После полуторагодичного перерыва Северная Корея возобновила железнодорожное сообщение с Китаем.
Напомним, что с конца января 2020 г. КНДР закрыла свои границы для железнодорожного сообщения, и хотя 26 июня 2020 г. один грузовой поезд проследовал из Хуньчуня — пограничного города в китайской провинции Цзилинь, на станцию Туманган на северокорейско-российской границе, на фоне усиления эпидемии границы оставались закрытыми.
Государственные СМИ предупреждали, что вирус может быть занесен в страну снегом и пылью, и официально никого не впускали в страну с марта 2020 года. Суда, перевозящие импорт, также должны были проходить карантин в течение нескольких недель за пределами портов, прежде чем войти в них из-за боязни загрязнения.
В июле 2020 г. «Нодон синмун» призывала усилить надзор за возможностью проникновения коронавируса через импортные товары, основываясь на случае обнаружения вируса на упаковочной бумаге, и уже тогда предполагалось, что граница может вновь открыться только где-то между 2021 и 2022 годами.
Примерно в то же время стало известно, что Северная Корея приняла закон о «дезинфекции импорта», в рамках которого в приграничных районах началось строительство дезинфекционных центров — под крупнейший из них даже отвели аэропорт города Ыйчжу недалеко от китайской границы, куда была специально проведена железнодорожная ветка. Строительство началось примерно в середине февраля 2021 г. и, судя по снимкам Planet Labs, было в основном завершено к концу марта, но по состоянию на 15 апреля объект еще не выглядел завершенным или открытым. Комплекс насчитывает десять больших складов, вспомогательные здания и пять железнодорожных платформ. Как часто бывает с подобными объектами в КНДР, мало построить здание, надо заполнить его соответствующим оборудованием, что в условиях санкций непросто.
15 октября 2021 г. Северная Корея открыла для доставки гуманитарной помощи ключевой морской маршрут из китайского порта Далянь в северокорейский Нампхо. 8 ноября местные СМИ передали кадры, на которых поезд из КНДР пересекает мост через реку Амноккан, но правительство РК предложило подождать, «поскольку сначала должны быть завершены консультации между Северной Кореей и Китаем».
В результате в последнем материале на эту тему автор отмечал, что несмотря на слухи о скором открытии границы, она пока оставалась на замке. Но в начале года эта ситуация, похоже, все-таки начала меняться.
1 января японская газета «Ёмиури» со ссылкой на источники из числа северокорейских торговых представителей сообщила о якобы достигнутой между Пхеньяном и Пекином договорённости возобновить двустороннюю торговлю по суше. Утверждалось, что в рамках двусторонних договорённостей через ж/д переход Даньдун-Синыйчжу начнутся поставки молочных продуктов, медикаментов и других товаров. Вопрос об этом был согласован сторонами в ноябре 2021 г., однако запуск торговли откладывался из-за карантинных ограничений.
16 января 2022 г. северокорейский товарный поезд пересек железнодорожный мост в Китай, хотя перевозил ли он груз или был пустым, подтверждено не было. 17 января в Даньдун прибыл второй поезд, в то время как состав, состоящий как минимум из 15 вагонов, с грузом товаров первой необходимости и медикаментов отправился из Даньдуна и в Синыйчжу. Третий поезд в Даньдун прибыл день спустя, и автор надеется, что это начало регулярного сообщения, пусть и по составу в день. К этому времени возобновление движения поездов было подтверждено заявлением пресс-секретаря министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзяня.
Отметим и прошедшую информацию, что перед возобновлением перевозок с КНР было проведено полное вакцинирование нескольких сот работников таможни и смежных служб. Кроме того, информированный источник ранее сообщил NK News, что первая партия была направлена на тестирование средств дезинфекции для железнодорожных перевозок.
Что теперь? Министерство объединения Южной Кореи заявило, что будет продолжать следить за такими железнодорожными перевозками и приведут ли они к возобновлению торговли и обмена людьми между соседями, а спецслужбы РК утверждают, что границу каждый день пересекали поезда, перевозившие около 20 вагонов.
Как и ожидалось, грузы едут по специальной ЖД в огромный карантинно-складской центр на месте переоборудованного аэропорта Ыйчжу по 14-километровому участку пути мимо домов и улиц Северной Кореи. Это означает, что власти уверены в том, что поезд не распространит COVID-19 среди близлежащего населения.
Это также предполагает, что вагоны прибывающих поездов могут возвращаться по рельсам обратно в Китай после разгрузки без необходимости проходить длительный карантин, сокращая количество вагонов, необходимых для операции.
Согласно спутниковым снимкам от 24 января 2022 года, по прибытии вагоны поезда, по-видимому, разделяются на группы вдоль пяти отдельных разгрузочных платформ, прилегающих к пяти складам. Выгруженные товары быстро обрабатываются на больших складах, прежде чем их вывозят из дверей на противоположных концах зданий и хранят снаружи на бывшей взлетно-посадочной полосе аэропорта. Время, необходимое работникам для обработки товаров, все еще неясно, но изображения показывают, что это занимает один или два дня.
Теоретически это означает, что дезинфекционный комплекс может продолжать принимать ежедневные входящие грузы, не будучи перегруженным до того, как первая партия, прибывшая 17 января, завершит процесс дезинфекции и будет готова его покинуть. Прошедшие карантин товары могут отправляться в остальную часть страны ежедневно или несколько раз в неделю.
Продолжительность дезинфекции и вероятного карантинного процесса, который будут проходить импортируемые товары, пока неизвестна, но наиболее вероятный срок от 14 дней до одного месяца. Неизвестно и то, были ли эти поставки в КНДР гуманитарной помощью со стороны Китая или товарами, полученными в результате купли-продажи.
Теперь поговорим о реакции на событие и ангажированности экспертов. Комментарии, которые попадались автору в англоязычных СМИ, делились на несколько групп с точки зрения контента:
- Открытие границы говорит о крайней степени развала экономической системы, вследствие чего режим был вынужден принимать иностранную помощь. Впрочем, скорее всего речь идет не о помощи голодающему народу, а о предметах роскоши, раздачей которых режим покупает лояльность номенклатуры.
- 20 вагонов в день это мало – такие поставки все равно «не принесут существенного облегчения жителям Северной Кореи, страдающим от нехватки продовольствия и материалов из-за строгой политики правительства по борьбе с COVID-19».
- «Долгожданное открытие границы Северной Кореи вряд ли распространится на Пхеньян» и «не расчистит почву для любого возможного прогресса в ядерных переговорах или улучшения межкорейских связей».
- «Это указывает на серьезный сдвиг в политике карантина Северной Кореи, которая до сих пор была сосредоточена на ограничительных мерах, строго запрещающих контакты с внешним миром. Теперь международное сообщество должно предпринять более активные шаги, предложив Северу дальнейшую гуманитарную помощь. Предложение вакцин против COVID-19 поможет ослабить проблемы безопасности, возникающие в результате конфронтации между США и Севером. Администрация Мун Чжэ Ина должна укреплять сотрудничество с США, чтобы создать атмосферу для диалога и ускорить оказание гуманитарной помощи Северу».
- Китай подкармливает своего союзника, но это ненадолго – скоро Пхеньян нарушит мораторий на испытания ядерного оружия или пуски МБР и, как неблагодарный, наверняка сделает это во время Олимпиады в Пекине.
Автору же кажется, что «лиха беда начало», и механизм центров дезинфекции вряд ли заработает быстро. Но не стоит забывать, что КНДР так и не пропустила пандемию за пределы своих границ, во многом благодаря экстраординарным мерам. Разумеется, с этим связано много пропаганды и мифов, которые мы при случае разберем.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».