанные проблемы находятся, возглавили лица, уже имевшие ранее “профильный” опыт работы.

Среди них упоминается тот же Я. Хамада, который вновь приступил к исполнению обязанностей министра обороны в условиях резко обострившейся обстановки в окружающем Японию пространстве. Кроме того, до конца текущего года возглавляемое им ведомство (видимо, во взаимодействии с некоторыми другими) должно подготовить три программных долгосрочных документа. Из них одним станет “Стратегия национальной безопасности”, которая заменит составленный в 2013 г. первый за всю послевоенную историю Японии подобного рода документ. Два других затронут вопросы непосредственно военного строительства сроками на пять и десять лет.

В условиях очередной (“седьмой”) волны массовых заболеваний “Ковид-19” (проявляющейся в виде заражения новыми штаммами), а также обнаружения первых заболевших “оспой обезьян”, особую важность во внутриполитической жизни приобретает министерство здравоохранения. Его в третий раз возглавил Кацунобу Като. Между прочим, в середине прошлого десятилетия он руководил специальным правительственным ведомством, в ведении которого находится проблематика непрерывного снижения рождаемости в Японии. Которая редко оказывается в центре внимая СМИ, при том что обозначается как “потенциальная национальная катастрофа”.

На экономику влияет комплекс внутренних и внешних проблем, в решении которых будут участвовать несколько ведомств при определённом координировании их работы со стороны руководства ЛДП, секретариата правительства и самого премьер-министра. В этом плане обращается внимание на назначение руководителем Совета по исследованию политических проблем при ЛДП К. Хагуиды, не раз занимавшим различные министерские посты в нескольких правительствах. Последний раз он был министром экономики, торговли и промышленности. В новом кабинете министров этот пост занял Я. Нисимура, ранее пребывавший на различных правительственных должностях. В сферу ответственности Я. Нисимуры входят также вопросы экономических отношений с Россией.

Главой же созданного в октябре 2021 г. министерства экономической безопасности стала Санаэ Такаити (одна из двух женщин в новом составе правительства), опытный государственный деятель, также ранее занимавшая различные министерские посты. Кстати, сфера её нынешних обязанностей наверняка найдёт отражение в новой редакции “Стратегии национальной безопасности”.

Что касается внешнеполитического курса обновлённого правительства Ф. Кисиды, то сохранение на посту руководителя японского МИД Ё. Хаяси свидетельствует о том, что не следует здесь ожидать сколько-нибудь радикальных изменений.

Наконец, отметим, что хотя действительно пока в Японии не предвидится возникновение внутриполитической турбулентности общенационального масштаба, но с неприятностями относительно локального уровня центральное правительство вполне может столкнуться. Их причиной могут оказаться, например, итоги назначенных на 11 сентября губернаторских выборов в префектуре “Окинава”. Ибо в них собирается принять участие один из источников головной боли центрального правительства Японии, каковым является нынешний губернатор данной префектуры Дэнни Тамаки.

Который с момента избрания четырьмя годами ранее на эту должность непрерывно актуализирует проблему переноса авиабазы Корпуса морской пехоты США, заложенной 75 лет назад на окраине небольшого посёлка Гинован и оказавшейся сегодня в центре одноименного (не малого) города. Д. Тамаки выступает против переноса её в другое место той же Окинавы (как это предусмотрено соответствующим государственным проектом, согласованным с американской стороной) и за выведение её вообще за пределы острова. “Куда-нибудь”. Это на фоне постоянной официальной риторики Токио о “краеугольном характере” военно-политического альянса с Вашингтоном.

Первые итоги указанных выборов могут послужить одним из поводов для оценки реальных последствий “переформатирования” кабинета министров Ф. Кисиды

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”.

Похожие статьи: