В течение последних двух лет США активно пытались сплотить страны арабского мира вокруг Израиля, решить по американским лекалам «палестинскую проблему» и заставить Палестину урегулировать конфликт с Израилем через «сделку века» Дональда Трампа, имевшую явный уклон в пользу еврейского государства.
В Вашингтоне желание палестинских властей разрешить вопрос при посредничестве ЕС, России и ООН не поддерживают, настаивая на переговорах по своей схеме — в формате «США — Палестина — Израиль».
При этом предлагавшийся Белым домом вариант соглашения не учитывал ключевое требование палестинцев установить столицу будущего государства в Восточном Иерусалиме, а также даже не рассматривал другие весьма важные для палестинцев вопросы. Напротив, план США признавал этот город неделимой частью еврейского государства. При его подготовке администрация Трампа так и не выслушала вторую сторону конфликта, кооперируясь при составлении сделки в основном с Израилем. Кроме того, хорошо известно, что основную часть плана президент Трамп представил совместно с израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Вашингтоне, когда представителей Палестины даже не пригласили на встречу.
Желание Белого дома достичь дипломатического прорыва в этом вопросе было особенно настойчивым на фоне президентских выборов в США в конце 2020 года и при активной роли Дональда Трампа. Однако в Палестине предложения США рассматривать отказываются, поскольку «сделка века» имеет явный уклон в пользу Израиля. Вместе с палестинцами критический подход к американским инициативам сохранился и во многих других арабских государствах, несмотря на оказывавшееся давление на них со стороны Вашингтона. Поэтому нет ничего удивительного, что к настоящему времени дипломатические отношения с Израилем из арабских государств есть у Египта, Иордании, ОАЭ, Бахрейна и Марокко. При этом нормализация отношений с последними тремя государствами состоялась при активном посредничестве американского президента Трампа менее двух лет назад.
Шестой страной «сделки века» должен был стать Судан, но процесс нормализации застопорился.
Весьма важное внимание уделялось Белым домом в последние годы продвижению урегулирования отношений Израиля с Саудовской Аравией. Еще в 2020 году бывший госсекретарь США Майк Помпео не скрывал надежд Вашингтона на нормализацию отношений этих стран, заявляя, что если действия Белого дома в этом вопросе будут успешными, а к числу союзников Израиля присоединится Саудовская Аравия, то можно будет говорить о создании «нового Ближнего Востока». При этом в США явно рассчитывали, что курс большинства арабских государства на взаимодействие с Тель-Авивом до урегулирования всех споров с палестинской стороной так или иначе сыграет против Палестины, власти которой будут все больше терять поддержку арабского мира и будут «более сговорчивыми» в ответ на претензии и действия Израиля.
А требования Палестины, как все помнят, весьма оправданные и четкие. В частности, палестинская сторона привержена урегулированию конфликта с Израилем на основе международного права и решения о создании двух государств, с возвращением еврейского государства к границам 1967 года — освобождением оккупированных территорий на Голанских высотах и ферме Шебаа, отказом от незаконных поселений на Западном берегу реки Иордан, а также передачей Палестине Восточного Иерусалима. При этом международное право и резолюции ООН являются отсылками к подлинному мирному процессу с четким кругом ведения и сроками для достижения конца израильской оккупации. ООН, ЕС и Россия выступают за прямые переговоры между Израилем и Палестиной, поддерживая урегулирование конфликта с учетом прошлых договоренностей, в частности, созданием столицы палестинского государства в Восточном Иерусалиме.
Из-за откровенно провокационной политики США на Ближнем Востоке и их стремления в решении любого конфликта, в том числе и ближневосточного, получить лишь односторонние свои прибыли и укрепить позиции в регионе Израиля, «палестинская проблема» лишь обострилась в последнее время. И немаловажную роль в этом обострении сыграли последние планы Тель-Авива вдвое увеличить к 2026 году численность израильтян в долине реки Иордан и на Голанских высотах. В результате таких действий, как заявил на днях на заседании Совбеза ООН постпред РФ при международной организации Василий Небензя, и без того взрывоопасная обстановка усугубляется неправомерными односторонними шагами Тель-Авива по созданию необратимых реалий «на земле», а сами подобные планы могут быть расценены как аннексия оккупированной территории.
Как подчеркнул В.Небензя, за прошлый год Тель-Авивом было одобрено строительство более 12 тысяч единиц жилья в поселениях за счет расширения имеющихся и строительства новых, снесено более 1 тысячи палестинских домов. Продолжается конфискация земельных участков и принудительное выселение палестинских семей, вырубаются оливковые плантации, наблюдается рост числа нападений поселенцев, а также непропорциональное применение силы израильскими военными.
В указанных условиях многие страны региона стали реагировать на подобную неправомерную политику Израиля. И довольно примечательной стала, в частности, реакция парламента Ирака, который уже более полугода не может решить первостепенные для страны задачи, связанные с выборами президента и определением главы будущего правительства. Тем не менее он сумел за две недели одобрить 26 мая в трех чтениях законопроект под названием «Криминализация установления и нормализации отношений с сионистской системой» (так в Ираке называют Израиль), предусматривающий уголовную ответственность за нормализацию отношений с еврейским государством. Этот закон объявляет любые отношения, официальные или неофициальные, наказуемым преступлением, а его нарушение карается в Ираке смертной казнью или пожизненным заключением. Закон также коснется предприятий и компаний, которые работают в Ираке, сохраняя сотрудничество с партнерами в Израиле.
Напомним, что Ирак никогда не признавал государство Израиль с момента его создания в 1948 году, страны не имеют дипломатических отношений, граждане Ирака и представители компаний не могут посещать эту страну.
Новый закон был предложен влиятельным шиитским священнослужителем Муктадой ас-Садром, партия которого выступает против тесных связей между США и Израилем. Эта партия на октябрьских выборах 2021 годы получила большинство мест в иракском парламенте. За новый закон проголосовали 275 из 329 депутатов парламента. Как следует из распространенных в социальных сетях кадрах, шиитские законодатели тепло приветствовали принятие этого закона.
Указанный закон уже осужден официальными представителями США и Израиля. В частности, в заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента Неда Прайса подчеркивается не только «озабоченность США принятием парламентом Ирака закона о криминализации нормализации отношений с Израилем». Но и указывается, что именно он якобы «резко контрастирует с прогрессом, которого достигли соседи Ирака, наводя мосты и нормализуя отношения с Израилем, создавая новые возможности для жителей всего региона».
Примечательно, что указанный закон парламент Ирака принял в канун празднования 28 мая дня Иерусалима, отметившего 55-летие с тех пор, как Израиль отвоевал в ходе Шестидневной войны районы Иерусалима, которые находились в руках Иордании.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».